Литературное чтение 4 класс. Тема урока Миниатюры Г. Цыферова. Создание собственных миниатюр.

Литературное чтение
Тема урока: Миниатюры Г. Цыферова. Создание собственных миниатюр.
Цели:
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Этапы урока
Ход урока

Формирование УУД

I.Орг. момент. Эмоциональный настрой.
1.Беседа.
Можете ли вы поделиться своими ощущениями настроения?
Когда у вас бывает хорошее настроение? От чего оно зависит?
Кто улыбается чаще взрослые или дети? Почему?
Может ли, сказанное кем-либо, слово повлиять на ваше настроение?
2. Мобилизующий этап.
Действительно, сказанное слово очень сильно влияет на наше настроение. Тон играет исключительную роль в устной речи. Он отражает самые разнообразные чувства. Какие?
Радость и горе, веселье и печаль, ласка и грубость, похвала и порицание.
Тон: убеждающий, уверенный, приказывающий, просительный, радостный, грустный, суровый, ласковый.






·I. Актуализация знаний.

Где мы побывали вместе с близнецами во время 14 путешествия? (На поэтическом концерте).
- С какими поэтами встретились? ( Е.Благинина, Б.Заходер, В.Берестов, Г.Сапгир, Э.Мошковская)
Какие приёмы используют авторы для создания неповторимого образа, для того чтобы передать красоту природы? (Олицетворение, сравнение, звукопись).
Дайте определение данным понятиям.
Олицетворение - это литературный прием, когда неодушевленному предмету, понятию приписывают свойства живого существа. Например: ручей поет, сосульки заплакали, родина-мать зовет.
Звукопись - литературный прием, в основе которого лежит усиление звуков одного вида с целью приукрасить литературное произведение.
Сравнение – это образное выражение. Часто используется в литературе, когда необходимо показать, что явления, предметы или лица, о которых идет речь, имеют какие-либо общие черты.

Приведите примеры из текстов стихотворений, прочитанных нами в данном разделе.

Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.


III. Введение в тему урока.

















Николай Александрович предлагает нам вместе с близнецами отправиться в другой зал и послушать прозу. А с каким писателем мы сегодня встретимся, вам подскажет отрывок из одного произведения.
(Слайд )
№1
Раньше в лесу было просто жарко. Раньше в лесу просто говорили: а, как жарко! А теперь в лесу было очень жарко, и все вздыхали: о-о-о-о, как жарко; у-у-у-у, как жарко; а-а-а-а, как жарко.
А я молчал. Мне было обидно. О-о-о-о, как обидно; у-у-у-у, как обидно; э-э-э-э, как обидно.
Какой тон вы будете использовать при чтении? Будет ли он изменяться по мере прочтения текста? Громкость?
Дети выполняют задание.
Какой приём использует автор? Каким вам представился этот человек?
Кому принадлежат эти слова? Чей это монолог?
Узнали ли вы героя? (Слайд )
А автора этого произведения?
- Конечно же, вы узнали, с кем нам сегодня предстоит встреча? Это Геннадий Цыферов. Что вы можете рассказать о нём? Он прожил сорок два года (1930-1972) - этот добрый сказочник, поэт и - немного философ. Обыденное он представлял необычайным, а примелькавшееся - удивительным и прекрасным. Так он воспринимал и изображал мир.
Писал только для маленьких: сказки, пьесы, сценарии мультфильмов.
- Какие книги Цыферова вам знакомы с детства? Какие произведения мы читали на уроках? Что особенно запомнилось?
Чем необычны его сказки?
Сказки Цыферова - совершенно особые сказки: зло в них отсутствует, и никто никого не обижает. В них всегда - светлая улыбка сказочника.
(Проявляется особая зоркость писателя, умение выражаться сжато и точно).
- Вспомните других зорких и внимательных писателей (Пришвин, Аксаков).
- Сегодня мы узнаем Цыферова с другой стороны.
- Подумайте, кто такие импровизаторы? Где мы можем уточнить это понятие? (В словаре, в интернете).
- У вас на столах толковые словари разных авторов. Найдите в них слово «импровизатор», «импровизировать», «импровизация» и прочитайте его значение. Прочтите в учебнике, как там объясняется это понятие, имея ввиду творчество Геннадия Цыферова.
Чтение авторского текста.
(Чтение текста до слова «миниатюра»)
- Знакомо ли вам понятие «миниатюра». (Маленькое произведение).
Первоначально миниатюрами назывались выполненные гуашью, акварелью и др. красками иллюстрации, инициалы, заставки и т. п. в рукописных книгах. Название "миниатюра" перешло и на живопись (главным образом портретную) малого формата, исполняемую на кости, пергаменте, картоне, бумаге, металле, фарфоре, нередко на бытовых предметах - табакерках, часах, перстнях. В литературе, театре, музыке, цирке, на эстраде - жанр "малых форм", небольшое по размеру произведение.
С какими миниатюрами знакомы вы?
(японские стихи - хокку ).
Можете ли вы прочесть одну из них?
- Прочитайте в учебнике, что называет миниатюрами Геннадий Цыферов.
Сможете ли вы сформулировать тему урока. (Миниатюры Г.Цыферова)
Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке, чему научиться?
Как вы думаете, легко ли писать миниатюры? Что для этого нужно? Точнее ответить на эти вопросы мы постараемся в конце урока.

