Картотека коррекционно-развивающих упражнений на развитие внимания

Упражнения, направленные на развитие внимания
 

Упражнение «Будь внимателен!»
Цель: развитие наблюдательности, концентрации и устойчивости внимания.
Дети шагают по кругу. Затем ведущий произносит какое-нибудь слово, и дети должны начать выполнять определенное действие: на слове «зайчики» - прыгать, на слове «лошадки» - ударять «копытом» об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.

Упражнение «Зеваки»
Цель: развитие наблюдательности, концентрации и устойчивости внимания.
Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего (“Стоп!”) останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра заканчивается, когда в ней остаются 2-3 ребенка. Они объявляются победителями и им все хлопают

Упражнение «Найди отличия»
Цель: развитие наблюдательности, концентрации и устойчивости внимания.
Покажите ребенку два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого. Если он затрудняется в определении, то предлагают получше рассмотреть картинки, а также помогают ребенку принять решение  наводящими вопросами.
Упражнение «Дни недели»
Цель: развитие наблюдательности, концентрации и устойчивости внимания.
Суть игры очень проста. Когда ведущий называет будний день, ребята хлопают в ладоши, а когда выходной,- никаких движений быть не должно. Ведущий в очень быстром темпе называет дни недели и следит за самыми внимательными.

Упражнение «Обведи картинку»
Цель: развитие наблюдательности, концентрации и устойчивости внимания.
 Картинку, состоящую из точек нужно нарисовать, соединяя линией точки, каждая из которых имеет порядковый номер. Т.е. двигаться нужно от точки под номером 1 к следующим. В итоге должно получиться изображение, например, кораблика.

Упражнение "Найди и распутай линии"
Цель: развитие наблюдательности, концентрации и устойчивости внимания.
Перед началом работы ребёнку сообщается задание: "Перед тобой ряд перепутанных линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Проследи каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, поставь её номер. Начинать нужно с первой линии, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца".
Первоначальное количество линий, предлагаемое ребёнку, зависит от уровня его подготовки. Практика показывает, что обычно это 5-8 линий. Сначала можно разрешить ребёнку помогать себе пальцами или карандашом, но потом лучше всего добиться, чтобы ребёнок работал только глазами.

Упражнение 2. «Напиши правильно»
Цель: развитие наблюдательности, концентрации и устойчивости внимания.
Нужно попросить ребёнка без ошибок переписать следующие строчки:
а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА
б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР
в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФАЛЛИТАДЕРРА
г) ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ
д) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ АФУНИТАРЕ
е) АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН

Упражнение "Найди спрятанное слово"
Цель: развитие распределения и избирательности внимания
Среди буквенного текста вставлены слова. Ребёнок должен найти и подчеркнуть их.
Пример: БСОЛНЦЕИТРАНВСТОЛРЮДЖЫМЕТОКНОГГЩШЩАТМАШИНА ПРОСТЫЮРОЗАЕВНЦИДЖАРАМЫЛРКВТСУМКАЛДЧЕВРЫБАЙ

Упражнение «Лишние буквы».
Цель: развитие распределения и избирательности внимания
Педагог предлагает детям найти в каждой строке «лишнюю» букву, затем составить из этих букв слово и назвать его. Получилось слова «булка», «санки»
В
В
Б
В
В
В
В

Х
У
Х
Х
Х
Х
Х

А
А
Л
А
А
А
А

Н
Н
Н
Н
Н
К
Н

Д
Д
Д
Д
А
Д
Д


О
О
О
С
О
О
О

Л
Л
Л
Л
Л
Л
А

К
К
К
К
Н
К
К

Х
Х
Х
К
Х
Х
Х

Н
И
Н
Н
Н
Н
Н


Упражнение "Догони и поймай букву".
Цель: развитие распределения и избирательности внимания
Учащимся предлагается вычёркивать ту букву, которая стоит в строчке первой, или же одну букву в строчке вычёркивать, а другую подчёркивать. Например, "е" – вычёркиваем, а букву "м" подчёркиваем:
Говорила мышка мышке – не хочу читать я книжки.
Ещё один вариант: сначала одну букву подчёркиваем, а другую вычёркиваем, затем по команде: "Внимание!" работа идёт наоборот – первую вычёркиваем, а вторую подчёркиваем.
Рос цветочек золотистый,
Стал он круглый и пушистый.
Внимание!
Саша дунет, засмеётся,
Пух по ветру разнесётся.
Там, куда упал султанчик,
Будет новый одуванчик.
Дети с большим интересом и старанием относятся к таким занятиям, на которых в качестве специальной задачи ставится формирование внимания, организованности
Упражнение «Найди человечка»
Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах.
Материал – листок бумаги со схематично нарисованными на нем человечками, стоящими, сидящими, лежащими, с разведенными, поднятыми, опущенными руками.
Методика проведения: ребенку дается для рассмотрения листок бумаги, ведущий просит его указать на фигурки человечков, стоящих по стойке «смирно» и объяснить, как он определил позу этих человечков.

