Комплекс упражнений для дыхательной гимнастики


Дыхательная гимнастика- важная составляющая в вокальном пении.
Дыхание- это важная составляющая в вокальном пении. «Голос -это дыхание, дыхание- это голос. Г. Вишневская». Вдох нужно осуществлять на дно легких (в пупок), когда берем воздух легкие -расширяются. Петь на дыхании-это петь на воздухе. Связки к пению должны быть хорошо разогреты. Активно в работе по вокалу используются комплекс упражнений гимнастики А.Н. Стрельниковой - короткий и резкий вдох (через нос, выдох – пассивно).
Основные компоненты системы голосообразования:
-дыхательный аппарат
-гортань и голосовые связки
-артикуляционный аппарат
Для постановки правильного дыхания существует много разнообразных упражнений:
1. Руки согнуты в локтях-глубокий вдох через нос-голос направляем сверху вниз-руки опускаем вниз-одновременно выдыхаем.
2. Правую руку поднимаем-наклоняем влево-берем дыхание на 1,2,3,4,5-выдыхаем. Тоже делаем с левой рукой.
3. Распевка с закрытым звуком «ы» по полу тонам (также на звуки «и,е,у»). Распевка гласных вместе с согласными – ми, мо, му, мы и т.д..4.«Ладошки»Ладушки-ладошки,
Звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем,
Носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем,
То спокойно выдыхаем.
Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к педагогу. На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно вдыхаем носом. Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох – пассивный выдох. На счет 4 делаем подряд 4 коротких вдоха-движения, затем отдыхаем 3-5 секунд.
5. «Погончики»
Вот погоны на рубашке,
Темный кожаный ремень.
Я теперь не просто мальчик –
Летчик я военный!
Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулачки и расположены рядом, кулачки прижаты к животу на уровне пояса. На счет «раз» с силой толкаем кулаки вниз к полу (руки от плеч до кончиков пальцев выпрямляются, пальцы растопыриваются, но руки в стороны при этом не разводятся, то есть раскрытые ладошки рядом) – вдох! Возвращаем руки в исходное положение: прямые руки вновь слегка сгибаются в локтях, кисти сжимаются в кулачки и располагаются близко друг к другу, прижимаясь к животу на уровне пояса – выдох уходит пассивно.
6.«Насос»
По шоссе летят машины-
Все торопятся, гудят.
Мы накачиваем шины,
Дышим много раз подряд.
Дети стоят, слегка ссутулившись; голова без напряжения опущена вниз (смотреть себе под ноги); руки находятся перед собой кистями к коленям, слегка согнуты в локтях и расслаблены. На счет "раз" слегка наклоняемся вниз руки, выпрямляясь, легким движением тянутся к полу, голова опущена - вдох. Опускаются вниз верхняя часть туловища, т.е. наклон осуществляется за счет округленной спины, ноги прямые. «Два»- выпрямились, но не полностью, т.е. спина не ровная и прямая, слегка наклонена, как бы ссутулившись,- выдох ушел пассивно.
7.«Бегемотик»
ИП: сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
8.«Шарик красный»
И. П.—сидя
Воздух мягко набираем,               Вдох.
Шарик красный надуваем.            Выдох.
Шарик тужился, пыхтел,             Вдох.
Лопнул он и засвистел: «Т-сс!»  Выдох.
9.«Погреемся»
Сильный мороз
Заморозил наш нос.
Носик погреем,
Подышим скорее. Вдох через нос, шумный выдох в ладошку, которой прикрыто лицо.
Отогрели нос,
А подбородок замерз. Глубокий вдох через нос, втянуть нижнюю губу под верхнюю, длительно бесшумно подуть вниз на подбородок.
Ладошки погреем –
Дышим веселее! Выдох на ладошки, произнося звук «фа».
Мерзнут ножки наши?
Весело попляшем! Дети выполняют приседания, произнося слог «ух».
10.«Ветер и листья»
После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).
11.«Носиком дышу свободно»
Носиком дышу свободно,
Тише - громче, как угодно.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты. (Вдохи всем телом после каждой строки)
11.Упражнения на осознанный вдох (ртом и носом) – задержка дыхания – долгий выдох (со звуком).
12.Упражнения на длительный выдох и бесшумный вдох. Например, «парашютист»: короткий вдох с задержкой и длинный выдох на одну из согласных букв «ш», «щ», «ф», «с», «ц». Фонация должна происходить без толчков, без затихания на единой звучности.
Упражнение для формирования навыка понимания дирижерского жеста – взятие и снятие дыхания по руке дирижера (педагога). Сначала один вдох – один выдох, затем два вдоха – два выдоха, можно два вдоха – три выдоха.