Работа с текстом во время чтения.(Работа в группах)
1) Самостоятельное чтение миниатюр Г. Цыферова из книги «Как лягушки чай пили».
– Какая показалась самой волшебной?
Самой нежной?
Самой неожиданной?

2) Наблюдение над рождением образа.
– В основе каких миниатюр лежит олицетворение?
– Звукопись?
– Метафора (скрытое сравнение)?

Работа с текстом после чтения.
Попробуйте представить картину, нарисованную автором.
(Словесное рисование).
- Поработайте над выразительным чтением миниатюр, подумайте, какое место нужно выделить голосом, какой темп чтения выбрать, чтобы как можно точнее воссоздать образ, нарисованный автором.
- Оцените работу группы, выразите своё мнение с помощью жетонов.
- Выскажите своё мнение по поводу услышанного. Выступление какой группы вам понравилось больше всего? Почему?





2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.















Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.



















Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.


IV. Закрепление знаний
– Откуда эти миниатюры:

«Что такое бабочки? Цветы без запаха. Утром они расцветают. Вечером они осыпаются».

«Однажды я видел на лугу: отцвела голубая бабочка.
Её крылья лежали на траве – их гладил ветер».

2) - Поработайте в группах и определите, какой из приёмов использует автор в вашей миниатюре. (приложение)
- Правильно ли определили участники группы используемые в миниатюре приёмы? Оцените с помощью жетонов работу группы.
- Сумели ли вы для себя открыть новые грани в творчестве Цыферова? Какими качествами должен обладать человек, чтобы раскрыть себя в этом жанре?



V.Применение знаний. Творческая работа учащихся.
- Попробуйте сами выступить в роли писателей – импровизаторов и создать свою миниатюру на заданную тему. (приложение)
О чём нужно помнить, прежде всего? (Короткая, точная).
Каждой группе предложена тема и способ словесного рисования. Если вы не сможете справиться, воспользуйтесь подсказкой. В конвертах вы найдёте фразы, которые помогут в создании миниатюры по вашей теме .Выберите ту, которая соответствует заданному способу создания образа. Используя её, создайте свой образ.
Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Какие упражнения мы обычно выполняем перед сложной работой? («Оживлялку»).
Учащиеся быстро сжимают и разжимают пальцы рук и одновременно также быстро моргают. Затем крепко зажмуривают глаза, сжимают кулаки и про себя говорят:
Я всё могу, у меня всё получится, я ничего не боюсь.
(Слушаем выступление групп.)
Как вы считаете, смогли ли ваши товарищи выступить в роли писателей? Получилось ли у них создать точный и яркий образ в нескольких строчках? Выразите своё мнение с помощью жетонов.
- Кто хочет выразить мнение группы об услышанных миниатюрах? Какая из миниатюр вам понравилась больше других? Почему?









VI. Домашнее задание.

Дома вы сможете сами создать миниатюру на заданную тему.
В рабочей тетради на стр. 86 предложены темы, и расписаны этапы работы. Проанализируйте образец и выполните задание в тетради.


VII. Итог урока. Рефлексия.
Как по-вашему, легко ли писать миниатюры? Оцените работу своей группы: смогли ли вы выступить в роли писателей - импровизаторов, удалось ли создать образ, подобрать меткие слова и выражения?
Пользовались ли вы подсказкой?
Совпала ли ваша оценка с оценкой ваших товарищей?
- Чему нужно научиться в первую очередь, чтобы с помощью нескольких строчек создать неповторимый образ?





Приложение

Карточка – помощник

Воздушный змей.

Взмывает в небо, машет хвостом, парит как орёл.


Карточка – помощник
Дятел на дереве.

Тук – тук – тук, неутомимый работник, словно тысячи молоточков.


Карточка – помощник

Воробьи на ветке.
Словно пушистые комочки, чик – чирик, как стайка весёлых ребятишек.

Карточка – помощник

Опята на пне.
Дружная семья, жмутся друг к другу, как родные братья



Покраснел помидорчик на один бок. Теперь - как маленький светофорчик: там, где солнышко взойдёт, бок красный; где луна – зелёный.

Какое интересное сравнение у автора?
А что его делает светофорчиком? Таким необычным?

2) Вышел звёздной ночью гулять ослик. Увидел в небе месяц. Удивился: «А где же ещё половинка?» Пошёл её искать. В кусты заглянул, под лопухами пошарил. Нашёл её в саду в маленькой лужице. Посмотрел и тронул ножкой – живая.
В чем необычность этого текста?
Как вы представили, что половинка месяца живая?
Как ослик относится к своей находке? Мы можем сказать о бережном отношении к окружающему миру.

3)Нашли гусь с лягушкой на дороге кленовый листок. Поспорили, чья эта лапка. «Твоя,- толкует гусь,- зелёная». Забрала лягушка листочек. А через неделю его обратно гусю принесла. Порозовел листочек по краям, будто гусиная лапка.

4) Дерево. Зовут его тополь. Если ветер, тополь смеётся:
-У-у-у
Если дождь – плачет:
- Кап-кап
А весной с тополиных ветвей пух летит. И говорят люди – к нам тополиная зима явилась!









Машурова Наталья Петровна
Учитель начальных классов МБОУ «Западнодвинская СОШ№1»




13 PAGE 141215



Заголовок 315