Приёмы закрепления звукобуквенного анализа слов и образа буквы в период обучения грамоте


ПРИЁМЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗВУКОБУКВЕННОГО АНАЛИЗА СЛОВ И ОБРАЗА БУКВЫ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Основной задачей начального периода школьного обучения детей русскому языку является овладение грамотой. Каждый учитель начальных классов, набирая очередной первый класс, знает, что его ждут неизбежные детские слёзы над прописями, огорчения из-за кривых букв, залезающих за строчки. Наши маленькие ученики охотно пересказывают, учат стихи, а вот урок письма не вызывает у них особой радости. Да и самой потребности в письме как в средстве общения у них ещё нет.
Процесс письма психологически и физиологически очень сложен, поэтому каждый учитель ищет свои подходы, чтобы помочь ученикам успешно преодолеть все трудности периода обучения грамоте. Один из таких приёмов – это сказки, которые я придумываю для закрепления графического образа буквы при знакомстве с нею.
Методика работы. Пишу на доске письменный вариант новой буквы (заглавной или строчной), при этом рассказываю сказку (на экране появляется картинка с героем), а ребята водят пальчиком по букве в рамочке прописи, где по элементам показан образец написания буквы. Сюжет построен таким образом, что все действия, совершаемые ребёнком, проговариваются им.
Примеры некоторых сказок:
Буква «З» (заглавная)
Сказка о зайчике-попрыгайчике
Жил-был зайчик-попрыгайчик. Он очень любил прыгать вместе со своими друзьями на лесной полянке. Однажды они нашли пружинку и очень удивились, что это такое? Решили обвести пальчиком (начинаем обводить). Что у них получилось? Буква З! Давайте тоже напишем букву З.
Буквы «Я, я».
Сказка о ёжике, который любил яблоки
Маленький ёжик очень любил яблоки. Однажды он нашёл очень большое яблоко и решил его спрятать в своей норке. А норка была на горке. (Начинаем обводить), он тихонечко поднялся на горку, забежал в норку (обводят овал), оставил там яблоко и убежал к друзьям по другой тропинке.
Какая буква у нас получилась?
Буквы «Ё, ё»
Продолжение сказки о ёжике, который любил яблоки
Вы не забыли, что наш знакомый ёжик очень любил яблоки, и поэтому каждый день ходил за ними к большой яблоне. Однажды он шёл-шёл, а навстречу ему медвежонок. (Начинаем обводить), ёжик тут же свернулся клубочком, носик, глазки спрятаны, только два яблочка и видно.
(Заглавная Ё) Встал ёжик, яблочки не упали.
Буква «ь»
Капелька дождя падала на землю, упала на травинку и остановилась, оставив на ней мокрый след.
Буква «Й (заглавная)»
Сказка о птичке иволге.
Маленькая птичка иволга любила петь красивые песни, летать по деревьям, есть червячков. Но однажды наступила зима, и она начала мёрзнуть. Села на веточку, (начинаем обводить) опустила головку, подняла хвостик, распушила перья. Всё равно холодно! Но тут белочка принесла ей шапочку. Иволге сразу стало тепло. Какая буква у нас получилась?
Буквы «Г, г»
Сказка о гусе и гусенице
На полянке, в траве, жила гусеница. Она была толстая, зелёная, очень медленно ползала. Когда ей надо было переползти с травинки на травинку, (начинаем обводить) она сначала поднимала голову, изгибалась и, таким образом, передвигалась. Вот вы и написали вместе с гусеницей строчную букву г.
(Заглавная буква Г). Вышел гусь погулять. Начался дождь. Он начал мёрзнуть, (начинаем обводить) встал на одну ножку и спрятался под листом большого лопуха.
Буква «Е»
Сказка о маленьком енотике
(В данном случае сказка придумана для того, чтобы ученики лепили из пластилина печатный вариант буквы, это ещё один из приёмов сенсорно-моторных навыков для запоминания образа буквы).
