Открытый урок по классу баяна


ОТКРЫТЫЙ УРОК
Ученик 3 класса Мамайко Никита
Преподаватель Андриянова Татьяна Вячеславовна
Тема урока: «Основные этапы работы над музыкальным произведением»
Цель урока: Систематезировать методы и способы работы актуальные при разборе, разучивание и окончательном художественном оформление пьес. Заострить внимание учащегося на важности каждого этапа изучения музыкального произведения.
Задачи:
Обучающая: Уметь самостоятельно делать грамотный анализ нотного текста.
Развивающая: Правильно подбирать методы работы для воплощения технических и художественных задач.
Воспитательная: Воспитание архитектонического чувства - умение охватить композицию произведения и определить место и роль каждого элемента в стройном целом.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ:
Музыкально-образовательная: Объяснения основных этапов работы над произведением.
Исполнительство: Исполнение произведений.
Восприятие: Показ учителя, аудио и видео материал.
Творчество: Умение самостоятельно делать анализ и подбор методов работы для воплощения технических трудностей и передачи художественного замысла (на основе легкой пьесы).
Начальный этап: Общее представление о произведении.
Выявление основных трудностей.
Эмоциональное восприятие его в целом.
Рассказ о композиторе, эпохе, стиле, манере исполнения, характере, сюжете, об основном темпе, форме, структуре, композиции.Второй этап: Более глубокое изучения произведения, отбор средств выражения и овладения ими. Детальная работа над пьесой по частям, отрывкам, целиком.
Третий этап: Целостное и законченное исполнительское воплощение замысла пьесы, основанное на глубоком и детальном предварительном его изучении.
Четвертый этап: Достижение эстрадной готовности пьесы, т.е. мастерское ее исполнение на концерте или экзамене(много раз).
ХОД УРОКА
C- Dur терциями (аппликатура с большим пальцем)
| - 4 звука на мех.
|| - октава на мех.
|| - 2 октавы на мех.
Играя гамму мы преследуем цель в ускорении темпа через увеличение длительностей. Также играя гамму, мы ведём звук к Q, т.е. через темп показывая движение звука на crescendo и diminuendo .Здесь учитель слышит и видит, как ученик владеет движением меха, как осуществляет смену меха. Ученик умело распределяет звук на crescendo и diminuendo. Ярко показывает Q точку.
Гамма исполняется штрихами legato, staccato, 2 legato, 2 staccato.
Исполняет ученик C- Dur дуолями, триолями, квартолями (на один бас лев.руки приходится ll , lll, llll в правой руке, т.е. делается акцент после двух, трех и четырех звуков.)
Выполняет игру || в 2 октавы на мех. Здесь цель у ученика на одном нюансе удержать силу ведения меха и распределить силой звука 2 октавы на мех.
Далее ученик исполняет длинное арпеджио с применением большого пальца. Также старается сделать фразировку ( движение звука к Q(Т)). Ученик справился с этим заданием.
Аккорды исполняет в 3 октавы, выполняет > (рывок мехом) на сильную долю. Смену меха производит через три аккорда, т.е. через октаву.
Работа над произведением, прежде всего приобщает ученика к миру прекрасного и раскрытию его творческой индивидуальности.
Цель работы-яркое, содержательное, технически совершенное исполнение.
«Полька» - танец живой, быстрый, размер 2/4, среднеевропейский. Жанр танцевальной музыки. Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем.
Польки писал И. Штраус I и его сын И. Штраус II. Много полек встречается в творчестве чешских композиторов – Б. Сметаны, А. Дворжака.
Название от чешского слова puilka, означает «половинный шаг», ритм польки требует быстроты переступания с ноги на ногу. Из-за созвучности польку путают с польским танцем, но это не так.
В России полька появилась в 1845 году. Тогда этот танец был моден во Франции, его привёз из Парижа танцовщик императорской группы Петербурга Ник Осипович Гольц. Полька бывает разных видов.
А. Деварьдье «Полька» - тональность D-dur простая трёхчастная форма (3 часть – повторение первой).
Технические трудности – исполнение триоли, чёткое исполнение Staccato, группировка длительностей ||| . Выполнение акцентов и замедление темпа.
Цельно, эмоционально-художественное восприятие – лёгкий, бодрый характер, быстрый темп.
Данное произведение находится на I этапе работы. Сделав устный анализ, определив технические трудности, преступаем ко II этапу. Учитель проигрывает произведение целиком, обращая внимание на основные выразительные способности. Вместе с учеником делаем разбор с инструментом. Грамотный, музыкально-осмысленный разбор – это основа для дальнейшей работы. Особое внимание требует метроритмическая тонкость исполнения. Сначала педагог проигрывает мелодию по нотам, потом ученик прислушивается к ритмическому рисунку мелодии. Далее глядя в ноты ученик называет длительности, прохлопывает ритмический рисунок. У ученика создаётся связь: слышу-вижу-ощущаю-передаю.
Далее важно привлекать внимание к аппликатуре – небрежное отношение удлиняет работу и затрудняет её.
