Презентация по музыкальной литературе Творчество И.С.Баха


Жизненный и творческий путь И.С. Баха(1650-1750г).Презентация выполнена педагогом дополнительного образования МБОДО “Центр искусств” г.Салавата Нагибиной О.А. Иоганн Себастьян Бах. является немецким композиторомпредставителем эпохи бароккокомпозитором -философом органистом-виртуозом мастером полифонии  музыкальным педагогом За всю жизнь им было написано более тысячи произведений. Его творчество охватило и обобщило все музыкальное искусство барокко И.С.Бах родился 21 марта 1650г в небольшом городке Эйзенахе.Эйзенах-город ,находящийся в центральной части Германии.Дом, в котором родился И.С.Бах. Родился в семье потомственных музыкантов.Всего в роду Бахов насчитывалось 56 музыкантов и композиторов.Из предков Баха особенно прославились ●Фейт Бах- пекарь,который играл на цитре●Иоганесс Бах городской музыкант в Эрфурте●отец Баха Иоганн Амвросий, городской музыкант●дядя Иоганн Кристоф –городской органистБлагодаря им фамилия Бах стала нарицательной и получила значения “городской музыкант”. Детские годы. Обучение музыке.Первым учителем И.Баха стал его отец-скрипач,городской мыкант,оузбучавший сына игре на скрипке. В возрасте 9 лет остался сиротой его воспитателем стал старший брат,церковный органист в г.Ордруфе,опредиливший И.Баха в гимназию,продолжавший обучение игре на органе,клавесине.В 15 лет переехал в Люнебург,где учился в вокальной школе Св. Михаила пению в хоре,здесь он получил знания по богословию,латыни,истории,географии,физике,изучал французский и итальянский языки.В1703 году закончив с отличием гимназию получил право поступления в университет,но не мог воспользоваться им ,так как было необходимо добывать средства к существованию.В 17 лет владел клавесином,скрипкой, альтом,органом. Веймарский период –первая вершина творчества И.С.Баха.В Веймаре(1708-1717г)служил придворным музыкантом и городским органистом.В этот период были созданы лучшие произведения для органа.Токката и фуга ре минор,Пассакалия до минор. Орган был любимым инструментом И.С.Баха.Он был непривзойденным исполнителем-импровизатором на этом инструменте. Веймар Дом в Веймаре в котором жил Бах Флейта Пана Волынка Врубель.Пан Волынщик Орган клавишно –духовой инструмент.Самый большой из музыкальных инструментовИнструмент обладающий большим диапазоном звучанияБогатым тембральным разнообразием Кетенский период творчества-вторая вершина творчества И.С.Баха.В Кетене (1717-1723)служил капельмейстером у принца Кетенского,при дворе которого не было органа,поэтому Бах в большей степени сочинял клавирную и оркестровую музыку.В этот период были созданы двухголосные и трехголосные инвенции,Английские и Французские сюиты,1 том ХТК. Кетен Предшественники фортепиано.Клавикорд.Название происходит от лат. слов кларус-ясный,светлый и корда-струна.Появился в13 веке в Италии.Звук возникал за счет прикосновения латунного стержня к струнам .Имел негромкое ,но выразительное звучание,использовался в домашнем музицировании.Клавесин-клавишно щипковый инструмент. Обладал более громким звуком, но менее выразительным. От силы нажатия клавиши звук не менялся,мало певучий. ХТК-хорошо темперированный клавир написан для клавира новой конструкции. Устройство старинных клавишных инструментов не позволяло играть во всех тональностях. В общепринятом в старину натуральном строе квинты и терции в одних тональностях звучали чисто, в других — особенно в тех, которые имели большое количество ключевых знаков, — фальшиво.        До появления 1-й части “Хорошо темперированного клавира” очень редко играли, и редко сочиняли, в таких тональностях, как Си мажор, Ля бемоль мажор, не говоря уже о Фа диез мажоре и До диез мажоре, которые вообще не применяли на практике. Диезные тональности, как правило, предпочитали бемольным, считали их более удобными.Клавиатура клавира новой конструкции поделена на равные интервалы- полутона,равномерно темперирована.Октава стала вмещать 12 равных полутоновБах практически доказал,что все 24 тональности равноправны и звучат хорошо,написав 48 прелюдий и фуг во всех тональностях дважды.Прелюдия и фуга контрастны между собой и образуют двухчастный полифонический цикл Склад ( Стиль) музыкиГомофонияПолифония (гомо-один) (фонос-звучащий) Один голос главный(мелодия) другие аккомпанируют. ( поли- много)(фонос-звучащий)Все голоса равны и важны. Лейпцигский период творчества-время наивысшего расцвета музыкального дарования И.С.БахаВ 1723г переезжает в Лейпциг, с целью дать сыновьям университетское образованиеСтановится руководителем хора при церкви Св.ФомыСозданы лучшие произведения для хора с оркестром Месса си минор, Страсти по Иоанну, Страсти по Матфею,около300кантат. Лейпциг Бах всю жизнь служил при церкви, многие его произведения написаны для церкви,был глубоко верующим человеком,настольной книгой которого была Библия на лат. ,нем. языках.Церковь Св.Фомы в Лейпциге.Орган церкви Св.Фомы. Страсти по Матфею произведение, написанное для солистов,двух хоров, двух оркестров,органа.Страсти,повествуют о последних днях, страданиях Иисуса Христа.Апостолы-евангелисты Иоанн,Матфей,Лука,Марк.Тайная вечеря Леонардо да Винчи. Личная жизнь. В 1707 году Бах женился на своей кузине Марии Барбаре. В этом браке в семье музыканта рождаются шестеро детей. Трое умерли в младенчестве, а трое в будущем становятся известными музыкантами. В 1720 году умерла жена Баха, но уже через год композитор снова женился, теперь на известной певице Анне Магдалине Вильгельм. Счастливая семья имела 13 детей. В последние годы Бах тяжело болел-сказалось перенапряжение глаз,полученное еще в юности.Незадолго до смерти он решается на операцию глаз,после которой окончательно ослеп.28 июля 1750г Бах умирает.Памятник И.С.Баху в ЛейпцигеКабинет-музейИ.С. Баха. Второе рождение БахаПодлинный интерес к Баху возник лишь в XIX веке. Начало ему положил Ф. Мендельсон, случайно нашедший в библиотеке ноты «Страстей по Матфею». Под его управлением это произведение было исполнено в Лейпциге 1829. Большинство слушателей, буквально потрясенных музыкой, никогда не слышало имя автора. Отречение Петра Раскаяние Высказывания о музыке И.С.Баха Цель и конечный конец всей музыки не должно быть ничто другое, кроме как восславление Бога и восстановление души.Где есть благочестивая музыка, Бог всегда тут же с его любезным присутствием. И.С.Бах.И.С.Бах.Цель музыки – трогать сердца Людвиг ван Бетховен: "Его нужно звать не Бах (нем. - ручей), а море!"Иоганн Брамс: "Если бы вся музыкальная литература - Бетховен, Шуберт, Шуман - исчезла, это было бы крайне печально, но если бы мы потеряли Баха, я был бы безутешен".Вольфганг Амадей Моцарт: "Здесь есть чему поучиться!"Бах о себе: "Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же.