«Коллективное музицирование» по предмету «Электрогитара Ансамбль».


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С.ЛИХАЧЕВА
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 3»
Рассмотрено на МС школы: «Утверждаю»
Протокол № 1 от «27»августа 2015 г. Директор МАОУДОД
г.Нижневартовска
«Детская школа искусств №3»
_____________С.В.Очирова Приказ № 155
от «01» сентября 2015 г.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету
ПО.01.УП.01 «Иколлективное музицирование» по предмету «Электрогитара Ансамбль».Срок реализации программы - 4 года.
Составитель: преподаватель
первой квалификационной
категории Борисов Е.М.
г. Нижневартовск 2015
Структура программы учебного предмета
I.Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III.Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV.Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V.Методическое обеспечение учебного процесса
VI.Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература
- Средства обучения
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент. Ансамбль.)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на гитаре в детских школах искусств.Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.
Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы 7,5 – 11 лет.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самих учащихся.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент.Ансамбль » составляет 1 час в неделю .Реализация программы осуществляется у обучающихся 2-4 классов. . В начальном периоде обучения осуществляется совместное музицирование обучающегося и педагога, и занятия с малой группой 2-4 человека: дуэты, трио, квартеты.
Игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяет совместными усилиями создавать художественный образ, развивает умение слушать друг друга, гармонический слух, формирует навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения ансамблевой программы (выпускного экзамена). Возможны другие формы итоговой аттестации. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент .Ансамбль» обучение рассчитано на 3 года .
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Инструментальное музицирование. Ансамбль.» (срок обучения 4 года)
№ п/п Наименование предметной
области/учебного предмета Годы обучения (классы),
количество аудиторных
часов в неделю
I II III IV
1. Учебные предметы исполнительской
подготовки: 1 1 1
1.1. Инструментальный ансамбль 1 1 1
3.1. Музыкальная информатика 1 1 1
Форма проведения учебных занятий
В начальном периоде обучения осуществляется совместное музицирование обучающегося и педагога, и занятия с малой группой 2-4 человека: дуэты, трио, квартеты.
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о гитарном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на гитаре, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» являются:
ознакомление детей с гитарой, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;
формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических форм музицирования на гитаре, в том числе, аккомпанирования, подбора по слуху.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первый год обучения -2 класс.
Знакомство обучающихся с техническими особенностями ансамблевого исполнительства.
Работа над основополагающими моментами ансамблевого исполнительства: чистое интонирование, игра с опорой и без опоры, четкость исполнения, ясная артикуляция, тембровое единство. Работа над подвижностью и гибкостью голоса каждого из участников ансамбля. Эмоциональное исполнение, понимание смысловых акцентовтекста,кульминационных точек в содержании пьесы.
Примерный репертуарный список.
- В. Де Хове - «Танец»
- Аноним, обр., Н. Ивановой - Крамской – «Танец»
- А. Гедике - «Заинька попляши»
- Е. Юцевич - «Колыбельная»
- О.Зубченко - «Весёлые гуси»
- Аноним, обр., Н. Ивановой – Крамской – «Тамбурин»
- О. Зубченко - «По Дону гуляет…»
- П. Бухалов – «Колокольчики мои, цветики степные»
- Ф. Сор – «Андантино»
- Ф. Сор – «Анданте»
- Аноним – «Старинная французская песня»
- Л. Моцарт – «Бурре»
- Г. Тельман – «Менуэт»
- Ф. Карулли – «Пьеса»
- Ф. Карулли – «Андантино»
- И. Кюфнер – «Экоссез»
- А. Корелли – «Сарабанда»
- Обр., Н. Ивановой – Крамской – «Ковбойская песня»
- Р.Н.П. ,обр. Н. Ивановой-Крамской – «Сама садик я садила»
- Матросская песня 19в обр. Н. Ивановой-Крамской – «Марш»
- О.Чилизотти – «Балет»
- Й. Кюффнер – «Марш»
- Ф. Карулли – «Модерато»
- Й. Кюффнер – «Лендлер»
- Обр., Н. Ивановой – Крамской – «Зелёные рукава»
- Й. Кюффнер – «Немецкий танец»
- Ф. Сор – «Анданте»
- Пер. Х. Сарате – «Плывёт,плывёт лодка»
- Музыка народов Перу – «Маленький карнавал»
Примерные программы.
