Методические рекомендации для преподавателя по работе с индивидуальным проектом


Государственное бюджетное профессиональноеобразовательное учреждение города МосквыКолледж по подготовке социальных работниковДепартамент труда и социальной защиты населениягорода Москвы
Методические рекомендации для преподавателя по работе с индивидуальным проектом
Подготовила:Председатель ПЦК, преподаватель русского языка и литературыЛивенец И.С., к.ф.н.
Москва, 2015

Содержание:
Типология проектов3
Этапы и примерные сроки работы над проектом6
Общие требования к содержанию реферата8
Общие технические требования к оформлению реферата10
Требования к оформлению списка использованных источников17
Приложение № 1 Проектная папка21
Приложение № 2 Титульный лист23
Приложение № 3 Тезаурус24

Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного учебного предмета, и выполняется обязательно каждым обучающимся в течение одного года, должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, исследовательского, практико-ориентированного, игрового.
Проектные задания должны быть актуальны и четко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, составлена программа действий.
Типология проектов
Исследовательские
Такие проекты подходят для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации.
Целью обучающегося в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для этого ему потребуется проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения.
Таким образом, основной упор будет сделан на мыслительную компетентность.
Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад.
Творческие
Такие проекты предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, газета, сочинения, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, спортивные игры и т.п.
Игровые или ролевые
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации.
Целью автора такого проекта является вовлечение публики в решение проблемы проекта. Чтобы добиться этого, придется не просто искать информацию или создавать произведение искусства, нужно будет организовать деятельность других людей, вовлечь их в работу, сделать ее интересной для всех.
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом
ИнформационныеЭтот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте или явлении (конечно, в проекте любого типа есть этап сбора информации, но там это только средство работы, а в информационном проекте это – цель), ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность - методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, проведение "мозговой атаки", пр.) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) - результат (статья, реферат, доклад, видео, пр.) - презентация (публикация, обсуждение на конференции, пр.).
Структура самой исследовательской деятельности с целью информационного поиска и анализа имеет следующую структуру:предмет информационного поиска - поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов - аналитическая работа над собранными фактами - выводы - корректировка первоначального направления (если требуется) - дальнейший поиск информации по уточненным направлениям - анализ новых фактов - обобщение - выводы, и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта - заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).
Практико-ориентированныеЭти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).
Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях, разработке раздаточного материала по предмету или, например, сценария математической игры, словаря фразеологизмов, исторического атласа и т.п.
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности с определением функций, четких выходов.

Таким образом, Проект - это "пять П":
проблема (что вызвало интерес к данной теме);
проектирование (планирование);
поиск информации;
продукт;
Продуктом проектной деятельности может быть любая из работ:
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад, мультимедийный продукт и др.);
художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
отчётные материалы по социальному проекту, могут включать в себя как тексты, так и мультимедийные продукты.
Кроме этого:
анализ данных социологического опроса;
атлас, карта;
видеофильм;
выставка;
газета, журнал;
действующая фирма;
законопроект;
игра;
коллекция;
костюм;
модель;
музыкальное произведение;
мультимедийный продукт;
оформление кабинета;
постановка;
праздник;
прогноз;
система школьного самоуправления;
справочник;
сравнительно-сопоставительный анализ;
учебное пособие;
экскурсия.
презентация.
Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:
деловой игры - научного доклада;
демонстрации видео-отчета, фильма, продукта, исследования, выполненного на основе экспедиции, информационных данных;
пресс-конференции;
диалога исторических персонажей;
путешествия или литературных альманахов;
рекламы персонажей;
ролевой игры;
защиты на Ученом Совете;
соревнования;
спектакля;
игры с залом;
спортивной игры;
научной конференции;
экскурсии.
По количеству участников можно выделить проекты:
индивидуальные;
парные;
групповые (коллективные).
По продолжительности проведения проекты могут быть:
краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;
средней продолжительности (от недели до месяца);
долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
По характеру контактов обучающихся в процессе выполнения проекта:
межколледжная;
внутриколледжная.
Этапы и примерные сроки работы над проектом
В процессе работы над проектом обучающийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (октябрь)
определение руководителей проектов;
поиск проблемного поля;
выбор темы и её конкретизация.
