Урок литературного чтения по учебнику Лазаревой В.А.


Тема урока: Отношение к природе – проба на человечность. Н.А.Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы.
Цели: Заложить основы культурного чтения; способствовать формированию осознанного чтения.
Пробудить элементарное эстетическое восприятие художественного произведения, видение красоты героя.
Формировать нравственные понятия. На основе наблюдений подвести учащихся к открытию оттенков настроений и
личностного отношения к прочитанному.
Тип урока: урок изучения нового и первичного закрепления учебного материала.
Формирование УУД:
Личностные:
Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному: выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей,
высказывать своё отношение к героям прочитанного произведения.
Метапредметные:
регулятивные познавательные коммуникативные
-определять и формировать
задачи на уроке;
-учиться высказывать свою
версию на основе работы
с иллюстрацией -ориентироваться в учебнике;
-находить ответы на вопросы
в тексте -оформлять свои мысли в устной речи;
-слушать и понимать речь других;
-учиться работать в паре;
-размышлять о поступках героя;
-строить понятное для учащихся высказывание
Предметные:
-понимать смысл заглавия;
-воспроизводить текст в исполнении учащихся;
-выбирать наиболее точную формулировку главной мысли произведения;
-размышлять о поступке и характере героев;
-относить произведение к определённому жанру.
Методы: словесный, наглядный, исследовательский, объяснительно-иллюстративный
Формы работы: в парах, общеклассная, индивидуальная Ход урока:
1.Актуализация знаний.
а)Вспомните, о каком природном явлении говорили вчера на уроке? (на доске появляются таблички со словами: НАВОДНЕНИЕ,
ПОЛОВОДЬЕ)-Можно ли сказать, что эти слова похожи? Чем?
б)беседа по картине «Заяц на дереве».