1 вариант
- В.Де Хове - «Танец»
- Й. Кюффнер - «Лендлер»
2вариант
- О.Зубченко – «По Дону гуляет»
- Ф.Сор – «Андантино»
3 вариант
- Л.Моцарт – «Бурре»
- О.Зубченко – «Весёлые гуси»
Второй год обучения – 3 класс
Укрепление навыков и разностороннее воспитание музыкально-исполнительских особенностей ансамблевого исполнения. Работы над основополагающими моментами ансамблевого исполнительства: чистое интонирование, игра с опорой и без опоры, четкость исполнения, ясная артикуляция, тембровое единство. Работа над подвижностью и гибкостью голоса каждого из участников ансамбля. Эмоциональное исполнение, понимание смысловых акцентов текста, кульминационных точек в содержании пьесы. Дальнейшее развитие гармонического и мелодического слуха, яркости и эмоциональности исполнения. Введение в работу упражнений со специфическими приемами: легато, простые флажолеты.
В течение года обучающиеся должны освоить 6-7 произведений различного характера и содержания. Обязательно исполнение одного произведения крупной формы (желательно обработка народной песни).
Примерный репертуарный список
- Р.Н.П. Обработка А.Иванова-Крамского – «Ты пойди, моя коровушка, домой»
- М. Каркасси в переложении О. Зубченко – «Аллегретто»
- М. Джулиани в переложении О. Зубченко – «Аллегро»
- Ф.Шуберт – «Немецкий танец»
- Граф Лози фон Лозинтал – «Сарабанда»
- Н. Иванова-Крамская – «Песня без слов»
- Обр. Н. Ивановой-Крамской – «Венгерская народная песня»
- Ф. Сор – «Андантино»
- Р.Н.П. Обр., А. Холминова – «Ой, да ты калинушка»
- Р.Н.П. Обр., В. Калиниа – «Чтой-то звон»
- И.Н.П. Обр., В. Калинина – «Санта Лючия»
- Н.Н.П. Обр., Н. Ивановой – Крамской – «Санта Лючия»
- А. Иванов – Крамской – «Колыбельная»
- А. Штингль – «Прелюдия»
- О.Лассо – «Песня»
- Белорусский народный танец, обр., Н. Ивановой – Крамской – «Янка»
- Г. Перселл – «Марш»
- Обр., Б. Хенце – «Немецкий народный танец»
- П. Чайковсий – «Колыбельная»
- Ф. Де Милано – «Канцона»
- Д. Фортеа – «Вальс»
- П. Чайковский – «Немецкая песенка»
- Т. Хренников – «Колыбельная»
- К. Вебер – «Романс»
- М. Эйве – «Разговор вдвоём»
- Популярная музыка – «Маленький рок»
Примерные программы.
1 вариант
- М. Каркасси в переложении О. Зубченко – «Аллегретто»
- Р.Н.П. Обр., А. Холминова – «Ой, да ты калинушка»
2 вариант
- М. Джулиани в переложении О. Зубченко – «Аллегро»
- Р.Н.П. Обр., В. Калиниа – «Чтой-то звон»

3 вариант
- Граф Лози фон Лозинтал – «Сарабанда»
- К. Вебер – «Романс»
Третий год обучения – 4 класс
Продолжается работа над правильной артикуляцией и четкостью исполнения. Внесение в исполнение элементы художественного творчества, чувствование движение мелодии, динамику ее развития в многоголосном звучании. Введение в работу упражнений со специфическими приемами: глиссандо, пиццикато.
В течение года обучающиеся должны освоить 6-7 произведений различного характера и содержания.
Примерный репертуарный список
- Польский народный танец, обр., О. Зубченко – «Мазурка»
- О. Зубченко – «Прелюд – мимолётность»
- Обр., О. Зубченко – «Хава нагила»
- В. Гомес – «Романс»
- Е. Ларичев – «Полька»
- П. Чайковский – «Старинная французская песенка»
- М.- Л. Анидо – «Аргентинская мелодия»
- Ф. Сор – «Старинный испанский танец»
- А. Халпахчиев – «Прелюдия»
- Популярная музыка – «Маленький рок»
- Аноним – «Каранга»
- Э. Назарет – «Утреннее танго»
- Г. Бьянка Пинеро – «Самба»
Примерные программы.
1 вариант
- Польский народный танец, обр., О. Зубченко – «Мазурка»
- О. Зубченко – «Прелюд – мимолётность»
2 вариант
- Обр., О. Зубченко – «Хава нагила»
- В. Гомес – «Романс»
3 вариант
- Ф. Сор – «Старинный испанский танец»
- А. Халпахчиев – «Прелюдия»
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ
В процессе обучения учащийся должен усвоить значение термина «ансамбль» – как слитное, слаженное исполнение произведения всеми музыкантами, подчинение общему художественному замыслу.