Далее ученик прощупывает произведение «начерно», старается останавливаться как можно реже.
При разборе звучание «по возможности» должно быть содержательным, музыкальным. Ученик должен вслушиваться в музыку, понимать её хотя бы в общих чертах.
Сразу нужно обращать внимание на фразировку, иначе игра будет лишена всякого смысла.
По мере возможности выполнять штрихи. На этом этапе про темп говорить не приходится, об динамических нюансах, агогике. Но точное прочтение нотного текста ,то есть звуковысотная точность и метроритмическое прочтение нотных знаков, применение штрихов, элементарная осмысленность фразировки, слушание гармоничной основы – обязательны при разборе любых произведений.
Анализ авторского текста следует проводить, используя следующие методические приемы: счет вслух, простукивание ритмического рисунка каждого голоса, сольфеджирование с игрой на инструменте. Игра вне ритма с названием каждого пальца, Проигрывание мелодии одним пальцем левой рукой вне ритма. Технические средства музыкального исполнения это штрихи, динамика, звук, мех и темп.
«Вдоль да по речке» - русская народная песня. Слова и музыка народные. Период состоящий из 2х предложений. Вариация второго предложения на основе темы. Народные черты – вариационность. Каждая фраза начинается по новому (добавляется нюанс, характер меняется, штрихи).
Эта пьеса у нас перешла на 2й этап работы, т.е. техническая отделка. Доработка аппликатуры (там, где необходимо). Звук – основное средство выразительности. Н. Метнер сказал: «Всё должно выходить и рождаться из тишины… Слушать, слушать и слушать. Втягивать звуки слухом из тишины».
Сделав разбор, изучив аппликатуру, перешли к работе над звуком.
Работая над пьесой, ученик разобрал её по фазам, определил Q в каждой фразе и Q всей пьесы. Выполняя работу по звукоизвлечению и смене меха , ученик не прерывает мелодическую линию и не теряет силу ведения меха при его смене. Выполняет штрихи: 1 фраза portamento и staccato, 2 фраза legato. Во 2 предложении были небольшие технические трудности в вариации ( вариация построена по звукам арпеджио). Педагог предлагает ученику поиграть данную фразу изменив ритмический рисунок и штрихи ||||. Штрих legato заменили на 2 legato 2 staccato.
Работая над фразировкой, ученик старался правильно распределить crescendo и diminuendo на данный отрезок мелодии, стремился к Q и показывал её.
Ученик исполняет эту пьесу в нужном заданном темпе. Выучил хорошо наизусть.

В. Беньяминов Этюд a moll. Размер 4/4. Простая 2х частная форма (во 2й части повторяется мотив темы 1 части).
Этюд – от французского слова etude – «Изучение». Инструментальная пьеса, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.
Этюды бывают не только упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность. На этот уровень этюд как жанр вывел Ф. Шопен.
Работая над этюдом ученик сделал тщательный устный анализ (размер, тональность, форма, аппликатура, фразировочные лиги, фразы, темповые отклонения, штрихи и т.д.) – 1 этап.
На втором этапе мы с учеником отработали фразировку, т.е. движение звука к Q и показ её. Всё это неразрывно связанно с меховедением. При этом ученик слушал и следил за смещением меха, не терял силу ведения меха перед Q в каждой фразе. Правильно подобранная аппликатура дала положительный результат, т.к. рука ребёнка при штрихе Legato шла плавно, мягко, как бы лаская кнопки инструмента. Небольшие трудности были при исполнении staccato. Но поиграв эти такты в медленном темпе (соблюдая нюансы) у ученика получился этот пассаж. Ребёнок постоянно себя слушает и понимает что делать.
Немного дольше работы было с мехом, распределяя силы на Р и С при соблюдении фразировки. Важно было, чтобы ученик понял, что перед Q сила движения меха не меняется. Это удалось ему путём прослушивания произведения, которое играл педагог. Путём тактильных прикосновений педагога к баяну ученика. Педагог помогал вести инструмент ученика.
Темповые отклонения ritenuto, a tempo ученик выполнять умело, вслушивась в своё исполнение
В целом этюд выучен наизусть и переходим к 3 этапу – шлифовке всего произведения, т.е. синтезу того, что было проделано ранее. Исполнение наизусть, осмысленное целостное исполнение – ощущение общей линии развития произведения.
Мелодия во фразе идёт к опорному звуку, а большое построение идёт к своей смысловой вершине, целенаправленное развитие всего произведения. Ученик это знает и чувствует.
Теперь ученик будет выгрываться в произведение, чтобы свободно исполнять его на концертах, понимать, ощущать и чувствуть, что он исполняет.
Играть не бездушно, а с душой.
Чтобы выучить наизусть нужно:
- зрительно воспринимать нотный текст
- вслушиваться и запоминать голосовую мелодию
- отмечать опорные пункты произведения
Умственная работа и вдумчивая игра – залог успешного запоминания произведения наизусть.
«Хорошо запоминается то, что хорошо понятно».