Упражнение «Рисунок»
Цель: сформировать у дошкольников сосредоточенность внимания на объекте на основе активизации их познавательной деятельности.
Материал – рисунки, имеющие много сходных и резко отличающихся деталей, например, два перевертыша или две ярко украшенных елки и т. п.
Методика проведения: ребенку предлагается перечислить сходные и различающиеся детали изображения. Нужно добиться того, чтобы ребенок назвал как можно больше признаков объектов.

Упражнение «Назови предмет»
Цель :упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах в условия активизации познавательной деятельности.
Оборудование - 7 предметов, разложенных в ряд и прикрытых бумагой.
Методика проведения: приоткрываются закрытые предметы и предлагается детям посмотреть на них в течение 10-15 секунд, затем закрываются, снова и ребята называют, что находится под бумагой.
Методика проведения: приоткрываются и снова закрываются через 1-10 секунд снова эти же предметы, дефектолог спрашивает ребят, в какой последовательности они расположены.
Методика проведения: меняют местами два- три предмета, показывают все их детям, спрашивают их, что изменилось в порядке следования предметов друг за другом.
Методика проведения: полагается семь предметов друг на друга. Показывают их детям в течение 10-20 секунд, просят их перечислить эти предметы и указать порядок следования снизу вверх и сверху вниз.

Упражнение « Покажи»
Цель: упражнять детей переключать внимание.
Методика проведения: ведущий описывает один- два раза пять различных движений, не показывая их. Затем предлагает ребенку проделать движения в той последовательности, в какой они были названы ими.

Упражнение «Ищи безостановочно».
Детям предлагается в течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу один ребенок начинает перечислять. Другие дополняют.

Упражнение «Цветочная полянка».
Цель: развитие устойчивости внимания.
Материал – картинка с изображением полянки, на которой много цветов, бабочек, жуков.
Методика проведения: ребенку предлагают найти одинаковых бабочек, жуков, цветы

Упражнение «Зеваки».
Цель: развитие произвольного внимания.
Методика проведения: дети идут по кругу. По хлопку ведущего останавливаются, топают одной нагой, поворачиваются кругом и продолжают движение. Таким образом, направление движения меняется после каждого сигнала ведущего.

Упражнение «Карлики и великаны».
Цель: развитие переключения внимания.
Методика проведения: детям дается инструкция: «Если ведущий говорит «карлики» - они должны сесть на корточки, а если «великаны, встать и поднять руки вверх.

Упражнение «Нарисуй».
Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.
Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).
А также:
- раскрашивать по образцу (штриховка в определенном направлении) и рисование элементарных узоров по образцу:
- выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по образцу:
- играми на развитие зрительного и слухового внимания: «Чем отличаются 2 картинки? », «Что изменилось в комнате? », «Слушай хлопки».

Упражнение "Раскрась вторую половинку".
Задания подобного типа родители могут придумывать сами. Это могут быть рисование и устное решение несложных примеров; запись слов и прослушивание кусочка стихотворения и т. д. Важно сформировать такое качество, как помехоустойчивость у ребенка

Упражнение «Опишите друг друга»
Два человека стоят или сидят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду другого. Выясняется, кто оказался точнее при описании друга.
 
Упражнение «Найди два одинаковых».
Цель: развитие зрительного внимания
Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

Упражнение "10 отличий".
Цель: развитие зрительного внимания
На двух картинках почти одинаковое изображение. Необходимо, как можно быстрее найти 10 отличий.

Упражнение «Срисовывание по клеточкам» 
Цель: развитие зрительного внимания
Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам. 

Упражнение «Сколько чего?»
 Цель: развитие зрительного внимания
Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "К", "Т", "С", все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.

Упражнение «Дорисуй». 
Цель: развитие зрительного внимания
Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т.п.

Упражнение «Корректор». 
Цель: развитие зрительного внимания
Возьмите газетные или журнальные листы с крупным печатным текстом.  Ребенок должен находить и вычеркивать в тексте какую-нибудь букву. Со временем игру можно усложнить: например, зачеркивать букву Ж, в кружок обводить букву У.



15