Учащийся должен уметь:
•применять в ансамбле практические навыки игры на инструменте, приобретенные на индивидуальном уроке;
•слышать и понимать музыкальное произведение - его основную тему, подголоски, вариации, исполняемые другими участниками ансамбля;
•исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке произведения;
•уметь читать с листа партию и ориентироваться в ней
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
•контрольные уроки;
•академические концерты;
•открытые концерты для родителей;
В течение учебного года преподаватель должен подготовить с учащимся 4-6 произведений, различных по жанру, форме, образно-художественному содержанию. Учащийся должен знать свои партии наизусть для выступления на академическом концерте.
Критерии оценки выступления на академическом концерте.
1. Качество исполнения музыкальных произведений:
•точность текста;
•фразировка;
•метроритм;
•интонирование.
2. Исполнительские данные:
•психофизические возможности;
•музыкальные способности;
•эстрадно-исполнительские качества (культура исполнения, поведения на сцене, ощущение свободы).
3. Владение навыками игры в ансамбле:
•синхронность звучания партий ансамбля;
•единство трактовки художественного образа музыкального произведения.
4. Осмысленность исполнения.
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.
Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год; возможно проведение отдельных контрольных мероприятий по ансамблю, аккомпанементу.
При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной программы и/или участие в ансамбле.
Критерии оценки
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
При подборе репертуара преподаватель должен руководствоваться принципами постепенности и последовательности обучения.
Программа предусматривает изучение разнообразного ансамблевого репертуара: это оригинальные гитарные ансамбли; переложения произведений композиторов разных стилей и эпох (от классической западноевропейской и русской музыки до сочинений современных авторов, обработки народных песен и танцев). В процессе освоения учебной программы закрепляются навыки игровой установки, приобретённые в ансамбле.
Особое внимание уделяется правильной постановке игрового аппарата, которая является основой интонационной чистоты звучания, продолжительности и динамики звука. Ровность, четкое и определенное звучание играют важную роль в активном формировании звука, смысловой нагрузки.
Игра в народном ансамбле дисциплинирует его участников, воспитывает в них чувство ответственности и трудолюбия. Участники коллектива должны осознавать сложность игры в ансамбле, когда от каждого зависит точность и чистота исполнения, единство тембра, освоение единой манеры, умение слышать свой голос и голоса других участников, не выделяться из общего звучания в процессе исполнения. Результатом создания качественного ансамблевого звучания должно стать умение ученика подчинить свою индивидуальность задачам коллектива.
Инструментальная работа в ансамбле имеет свои особенности, которые включают в себя: чистое интонирование, слитность звучания голосов, ансамбль, строй, единую манеру звукообразования и звуковедения, четкую артикуляцию и другое.
Эстетическим критерием оценки художественного исполнения в ансамбле является разнообразие и тонкость нюансировки, принцип динамического контраста, единый эмоциональный настрой.
Как показывает практика, у каждого преподавателя в процессе педагогической деятельности формируются свои методы работы, однако важно, чтобы результатом обучения было развитие умений и навыков учащихся, повышение их музыкальной культуры и образованности, накопление музыкальных впечатлений, формирование таких качеств, как творческая активность, фантазия, воображение, впечатлительность.
Каждый урок начинается с проверки домашнего задания, а заканчивается объяснением задания к следующему уроку. Рациональность и дисциплина самостоятельной работы могут быть выработаны только тогда, когда учащийся понимает цель задания, знает, что он должен сделать, сколько времени на это потребуется, а также как необходимо заниматься, чтобы преодолеть трудности. Результаты своей работы учащийся должен осознавать и уметь оценивать. Для реализации этого требования необходимо, чтобы домашнее задание соответствовало уровню развития ученика на данном этапе.
Особенностью работы в классе народного ансамбля является необходимость применения принципа индивидуального подхода к каждому участнику коллектива. Это обусловливается многообразием природных индивидуальных различий. Отсюда наблюдающееся в практике разнообразие приемов и методов обучения в зависимости от тех или иных задач по воспитанию и развитию учащегося и его голоса. Работа в ансамбле предполагает планомерное усложнение репертуара, которое заключается в разнообразии гармонической и ритмической ткани, расширении и углублении стилистики и содержания произведений.