ОСНОВНОЙ (ноябрь-март)
ПОИСКОВЫЙ
уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;
определение и анализ проблемы;
постановка цели проекта.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ
анализ имеющейся информации;
сбор и изучение литературы;
определение оптимального способа достижения цели проекта, построение алгоритма деятельности;
составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;
отбор и анализ информации;
формулирование выводов.
ПРАКТИЧЕСКИЙ
оформление проектной папки;
подготовка реферата о работе (см. общие сведения к содержанию реферата);
выбор способа представления результатов;
оформление работы;
предварительная проверка руководителем проекта.
Внимание!
В состав материалов готового проекта в обязательном порядке включаются:
выносимый на защиту реферат;
продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (апрель)
подготовка индивидуального проекта (по форме реферата);
составление письменного отчета;
презентация проекта.
Оформление результатов
Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения, и отражать содержание проекта.
Форма работы должна соответствовать содержанию. Не принято писать работу от первого лица. Текст теоретической части должен быть написан в неопределенном наклонении («рассматривается», «определяется» и т.п.).
В работе должна прослеживаться научность и литературность языка. Письменная речь должна быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам, словарный и грамматический строй речи разнообразен, речь выразительна.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В оформлении работы должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности. Перегрузка «эффектами» ухудшает качество работы.
Защита проекта – форма испытания, в ходе которого студент представляет и обосновывает проектную разработку, представляет отчет о сути реализованного проекта и полученных результатах.
Защита проектов, как правило, происходит в форме презентации, то есть краткого (7–10 минут) публичного выступления на студенческой научно – практической конференции.
Общие требования к содержанию реферата
Реферат (от лат. Referre – докладывать, сообщать) – самостоятельно выполненная письменная работа научно-исследовательского характера по одной из актуальных теоретических или практических проблем. Реферат – своеобразная минидиссертация, это серьезный шаг в науку.
Текстовая часть реферата должна содержать следующие структурные элементы:
титульный лист (см. Приложение № 2);
содержание;
введение;
основная часть;
заключение;
список литературы (использованных источников);
приложения (не входят в объем основного содержания реферата).
Этапы работы над рефератом
Выбор проблемы реферата. Проблема – это теоретический или практический вопрос, требующий решения.
Проблему не придумывают, а обнаруживают путем глубокого анализа действительности. Проблема – это противоречие реальной жизни, это то, что действительно беспокоит, что вызывает переживания, раздумья.
2. Формулирование темы реферата и ее осмысление. Название темы вытекает из проблемы, оно конкретизирует и детализирует ее. Между тем название – это тот маяк, на который нужно постоянно ориентироваться при написании реферата. Материал, не работающий на название реферата, из его содержания должен быть исключен.
3. Составление плана реферата. Обычно план реферата в себя включает: введение, два-три вопроса (раздела, главы, параграфа), заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении (1 – 2 стр.) обычно отражаются: а) актуальность проблемы и темы реферата; б) степень ее разработанности в имеющейся литературе; в) цель написания реферата.
Первый вопрос реферата должен носить теоретический характер, второй и последующие – прикладной, то есть отражать опыт исследуемой проблемы. Вопросы логически и содержательно должны быть связаны друг с другом и предполагать друг друга. Каждый вопрос (раздел, параграф, глава) должен завершаться серьезными обобщениями и выводами, вытекающими из их содержания.
В заключении (1 – 2 стр.) излагаются главные итоги выполненного исследования; ранее сделанные выводы по вопросам и параграфам как бы поднимаются на новую теоретическую высоту.
В приложении помещаются материалы исследовательского (рабочего, справочного, вспомогательного) характера, на которые автор ссылается по тексту: например, таблицы, диаграммы, схемы, анкеты, тезаурус «см. Приложение № 3».
Список литературы составляется с учетом требований государственного стандарта.
4. Поиск и изучение необходимой литературы. Готовя реферат по избранной проблеме, необходимо познакомиться с имеющейся литературой, где эта проблема уже получила то или иное решение. Знать основную литературу по теме реферата – первая обязанность исследователя.
Изучение литературы включает в себя чтение, осмысление и конспектирование имеющихся источников. Выписки должны сопровождаться обязательными ссылками на источники (автор, название источника, страницы), а также собственными суждениями и комментариями рефератчика.