Маленький енотик был очень любопытный, везде всё хотел увидеть, узнать. Особенно ему хотелось залезть на высокую ель, которая росла на полянке, но мама с папой ему не разрешали. Они боялись, что он упадёт. Но однажды, когда родители ушли в гости, он взял лесенку, пошёл с ней на полянку, поставил к ёлке и начал подниматься. Уж очень ему хотелось посмотреть на лес сверху! Но тут лесенка сломалась, и енотик упал. Он ушибся, ему было очень больно, но зато он запомнил, что родителей нужно всегда слушаться, а сломанная лесенка была похожа на букву... Е.
Лепят букву заглавную букву Е.
Буква «Ш (заглавная)»
Сказка о шипящей змее
Жила – была длинная-предлинная змея. Она была ленивая, мало гуляла, любила нежиться на солнышке. Однажды она проголодалась, решила поохотиться. Ползла-ползла и вдруг увидела мышку. (Начинаем обводить), змея подняла головку, выгнула спинку, потом ещё раз, но мышка в это время успела спрятаться в норку. Какая буква у нас получилась?
Таким образом, мы видим, что на фоне сказки снижается психологическая нагрузка, ребенку интересно играть с буквой, а между тем ненавязчиво происходит его обучение. В результате нет страха перед написанием новой буквы, а процесс письма превращается в так необходимую в этот период игру.
Кроме работы по закреплению графического образа буквы, большая роль в период обучения грамоте отводится слого-звуковому и звукобуквенному анализу слов, развитию фонематического слуха детей. Первоклассники должны научиться различать гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные); делить слова на слоги, ставить ударение, определять ударный слог; различать понятия «звук» и «буква». Все перечисленные универсальные учебные действия можно формировать при помощи игры «Весёлый поезд».
На интерактивной доске или экране выводится изображение поезда с тремя вагонами. Первый вагон синего цвета с одним окошком, второй – красного цвета с двумя окошками, третий – зелёного с тремя окошками.


Из методики обучения грамоте известно, что условно цвета обозначают следующее: синий цвет обозначает твёрдость звуков, соответственно зелёный – мягкость, красный цвет – гласные звуки. Таким образом, казалось бы с простой картинкой с изображением поезда возможны различные варианты работы:
1. Учитель называет слова, обучающиеся определяют первый звук, дают ему характеристику. Ученик, работающий у доски, называет какой буквой обозначаем услышанный звук, находит карточку с этой буквой, определяет в каком вагоне она «едет» (гласный – в красном, мягкий согласный – в зелёном, твёрдый согласный – в синем) и прикрепляет при помощи магнита карточку с буквой на нужный вагон. Остальные ученики работают с соответствующего цвета фишками на своих партах.
2. Эту же работу можно провести, не называя слова, а показывая нужную картинку. Задание может быть на определение первого, последнего звука в слове. Обучающиеся сами должны проговорить слово, чётко и правильно артикулируя звуки. В данном случае в нужном вагоне «едет» уже не буква, а картинка, в зависимости от полученного задания – по первому или последнему звуку слова.
3. Игра на определение количества слогов. Окошки в вагонах – это и есть количество слогов в словах. Обычно для формирования умения делить слова на слоги не берутся многосложные слова, поэтому трёх окошков – три слога в слове – достаточно. Можно называть слово, определять количество слогов и ставить на окна соответствующего вагона магнит, а можно показывать картинку и её прикреплять на окошки вагона.
4. Игра на определение ударного слога в словах. С обучающимися договориться, что первый вагон – это первый слог слова, второй вагон – второй слог, третий вагон – третий слог. Определив, на какой слог падает ударение, один из учащихся ставит магнит на соответствующий вагон. Остальные учащиеся поднимают карточку с изображением цифры 1, 2 или 3, как порядковым показателем ударного слога.
Психологами давно доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Учитель должен приложить максимум усилий, знаний, терпения для того, чтобы каждый день в школе для маленьких учеников стал днём радости открытия новых знаний. Игровая деятельность первоклассников должна стать не просто игрой, а умело подготовленной дидактической единицей урока, на основе которой дети с увлечением будут постигать все тайны языка.