Одним из современных направлений музыкальной педагогики является развивающее обучение. Работая в этом направлении, преподаватель должен выбрать главной целью своей деятельности - развитие музыкального мышления учащегося. В начальный период обучения необходимо учить обучающегося чувствовать и понимать краски и смысл отдельного звука, интонации, фразы, мелодического оборота темы, отдельной части музыкального произведения и т.д., а затем, со временем – учить передавать средствами музыкальной выразительности различные настроения, характеры, мысли, чувства.
Необходимо осуществлять постоянную, тесную связь с родителями, информировать о состоянии обучения их ребенка, что положительно скажется на учебном процессе. В беседах с родителями важно подчёркивать необходимость системной подготовки к занятиям музыкой, поддержки стремления ребёнка к прекрасному, к духовности и культуре.
Очень важна работа по воспитанию сценического самочувствия обучающихся. Дело педагога – развить у коллектива народного ансамбля увлеченный коллектив единомышленников, для которых игра в ансамбле является важной духовной потребностью. Ясность исполнительского замысла, отточенность текста и выразительных средств, глубокая сосредоточенность – залог успешного концертного выступления.
При формировании народного ансамбля преподаватель должен руководствоваться следующими принципами: уравновешенность инструментальных партий, уровень технической подготовки каждого участника ансамбля, гибким эмоциональным восприятием музыки.
Подготовка обучающихся для ансамблевого исполнительства должна осуществляться с учетом индивидуальных особенностей личности: психофизиологических, эмоциональных, интеллектуальных.
VI.СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методическая литература
В.Калинин – юный гитарист
В.Калинин – тетрадь юного гитариста
П.Агафошин – Школа игры на шестиструнной гитаре
Н.А.Иванова-Крамская – Школа исполнительского мастерства юного гитариста
О.В.Зубченко – Хрестоматия юного гитариста для учащихся ДМШ 1-3 классы
В.В.Гуркин – Хрестоматия гитариста 5 класс
К.И.Гордиенко - Хрестоматия гитариста 2-3 классы
А.Иванов-Крамской – Школа игры на шестиструнной гитаре
В.В.Гуркин – Популярные джазовые и эстрадные мелодии
В.Юрьев – Самоучитель игры на шестиструнной гитаре
В.Бровко – «Битлз» для двоих
Г.Фиртич – 10 песен ансамбля «Битлз»
И.Цветков – Песня 88
В.Ф.Суханов – гитара для всех
А.Шумидуб - самоучитель
Е.Ларичев – Самоучитель игры на шестиструнной гитаре
П.В.Иванников – Хрестоматия для игры на шестиструнной гитаре
Е.Белова; А.Карелин – Волшебный мир шести струн
Б.М.Павленко – Самоучитель игры на шестиструнной гитаре
В.Цветков – гитара для всех
Г.Ларичев - альбом для детей
В.В.Гуркин – хрестоматия гитариста 3-4 классы
О.В.Зубченко – хрестоматия юного гитариста 3-5 классы
О.В.Зубченко – Хрестоматия юного гитариста (репертуар для ансамблей шестиструнных гитар) (дуэты, трио)
Методическая литература
Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002
Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. М., Классика-XXI, 2004
Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. - М., 2006, 2010
Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, 2003
Нотная литература
Барриос А. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В.Максименко.- М., 1989
Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр. П.Исаков. - М.- Л., 1934
Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. - Л.,1962
Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка гитариста №3 / Сост. В. Кузнецов. - М., 2004
Из репертуара А.Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары. / Сост. Н.Иванова-Крамская. - М., 1983
Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и ред. А.Гитмана. - М., 1997
Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост. А.Гитман. - М., 1998
Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2/ Сост. А. Гитман. - М., 2002
Педагогический репертуар гитариста. Вып.1. Для 4 класса ДМШ / Сост. А.Иванов-Крамской. - М.,1966
Педагогический репертуар гитариста. Вып.2. Для 5 класса ДМШ / Сост. П.Вещицкий. - М., 1967
Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ: Пьесы, упражнения, ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 2005
Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 1999, 2004
Популярные пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар музыкальных школ. Вып.1/ Сост. А.Гитман. - М., 2011
Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983
Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. А.Иванов-Крамской. - М., 1971, 1976
Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983, 1985
Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3-5 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. Е.Ларичев. - М., 1972
Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4-5 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1984, 1986
Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы. / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1983
Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (2 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1984
Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (3 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1980, 1984
Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (4 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1981, 1985
Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (5 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1982, 1986
Система и критерии оценивания освоения дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Инструментальное музицирование» по предмету «Ансамбль».
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства предпрофессиональной программы «Народные инструменты»
Оценка качества реализации Программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ:
Цель: - поддержание учебной дисциплины.