5. Систематизация собственных исследовательских материалов. В содержании реферата непременно должен быть представлен собственный опыт в решении поставленной проблемы. Следовательно, нужно самому разобраться в этом опыте: собрать и привести в порядок свои записи, графики, таблицы, схемы и т.п., которые могут быть полезны для аргументации положений, отражаемых в реферате.
В отдельных случаях может возникнуть необходимость в проведении эксперимента, рассчитанного на определенный срок, на решение конкретной исследовательской задачи.
6. Уточнение первоначального плана реферата. Необходимость в этом этапе работы возникает почти всегда, поскольку изучение литературы и обобщение результатов эксперимента постоянно расширяет и конкретизирует видение автором избранной проблемы, различных ее граней и нюансов. В итоге появляется необходимость уточнить или даже изменить название темы, или название глав, разделов, параграфов, поменять их местами и т.д.
7. Написание текста реферата. Это самый ответственный этап работы над рефератом, поскольку носит ярко выраженный творческий характер. Автор в это время обобщает всю собранную информацию, систематизирует ее, сводит в логически связанные блоки, формулирует и прописывает собственные идеи, обобщения и выводы, шлифует стиль изложения материала – письменную речь.
Важно при этом отличать собственные от мыслей авторов, заимствованных из различных литературных источников. Все ключевые цитаты должны иметь соответствующие сноски с соблюдением требований Госстандарта.
Средний объем реферата – до 25 страниц печатного текста, не считая приложений.
8 Апробация полученных результатов. Она включает в себя выступления на конференциях и иных мероприятиях с изложением основных положений своего реферата.
9. Оформление реферата. См. пункт 4 «Общие технические требования к оформлению реферата»
В заключение отметим, что некоторые требования к оформлению рефератов недооцениваются, воспринимаются как ненужная формальность. Особенно часто игнорируются выводы по вопросам (главам, параграфам), заключение по реферату, сноски на цитируемые источники, список использованной литературы. Между тем перечисленные пункты – не формальность, а существенный элемент культуры научного труда, который следует выполнять так же старательно, как и грамматические правила русского языка.
Общие технические требования к оформлению реферата
Текстовая часть реферата выполняется на листах формата А4 (210 х 297 мм) без рамки, с соблюдением следующих размеров полей:
левое – 30 мм,
правое – 15 мм,
верхнее – 20 мм,
нижнее – 20 мм.
Страницы текста подлежат обязательной нумерации, которая проводится арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер страницы проставляют в правом нижнем углу без точки в конце. Первой страницей считается титульный лист, но номер страницы на нем не проставляется.
Тип шрифта: Times New Roman. Шрифт основного текста: обычный, размер 14 пт. Шрифт заголовков разделов: полужирный, размер 16 пт. Шрифт заголовков подразделов: полужирный, размер 14 пт. Межсимвольный интервал: обычный. Межстрочный интервал: полуторный. Шрифт основного текста, включая список литературы – 14 пт, шрифт Timеs New Roman, интервал – 1,5.
Требования к структуре текста. Реферат должен быть выполнен с соблюдением требованием ЕСКД. Текст основной части разделяют на разделы, подразделы, пункты (ГОСТ 2.105-79, ГОСТ 7.32-81).
Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего текста, обозначенные арабскими цифрами. Каждый раздел реферата рекомендуется начинать с нового листа. Наименование разделов записываются в виде заголовков (симметрично тексту) с прописной буквы шрифта Times New Roman, размер 16 пт.
Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела, номера подразделов состоят из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделенной точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Наименование подразделов записываются в виде заголовков (с абзаца) строчными буквами (кроме первой прописной), шрифт Times New Roman, размер 14 пт.

Подраздел допускается разбивать на пункты, нумерация которых выполняется аналогично.
Например:
Содержание
Введение3
Глава I. Прошлое, настоящее и будущее теории социальной антропологии5
Шшшшшшшшшшшшшшшшш 5
Щщщщщщщщщщщщщщщ9
Глава II. Использование законов социальной антропологии в практической деятельности педагога12
Ллллллллллллллллллллллл12
Ллллллллллллллллллллллл15
Заключение 18
Список используемых источников19
Приложение 121
Пример: 1.2. - обозначает раздел 1, подраздел 2
Внутри подпунктов могут быть приведены перечисления.
Возможно представление по двум вариантам:
Вариант 1 (в соответствии с ЕСКД): Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставиться скобка, а запись производится с абзацного отступа.
