Тема: Изложение по деформированному тексту по рассказу Г. Цыферова «Ежик».

Тема: Изложение по деформированному тексту по рассказу Г. Цыферова «Ежик».
(Текст отпечатан с измененным порядком частей)
Цели: 1. Умение определять последовательность частей в повествовательном тексте.
2. Умение использовать средства языковой выразительности для передачи авторского отношения.
Ход урока:
Ознакомление с текстом. Постановка учебной задачи.

Ёжик
Вдруг заметил ежик в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть – да ничего не вышло. Подумал он, подумал и накрыл ее лопушком: пусть до утра полежит.
Пошел темной ночью по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел желтые листья и тоже наколол.
А утром под лопухом вместо голубой звезды нашел большое красное солнышко. Вот еж смеялся. Осень.

- Прочитайте текст. Что заметили?
- Можно ли так оставить в изложении? Почему? (Трудно понять рассказ.)
- Какому требованию должен отвечать текст, чтобы его было легко понять? (Все части должны идти по порядку.)
- Какое задание будете выполнять?
- Как будете определять последовательность частей? (Прочитаем. Представим, как происходили события, с чего все началось, как развивались события, как закончились.)
- Как называется такой текст?
2. Восстановление последовательности частей.
- Определите, в каком порядке должны идти части.
- Проверим, как выполнили задание. (Учащиеся определяют тему частей.)
- О чем говорится в первой части? (О том, как ежик гулял по лесу.)
- Это начало события. Как дальше развивается действие? О чем говорится во второй части? (О том, как ежик нашел звезду.)
- О чем третья часть? (О том, как утром он нашел красное солнышко.)
- Какие слова помогли определить порядок частей? (Вдруг, а утром.)
3. Чтение текста. Анализ содержания и языковых особенностей.
- Какой получился рассказ? Прочитайте его выразительно.
- О чем этот рассказ? (О том, как ежик отражение принял за настоящую звезду.)
- Понял ли еж свою ошибку? Как об этом сказано в тексте?
- Как он отнесся к своей ошибке? Прочитайте.
-Как автор относится к ежику?
- Есть ли в тексте предложение, где об этом прямо сказано?
- Как вы догадались об отношении автора?
- Найдите те слова и выражения, которые передают отношение автора. (Ежик, клюквинка, иголочка, лопушком, солнышко.)
- Сравните с предложением, в котором я изменю эти слова: «Увидел красную клюквину и наколол ее на серую иголку». Чем предложение отличается от того, что дано в тексте?
- Почему при подготовке к изложению важно обратить внимание на слова, передающие отношение автора? (Чтобы использовать их в изложении и передать отношение автора.)
- Представьте, что вам надо раскрасить картинку к этому рассказу. Какие краски подсказывает текст?
- При подготовке к изложению важно обратить внимание на интересные предложения. В этом рассказе есть такие предложения. Найдите в первой части предложения с повторяющимися словами. Почему автор повторяет слова «увидел» и «наколол»? (Ежик неторопливо гуляет по лесу. Что увидит, то и наколет на иголочки.)
- Почему не удалось наколоть голубую звезду? Прочитайте, как об этом сказано.
- Какой знак стоит в предложении? Прочитайте выразительно.
- Следующее предложение тоже имеет интересный знак (двоеточие).
- Прочитайте выразительно. Почему перед словами «пусть до утра полежит» стоит двоеточие? (Это то, что ежик подумал.)
- Вспомните, что сделали при подготовке и изложению? (Определили тему, нашли слова, передающие отношение автора, нашли интересные предложения.)
Физкультпауза.
4. Орфографическая подготовка.
- Что нужно сделать при подготовке к изложению, чтобы грамотно написать? (Выделить для написания слова.)
- Найдите слова с приставками, назовите приставки.
- Найдите в тексте следующие слова и вставьте пропущенные буквы:
пошл увидл нчего
жлтые заметл лпушком
нашл подумл
- Подберите проверочное слово и вставьте пропущенные буквы: наклол, смялся, полжит.
5. Перечитывание текста.
- Сколько частей в тексте? Как покажем при записи?
6. Запись текста.
7. Проверка.
8. Оценивание.