План-конспект урока «Обучение прямой педализации в классе фортепиано».


План-конспект урока
«Обучение прямой педализации в классе фортепиано».
Тип урока: комбинированный.
Учащиеся: Шаповалова Вика 4 класс.
Цель:  показать на практике выразительные возможности педали, её значение в исполнительстве.
Задачи:
 -  Образовательные:  выразительные возможности педали, её значение в исполнительстве.
 -Развивающие:  развитие интеллекта - памяти, внимания, мышления, воображения,
 - Воспитательные: воспитание осознанного отношения к качеству исполнения произведения.
Методы:
-  словесный (устное изложение, беседа, анализ музыкального произведения);
 - наглядный (прослушивание музыкального материала в исполнении педагога, , просмотр видеозаписи         исполнения данного произведения,);
- практический (работа над выразительностью, над приёмами прямой педализации, слухового контроля в процессе исполнения произведения).
Структура урока:
1. Вступительная часть
2. Основная часть:
- работа над произведением :  Е. Ботяров « Весёлая карусель»
Работа над прямой педалью ( и почти прямой).
3. Заключительная часть:
- итог урока;                                                                                        
- домашнее задание.
Приемы и методы
1. Вступительная часть(цель и ход работы).
Словесный, наглядный (наглядно-зрительный, наглядно-слуховой: проигрывание педагогом данного произведения, просмотр, прослушивание видеозаписи исполнения произведения).
2. Основная часть (работа    над    произведением, работа над педалью в произведении).
Словесный, ритмический, артикуляционный: работа над регулировкой звучности, над выразительностью деталей. Педализация.
Методы для выучивания на память музыкального текста: мысленная игра, игра в медленном темпе, игра с опорных пунктов.
Слуховой контроль: развитие вкуса к педальным краскам, умение подчинять педаль к требованиям слуха.
3. Заключительная часть (итог урока, домашнее задание).
Словесный, наглядный.
Учебно – методический комплекс:
1. Фортепиано,
2. Ноутбук,
3. Иллюстративный материал (видеозаписи,  нотный текст).
Ход урока:
1. Вступительная часть
Изучение пользования прямой педалью позволяет ученице почувствовать роль педали, стили педали . Специфическая особенность педального обучения заключается в том, чтобы использовать почти прямую педаль если перед сильной долей не захватывался затактовый звук. Это одна из распространенных ошибок в пьесах, где есть затакт и прямая педаль. Работа над произведением - определение технических трудностей и необходимых пианистических приемов для их преодоления, создание исполнительского замысла и подходы к его реализации, работа над выразительностью исполнения - все это связано с логическим познанием самого процесса исполнения, способами приобретения пианистического мастерства.
2. Основная часть.
Работа над произведением.
Прослушивание и просмотр видеоматериала.
Исполнение произведения преподавателем, зафиксировав внимание ученика на педали.
3. Заключительная часть.
       Итог урока.
Основные правила взятия прямой педали:
Прямая педаль возможна лишь в тех случаях, когда :Перед нажимом педали стоит пауза;
Перед нажимом педали стоит звук стаккато;
Перед нажимом педали стоит звук одинаковый по высоте с педализируемым.
        Домашнее задание:
Отработать указанную прямую педаль, контролируя её слухом.
Список литературы:
Н. И. Голубовская « Искусство педализации- Л. 1985 г.
Б. Светозарова – Кремештейн « Педализация в процессе обучения»- М. 1968
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М., 1961.
Нотный материал:  Е. Ботяров « Весёлая карусель»