Пример:
1)______________
а) ______________
б) ______________
в) ______________
2)______________
а) ______________
б) ______________
в) ______________
Вариант 2 (в соответствии с ГОСТ):
Список, или перечень, – это фрагмент текста, состоящий из предупреждения, что далее последует перечисление понятий, предметов или действий (элементов перечня), и из самих элементов, которые могут быть:
нумерованными;
литерованными, или буквенными;
маркированными (обозначенными графически).
Для обозначения нумерованных элементов применяются:
римские и арабские цифры с точкой: I. II. III.; 1. 2. 3. и т.д.;
арабские цифры с закрывающейся скобкой: 1) 2) 3) и т.д.
Для обозначения литерованных элементов применяются:
прописные буквы с точкой: А. Б. В.;
строчные буквы с закрывающейся скобкой: а) б) в) и т.д.
Для графического обозначения используются маркеры разных рисунков.
«Введение» и «Заключение» не нумеруются.
Наименования разделов и подразделов должны быть краткими. Наименование разделов и подразделов записывают с абзацного отступа с первой прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Расстояние между заголовками и текстом должно быть равно 15 мм (3–4 интервалам).
Расстояние между заголовками разделов и подраздела – 8 мм (2 интервалам).
Расстояние между последней строкой текста и последующим заголовком подраздела – 15 мм (3–4 интервалам).
Требования к изложению текста. Изложение содержания реферата должно быть кратким и четким. В тексте должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами или общепринятые в научно-технической литературе.Условные буквенные обозначения величин, а также условные графические обозначения должны соответствовать требованиям государственных стандартов (это относится и к единицам измерения). Условные буквенные обозначения должны быть тождественными во всех разделах записки. Если в пояснительной записке принята особая система сокращения слов или наименований, то в ней должен быть приведен перечень принятых сокращений, который помещают перед «содержанием».
В тексте, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:
применять математический знак минус (-) перед отрицательными значениям величин (следует писать слово «минус»);
применять знак «» для обозначения диаметра (следует писать слово «диаметр»). При указании размера или предельных отклонений диаметра на чертежах, помещенных в тексте документа, перед размерным числом следует писать знак «»;
применять без числовых значений математические знаки, например:
(больше), < (меньше),=(равно), > (больше или равно), < (меньше или равно),
≠ (не равно), а также № (номер), % (процент);
применять индексы стандартов, технических условий без регистрационного номера.
Правила печатания знаков. Знаки препинания (точка, запятая, двоеточие, точка с запятой, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки) от предшествующих слов пробелом не отделяют, а от последующих отделяют одним пробелом.
Дефис от предшествующих и последующих элементов не отделяют.
Тире от предшествующих и последующих элементов отделяют обязательно.
Кавычки и скобки не отбивают от заключенных в них элементов. Знаки препинания от кавычек и скобок не отбивают.
Знак № применяют только с относящимися к нему числами, между ними ставят пробел.
Знаки процента и промилле от чисел отбивают.
Числа и даты. Многозначные числа пишут арабскими цифрами и разбивают на классы (напр.: 13 692). Не разбивают четырехзначные числа и числа, обозначающие номера.
Числа должны быть отбиты от относящихся к ним наименований (напр.: 25 м). Числа с буквами в обозначениях не разбиваются (напр.: в пункте 2б). Числа и буквы, разделенные точкой, не имеют отбивки (напр.: 2.13.6).
Основные математические знаки перед числами в значении положительной или отрицательной величины, степени увеличения от чисел не отделяют (напр.: -15, ×20).
Для обозначения диапазона значений употребляют один из способов: многоточие, тире, знак ÷, либо предлоги от … до … . По всему тексту следует придерживаться принципа единообразия.
Сложные существительные и прилагательные с числами в их составе рекомендуется писать в буквенно-цифровой форме (напр.: 150-летие, 30-градусный, 25-процентный).
Стандартной формой написания дат является следующая: 20.03.93 г. Возможны и другие как цифровые, так и словесно-цифровые формы: 20.03.1993 г., 22 марта 1993 г., 1 сент. 1999 г.
Все виды некалендарных лет (бюджетный, отчетный, учебный), т.е. начинающихся в одном году, а заканчивающихся в другом, пишут через косую черту: В 1993/94 учебном году. Отчетный 1993/1994 год.