Задачи:
-выявление отношения обучающегося к изучаемому предмету,
-повышение уровня освоения текущего учебного материала.
Текущий контроль осуществляется преподавателем по ансамблю регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок.
•Оценка работы на уроке и выполненного домашнего задания;
•Прослушивания к конкурсам, концертам.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет «Ансамбль».
Промежуточная аттестация.
Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки
обучающегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.
Задача: определение успешности развития обучающегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения.
Основными формами промежуточной аттестации являются:
•Контрольные уроки;
•Академические концерты;
•Переводные экзамены.
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков обучающихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы обучающегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности обучающихся выпускных классов к итоговой аттестации.
График промежуточной аттестации
Класс.Вид контрольного прослушивания.Месяц проведенияПрограммные требования.
2класс
Контрольный урок
май
Теоретическая часть: обучающийся должен получить первоначальные понятия о коллективном музицировании - игры в ансамбле, знать их виды, формы, историю народного исполнительства. Практическая часть: обучающийся должен овладеть навыками синхронного взятия и снятия звука, уметь слушать и исполнять мелодию и аккомпанимент в ансамбле. Простейшие произведения.
2 разнохарактерных произведения.

2 класс
1 вариант
- В.Де Хове - «Танец»
- Й. Кюффнер - «Лендлер»
2вариант
- О.Зубченко – «По Дону гуляет»
- Ф.Сор – «Андантино»
3 вариант
- Л.Моцарт – «Бурре»
- О.Зубченко – «Весёлые гуси»
3 класс
Контрольный урок.
май
Теоретическая часть: обучающийся должен закрепить полученные знания игры в ансамбле.
Практическая часть: обучающийся должен владеть навыками слухового анализа, иметь навыки единства приёмов звукоизвлечения, штрихов, единства темпа и динамики.
2 разнохарактерных произведения.
3 класс
1 вариант
- М. Каркасси в переложении О. Зубченко – «Аллегретто»
- Р.Н.П. Обр., А. Холминова – «Ой, да ты калинушка»
2 вариант
- М. Джулиани в переложении О. Зубченко – «Аллегро»- Р.Н.П. Обр., В. Калиниа – «Чтой-то звон»
3 вариант
- Граф Лози фон Лозинтал – «Сарабанда»
- К. Вебер – «Романс»
1. Андреев В. Вальс «Искорки»
2. Кокорин А. Дорога в кантри;
1.Андреев В. Вальс «Бабочка»
2.Купревич В. Тульский самовар;
1. Бакланова Н. Мазурка.
2. Дербенко Е. Казачок.
Контрольный урок.
май
Теоретическая часть: обучающийся должен закрепить полученные знания игры в ансамбле.
Практическая часть: Дальнейшая работа над основными навыками ансамблевой игры, интонацией. Звукоизвлечением, ритмической организацией. Исполнение более сложной ритмической структуры произведения.
2 разнохарактерных произведения.
4 класс
4 класс
1 вариант
- Польский народный танец, обр., О. Зубченко – «Мазурка»
- О. Зубченко – «Прелюд – мимолётность»
2 вариант
- Обр., О. Зубченко – «Хава нагила»
- В. Гомес – «Романс»
3 вариант
- Ф. Сор – «Старинный испанский танец»
- А. Халпахчиев – «Прелюдия»
Качественные характеристики, которые закладываются в оценку промежуточной аттестации:
Оценка « отлично» ставится за артистичное, технически качественное, продуманное и прослушанное исполнение программы, соответствующее классу обучения. В интерпретации должны присутствовать стилистическая культура и культура владения инструментом, ясное понимание художественного замысла композитора.
Оценка «Хорошо» ставится за уверенное, осмысленное, достаточно качественное исполнение программы умеренной сложности, в которой очевидна грамотная и профессиональная работа преподавателя.
Оценка « удовлетворительно» ставится за формальное, невыразительное, без отношения исполнение программы. Программа выучена удовлетворительно, однако исполнение сбивчивое, имеются технические погрешности. Темп не соответствует заданному автором, отсутствует чувство стиля и формы. Обучающийся слабо владеет инструментом, исполнительский аппарат зажат. Программа заниженной сложности.
Оценка «неудовлетворительно» ставится в случае существенной недоученности программы, при игре с крайне небрежным отношением к тексту, в случае фрагментарного исполнения, на крайне низком техническом и художественном уровне, а также в случае отказа выступать на экзамене по причине невыученности программы.