-Как вы назовёте эту картину?
-Какие проблемы несёт половодье животным, обитающим недалеко от водоёмов?
2.Сообщение темы урока. Постановка задач.
-Сегодня мы продолжим разговор о половодье. Тема нашего урока: Н.А.Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы. (СЛАЙД-портрет)
-Догадались, о ком будем говорить на уроке?
-Тогда какие цели и задачи можем поставить перед собой?
(По мере того, как дети выдвигают цели и здачи, на доске появляются карточки: ПОЗНАКОМИТЬСЯ…
ОПРЕДЕЛИТЬ ….
УЧИТЬСЯ….
ПОНИМАТЬ …
3. Информация об авторе произведения.
-Мне помогут провести урок ребята, которые подготовили рассказ об авторе нового произведения. СЛАЙД- ПОРТРЕТ
1-ый ученик. Николай Алексеевич Некрасов оставил в русской поэзии большой след. СЛАЙД
Как понять это выражение?
Когда оставил след?
Человек уходит всё дальше и дальше, а следы остаются. Следы на песке, следы на снегу
Некрасов ушёл из жизни, а след остался.
Что имеем в виду, говоря «след Некрасова в поэзии»?
Это значит, что его след – стихи. Мы с вами уже учили наизусть отрывок «Однажды в студёную зимнюю пору…» из поэмы Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» СЛАЙД
2-ой уч. А что мы знаем о Н.А.Некрасове? СЛАЙД
Он родился в 19-ом веке, 190 лет назад.
Детство провёл в Ярославской губернии, в деревне. Рядом протекала великая русская река Волга.
Родители Некрасова были помещиками, а он дружил с деревенскими мальчишками, бродил с ними по лесу. Именно
В детстве он понял, как красива русская природа с её лесами, лугами, реками.
3-ий уч. Своё первое стихотворение Н.А.Некрасов написал в 7 лет.
Став взрослым человеком, он написал стихи о крестьянских детях, о красоте русской природы, о русском народе.
Он очень любил охоту, любил собирать грибы и ягоды. А значит, он любил деревню, часто приезжал туда из города, где
жил и работал, писал стихи.
4-ый уч. В деревне Некрасов встречался со своими знакомыми крестьянами, ходил с ними на охоту, слушал их рассказы
о деревенской жизни.
Некрасов дружил с крестьянскими детьми.
Он был внимательным, добрым, наблюдательным человеком и обо всём, что его интересовало, он писал в стихотворной
Форме
4.Словарная работа.
Итак, тема известна, задачи поставлены. Но, прежде, чем мы приступим к выполнению задач, проведём подготовительную работу.
а) Читаем цепочки слов на стр. 102. Эти слова встретятся нам в тексте.
б) Заглянем в словарь:
Силки-?Багор-?Горемыка. Какое слово «спряталось»? ГОРЕ
-Знакомы вы с выражением ГОРЕ МЫКАТЬ? (Горе иметь.)
А счастлив ли человек, который горе имеет, горе мыкает? Значит, кто такой горемыка? (несчастный человек)
В тексте встретятся слова АРШИН и САЖЕНЬ – это старинные русские меры длины Аршин-71 см Сажень- 3 аршина.
А чтобы лучше понять, что это за величины, я приготовила вам такую наглядность (островок из бумаги, соответствующий данным размерам)
5.Первичное чтение
Сейчас вас познакомят с текстом 4 моих других помощника: Лёня, Глеб, Богдан, Никита. Все следят за их чтением, а потом ответим на вопрос: весёлую или грустную историю прослушали.
СЛАЙД: ВЕСЁЛАЯ ИЛИ ГРУСТНАЯ ИСТОРИЯ ?6.Проверка восприятия текста.
-Понравилось ли вам чтение ребят? Можно ли такое чтение назвать выразительным?
- Как ответите на данный вопрос? см. СЛАЙД
Высказывания ребят : Веселая. Почему?
Грустная. Почему?
Настроение менялось. Почему?
-Как думаете, сказочный или реальный случай произошёл с нашим героем?
- А можно ли сказать, что прочитанное немножко напоминает сказку?
-Какие из задач мы уже выполнили? 1.Познакомились с произведением.
2.Слушали выразительное чтение.
-Давайте определим жанр произведения.
-Можно ли сказать, что это стихотворение – диалог?
6. Выборочное чтение.
В первой части найдите строки, в которых говорится о том, какие чувства испытывает старый Мазай к мелким диким птицам и зверям.
-Значит , каким душевным качеством обладает Мазай? (варианты: ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ
ЖАЛОСТЛИВЫЙ
ЧЕЛОВЕЧНЫЙ
ЛЮБИТ ПРИРОДУ)-А все ли мужики в деревне такие? Прочитайте строки об этом.
-Следовательно, что скажем об их человеческих качествах? БЕССЕРДЕЧНЫЕ
- НЕДОБРЫЕ
7.Физминутка.
Упражнения для глаз. Косоглазые зайцы.
Упражнения для рук. Лопоухие зайцы (растопыренные уши)
Упражнение для туловища. Зайчик на пне. Лапки скрестивши, стоит горемыка.
Упражнения для ног. Зайцы дали стрекача (на месте)
Расселась команда косая.
8.Работа с сюжетными картинками. Соотношение текста и иллюстраций.
а)-Вспоминаем , что такое сюжет. СЛАЙД : сюжет – последовательное развитие событий
б) Работаем в парах. Рассмотрите картинки. Какое задание можете предложить? Значит, наша задача- ВОССТАНОВИТЬ последовательность событий, а именно: в какой последовательности дедушка Мазай спасал зайцев.
9.Пороверка выполнения задания в парах.

На экране появляется порядок выполнения задания. СЛАЙДЫ
-Подтвердите словами из текста, что сюжет развивался именно в такой последовательности) -Найдите в тексте строки, в которых сказано, как ещё спасал Мазай зайцев, но на картинках это не показано.
- После прочтения рассматриваем картину на доске (Зайцы на бревне)
-А как выглядит старинная мужская одежда зипун, вы увидели на картинках. СЛАЙД
10.Итог.Рефлексия.
-Вы великолепно работали, заслужили хорошие оценки. А скажите, умники и умницы, от имени кого ведётся рассказ?
-Как автор относится к своему герою? ( называет ласково : дедУШКа + подробно описывает его отношение к зайцам)
-А почему деревенский народ смеётся над Мазаем? ( все привыкли охотиться, все ловят сейчас беззащитных зайцев, а он спасает.)
-Значит, какова главная мысль произведения? Беречь и любить природуВот тут хочется познакомить вас со словами русского поэта Евгения Евтушенко, нашего современника, потому что он живёт в наше время
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя. (Евтушенко)
С этих строк мы и начнём урок литературного чтения в понедельник.