Сокращения.  Используемые сокращения должны соответствовать правилам грамматики, а также требованиям государственных стандартов. (ГОСТ 7.12-93 СИБИД. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила.)
Однотипные слова и словосочетания везде должны либо сокращаться, либо нет (напр.: в 1919 году и ХХ веке или в 1919 г. и ХХ в.; и другие, то есть или и др., т.е.).
Существует ряд общепринятых графических сокращений:
Сокращения, употребляемые самостоятельно: и др., и пр., и т.д., и т.п.
Употребляемые только при именах и фамилиях: г-н, т., им., акад., д-р., доц., канд.физ.-мат.наук, ген., чл.-кор. Напр.: доц. Иванов И.И.
Слова, сокращаемые только при географических названиях: г., с., пос., обл., ул., просп. Например: в с. Н. Павловка, но: в нашем селе.
Употребляемые при ссылках, в сочетании с цифрами или буквами: гл.5, п.10, подп.2а, разд.А, с.54 – 598, рис.8.1, т.2, табл.10 – 12, ч.1. С пробелами перед цифрой; между цифрами тире – без пробелов (в отличие от тире между словами).
Употребляемые только при цифрах: в., вв., г., гг., до н.э., г.н.э., тыс., млн., млрд., экз., к., р. Например: 20 млн. р., 5 р. 20 к.
Используемые в тексте сокращения поясняют в скобках после первого употребления сокращаемого понятия. Напр.:… заканчивается этапом составления технического задания (ТЗ).
Требования к оформлению формул. Формулы должны быть оформлены в редакторе формул Equation Editor и вставлены в документ как объект.
Размеры шрифта для формул:
обычный – 14 пт;
крупный индекс – 10 пт;
мелкий индекс– 8 пт;
крупный символ – 20 пт;
мелкий символ – 14 пт.
Значения указанных символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой, причем каждый символ и его размерность пишутся с новой строки и в той последовательности, в которой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.
Пример:
Факториалом целого положительного числа п называют произведение, определяемое по формуле:
(1.1)
где п – целое положительное число.
Все формулы нумеруются арабскими цифрами, номер ставят с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках. Номер формулы состоит из 2-х частей, разделенный точкой, например (1.1), первая часть выделена под номер раздела, вторая часть – номер формулы. Допускается нумерация формул в пределах пояснительной записки. При переносе формулы номер ставят напротив последней строки в край текста. Если формула помещена в рамку, номер помещают вне рамки против основной строки формулы.
Группа формул, объединенных фигурной скобкой, имеет один номер, помещаемый точно против острия скобки.
При ссылке на формулу в тексте ее номер ставят в круглых скобках. Например:
Из формулы (1.1) следует…
В конце формулы и в тексте перед ней знаки препинания ставят в соответствии с правилами пунктуации. Формулы, следующие одна за другой, отделяют запятой или точкой с запятой, которые ставят за формулами до их номера. Переносы формул со строки на строку осуществляются в первую очередь на знаках отношения (=; ≠; ≥, ≤ и т.п.), во вторую – на знаках сложения и вычитания, в третью – на знаке умножения в виде косого креста. Знак следует повторить в начале второй строки. Все расчеты представляются в системе СИ.
Требования к оформлению иллюстраций. Иллюстрации, сопровождающие реферат, могут быть выполнены в виде диаграмм, номограмм, графиков, чертежей, карт, фотоснимков и др. Указанный материал выполняется на формате А4, т.е. размеры иллюстраций не должны превышать формата страницы с учетом полей. Если ширина рисунка больше 8 см, то его располагают симметрично посередине. Если его ширина менее 8 см, то рисунок, как правило, располагают с краю, в обрамлении текста. Допускается размещение нескольких иллюстраций на одном листе. Иллюстрации могут быть расположены по тексту пояснительной записки, а также даны в приложении. Сложные иллюстрации могут выполняться на листах формата А3 и больше со сгибом для размещения в пояснительной записке.
Все иллюстрации нумеруются в пределах текста арабскими буквами (если их более одной). Нумерация рисунков может быть как сквозной, например, Рис.1, так и индексационной (по главам пояснительной записки, например, Рис.3.1).
