Из опыта работы Наша береста — мир постижения ремесла


Выступление на муниципальном форуме
«Наша береста - мир постижения ремесла»
В нашем городе Нея есть удивительное учреждение дополнительного образования –Центр развития и творчества. Здесь работают удивительные творческие педагоги. И неслучайно у нас в «ЦРТ» ещё в 1999г открылась такая творческая мастерская «Плетение из бересты», где ребята знакомятся с традициями этого старинного русского промысла на занятиях творческого объединения, по которому я работаю с 2003г , и у меня разработана образовательная программа.
Главная цель работы нашей мастерской: создать условия для формирования у детей основ эстетической культуры в процессе приобщения их к художественно-творческой деятельности, традиционной обработке материала (плетению из бересты), народной культуре своей Родины..Формы и методы обучения, которые используются на занятиях мастерской:
- Рассказы, беседы, практические занятия;
- Самостоятельная работа;
- Индивидуальная работа;
- Групповая работа, работа в паре;
- Исследовательская работа с образцами;
- Массовые виды работы: участие в выставках, ярмарках, конкурсах;
- Для активизации творческой деятельности ребят, развития их познавательных интересов, в нашей мастерской проводятся также экскурсии, игры, викторины, конкурсы, мастер-классы, творческие встречи.
Концепция учебного кабинета, в котором проводятся занятия нашего объединения - творческая мастерская. Наша мастерская – это мир умельцев, ребят мастеровых, это особый мир красоты, здесь берестяные чудеса рукотворного творения, которые создаются усилиями многих – руководителя и ребят нашей мастерской.
Мы смотрим на необычные для нас, живущих в 21 веке, но привычные для наших прадедов предметы и удивляемся тому, как они функциональны, полезны и, главное, экологичны.
Сколько выдумки, мастерства и изобретательности у мастеров, создавших этот замечательный мир вещей!
Ребятам на первом занятии предлагается заглянуть в этот неведомый пока для многих из них мир и попробовать стать подмастерьями нашего ремесла, а в дальнейшем, может быть, и настоящими мастерами своего дела.
В нашу мастерскую тебе открыта дверь,
Ты тоже можешь так, поверь!
Заходи-ка в гости к нам –
Чудеса увидишь там.
Пространство нашей мастерской, наш «берестяной мир» организован таким образом, чтобы реализовать следующие образовательные и воспитательные задачи программы:
1) Крестьянский мир бересты познакомит с историей промысла, традиционным бытом русской деревни – это «Музейный уголок». Здесь предметы, которые используются для проведения бесед, дидактических игр, викторины, загадки, кроссворды.
Небольшой музейный уголок необходим для того, чтобы дети видели изделия, имевшие раньше большое значение в быту, чтобы можно было сделать уменьшенную копию музейного экспоната, насладиться эстетическим совершенством плетеных вещей.
2) Береста в современном интерьере дома - знакомство с новинками берестяного искусства, развитие традиций берестяного дела современными мастерами, - разместилась на деревянных полочках, подскажет моим воспитанникам идеи в оформлении современной кухни в традициях народной культуры.
3) Выставочные витрины: «1-й год обучения», «2-й год обучения», «3-й год обучения» служат экспозицией работ учащихся, а также знакомят их с содержанием, видами практических работ по берестяному делу, по годам обучения, оказывают помощь в диагностике обучающихся, помогают ребятам определить свой уровень, к чему они должны стремиться.
4) Экспозицией творческих работ учащихся являются также витрины: «Символ года», «Мой дом», которые способствуют развитию творческих способностей, фантазии ребят.
5) Тематические стенды «Народный календарь», «Рукам работа – душе праздник!», «Праздничная мастерская «Русский сувенир» помогают в реализации программы.
- «Народный календарь» дает детям информацию о народных праздниках, традициях, обычаях, обрядах, связанных с ними, народных приметах - по временам года и на каждый месяц. Информация об именинах, дне Ангела имеется на каждый месяц.
- Изготовление сувениров к осенним праздникам, новогодняя мастерская, к праздникам весны (Масленица, Пасха) отражают стенды:
«Рукам работа – душе праздник!» - берестяной сувенир, который предлагается сделать в качестве подарка.
«Праздничная мастерская «Русский сувенир» знакомит детей с другими видами творчества: работа с природным материалом, традиционная кукла, , аппликация – для снятия утомляемости, разнообразия видов деятельности, развития дополнительных навыков в изготовлении вещей ручной работы.
6) «Чудо-дерево» используется, например, как оригинальная уголок нашего объединения (сведения о березе, бересте, мастерах, творческом объединении), в проведении мероприятий, оформления. 7) Фотоуголок отражает на снимках жизнь нашего объединения – различные занятия, мероприятия, мы видим руководителя и дела ребят.
8) Визитная карточка объединения. Здесь наши творческие достижения, награждения.
9) Собран и систематизирован, успешно используется на занятиях учебно-методический комплекс: методическая и специальная литература по промыслу, словари, технологические карты, фотографии, образцы изделий, раздаточный материал, занимательные задания: кроссворды, тесты, головоломки, викторины. Эти материалы собраны в папки с файлами, которые разместились на одной из полок шкафа, что способствует удобству их использования.
10) Оборудование. На занятиях в творческой мастерской используется частично типовое оборудование, при необходимости некоторые инструменты и приспособления изготавливаются мною совместно с ребятами: ножницы для нарезки бересты, линейки, карандаши, канцелярские скрепки, циркули, шило, молотки, пробойники, штампики (чеканы) для тиснения, шаблоны, трафареты, нитки. Для их хранения используются и изделия из бересты, березовые пеньки.
Берестяные изделия, выполняемые на занятиях, используются как раздаточный материал (практическая работа с образцами), служат наглядными пособиями (образцы изделий по темам), являются экспозицией творческих работ (проектные работы, изделия к выставкам), помогают в организации оборудования для занятий (солонки, туески, шкатулки – в них можно разместить инструменты, материалы для занятия).
Работа по оформлению мастерской, развитию материально-технического обеспечения и учебно-методического комплекса будет продолжена. Но условия для успешной реализации образовательной программы уже есть.
Любая мастерская, особенно творческая, должна быть местом для ребенка и педагога, куда хочется приходить, где всё под рукой, где удобно работать. От родителей или детей я слышала, например, такое объяснение причины работы в мастерской: «Я хочу к вам, потому что здесь так красиво!». Этими словами мне бы хотелось закончить сегодня свое выступление.
Смирнова Наталия Владимировна,
педагог дополнительного образования МКОУ ДО «ЦРТ»