Иллюстрации могут иметь, при необходимости, наименование и экспликацию (поясняющий текст или данные). Наименование помещают под иллюстрацией, а экспликацию под наименованием. В тексте, где идет речь о теме, связанной с иллюстрацией, помещают ссылку либо в виде заключенного в круглые скобки выражения (рис.3.1), либо в виде оборота типа «…как это видно на рис.3.1».
При оформлении графиков оси (абсцисс и ординат) вычерчиваются сплошными линиями. На концах координатных осей стрелок не ставят (рис.3.1). Числовые значения масштаба шкал осей координат пишут за пределами графика (левее оси ординат и ниже оси абсцисс). По осям координат должны быть указаны условные обозначения и размерности отложенных величин в принятых сокращениях. На графике следует писать только принятые в тексте условные буквенные обозначения. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, оставляют только в тех случаях, когда их немного, и они являются краткими. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в подрисуночной подписи.

Рис. 3.1. Зависимость переменной (У) от переменной (Х)
Схемы выполняют без соблюдения масштаба и пространственного расположения.
Иллюстрации должны быть вставлены в текст одним из следующих способов:
либо командами ВСТАВКА-РИСУНОК. При этом все иллюстрации, вставляемые как рисунок, должны быть преобразованы в формат графических файлов, поддерживаемых Word;
либо командами ВСТАВКА-ОБЪЕКТ. При этом необходимо, чтобы объект, в котором создана вставляемая иллюстрация, поддерживался редактором Word стандартной конфигурации.
Требования к оформлению таблицы. Цифровой материал принято помещать в таблицы. Таблицы помещают непосредственно после абзацев, содержащих ссылку на них, а если места недостаточно, то в начале следующей страницы.
Все таблицы должны быть пронумерованы. Все таблицы нумеруются в пределах раздела арабскими цифрами. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера, разделенного точкой.
Например, Таблица 1.1 – эта пишется над правым верхним углом таблицы без значка № перед цифрой и точки после нее. Допускается сквозная нумерация таблиц в пределах пояснительной записки. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагаются посередине страницы и пишут прописным шрифтом без точки на конце. Заголовок и слова таблица начинают писать с прописной буквы. Высота таблицы с записями в одну строку должна быть не более 8 мм. Если в таблице встречается повторяющийся текст, то при первом же повторении допускается писать слово «то же», а далее кавычками (”). Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, символов не допускается. Если цифровые или текстовые данные не приводятся в какой-либо строке таблицы, то на ней ставят прочерк (–). Цифры в графах таблиц располагают так, чтобы они следовали одни под другими.
При переносе таблицы на другой лист заголовок помещают над первой частью, над последующими пишут надписи «продолжение таблицы 1.2». При подготовке текстовых документов с использованием программных средств надпись «Продолжение таблицы» допускается не указывать. Единственная таблица не нумеруется. Сноски к таблице печатают непосредственно под ней.
Таблица 1.1
Выделение фрагментов текста с помощью мыши
Фрагмент Способ выделения
Слово 2 щелчка левой кнопкой мыши по слову
Абзац 3 щелчка левой кнопкой мыши по абзацу
Строка 1 щелчок левой кнопкой мыши в зоне выделения
Предложение [Ctrl] 1 щелчок левой кнопкой мыши на предложении
Весь текст 3 щелчка левой кнопкой мыши в зоне выделения
Текст реферата должен быть набран на компьютере, листы реферата пронумерованы и сброшюрованы.

Требования к оформлению списка использованных источников
Список использованных источников – структурный элемент проекта, который приводится в конце реферата или презентации к проекту, представляющий список литературы, нормативно-технической и другой документации, использованной при его написании.
Список использованных источников помещается на отдельном нумерованном листе (листах), а сами источники записываются и нумеруются в алфавитном порядке.
Источники должны иметь последовательные номера, отделяемые от текста точкой и пробелом. Оформление производится согласно ГОСТ 7.1-84 (см. п. 3.2.2) ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка». Ссылки (согласно данному ГОСТ, они называются отсылками) на литературные источники приводятся в тексте и косых скобках в квадратных скобках. Разрешается использовать следующий вариант оформления ссылки (отсылок): порядковой номер (или – если это продиктовано целесообразностью – порядковый номер источника и номера страниц), например, [3], [18, с. 26].
Главное правило: отсылки оформляются единообразно по всему документу.
Если в отсылке содержатся сведения о нескольких источниках, то группы сведений разделяются точкой с запятой: [13; 26], [74, с. 16–17; 82, с. 26].
Во избежание ошибок, следует придерживаться формы библиографических сведений об источнике из официальных печатных изданий.
Примеры оформления библиографических записей
Книги одного, двух, трех авторов
Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. – Москва: Высшее образование: МГППУ, 2010. – 460 с.
Взаимозаменяемо с
Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. – Издание 3-е, стереотипное. – Москва : Тривола, 1998. – 360 с.– URL: http://psychlib.ru/mgppu/ODe/ODe-001.htm.
Коренман И.М. Фотометрический анализ: Методы определения орган. соединений. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Москва: Химия, 1975. – 359 с.
Энтелис С.Г., Тигер Р.П. Кинетика реакций в жидкой фазе: Количеств, учет влияния среды. – Москва: Химия, 1973. – 416 с.
Фиалков  Н.Я., Житомирский А.Н., Тарасенко Ю.Н. Физическая химия неводных растворов. – Ленинград: Химия, Ленинградское отделение, 1973. – 376 с.
Flanaut J. Les elements des terres rares. – Paris: Masson, 1969. – 165 p.
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – 5-е издание, исправленное и дополненное. – Москва : Аспект Пресс, 2006. – 363 с.
Браславский П.И., Данилов С.Ю. Интернет как средство инкультурации и аккультурации // Взаимопонимание в диалоге культур: условия успешности: Монография: В 2 частях / под общ. ред. Л.И. Гришаевой, М.К. Поповой. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. – Ч. 1. – С. 215–228.
Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики: Учебное пособие. – Москва: Эпидавр, 1998. – 744 с.
Книги четырех и более авторов, а также сборники статей
Комплексные соединения в аналитической химии: Теория и практика применения / Ф. Умланд, А. Янсен, Д. Тириг, Г. Вюнш. – Москва: Мир, 1975. – 531 с.
Обеспечение качества результатов химического анализа / П. Буйташ, Н.М. Кузьмин, Л. Лейстнер [и др.]. – Москва: Наука, 1993. – 165 с.
Аналитическая химия и экстракционные процессы: Сборник статей / отв. ред. А. Т. Пилипенко, Б. И. Набиванец. – Киев: Наук, думка, 1970. – 119 с.
Пиразолоны в аналитической химии: Тезисы докладов конференции, Пермь, 24-27 июня 1980 г. – Пермь: Пермский государственный университет, 1980. – 118 с.
Experiments in materials science/ E.С. Subbarac, D. Chakravorty, M.F. Merriam, V. Raghavan. – New York a.c: Mc Graw-Hill, 1972. – 274 p.
Логика и язык научной теории / В.В. Целищев, В.Н. Карпович, И.В. Поляков, А.Б. Новиков. – Новосибирск: Наука, 1982. – 190 с.
Основы теории коммуникации: Учебник / М.А. Василик, М.С. Вершинин, В.А. Павлов [и др.]; под ред. проф. М.А. Василика. – Москва: Гардарики, 2006. – 615 с.
Статьи из сборников
Макаров М.Л. Жанры в электронной коммуникации: quo vadis? // Жанры речи: Сборник научных статей. – Саратов: Издательство ГосУНЦ «Колледж», 2005. – Вып. 4: Жанр и концепт. – С. 336–351.
Антонова Н.А. Стратегии и тактики педагогического дискурса // Проблемы речевой коммуникации: Межвузовский сборник научных трудов / под ред. М.А. Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 2007. – Вып. 7. – С. 230–236.
Статьи из журналов и газет
Войскунский А.Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии. – 2001. – № 11. – С. 64–79.
Маркелова Т.В. Семантика и прагматика средств выражения оценки в русском языке // Филологические науки. – 1995. – № 3. – С. 67–79.
Широбоков И.Н. Жить во времени перемен // Россия. – 1991. – № 18. – 24 января.
Статья из продолжающегося издания
Владимирова А.В. Истоки политического маркетинга // Вестник Московского университета. Серия 12, Политические науки. – 2008. – № 5. – С. 90–99.
Кулагина М.Г. Рождение и воспитание детей в среде английской аристократии в XVII-XVIII веках // Вестник всеобщей истории. – Санкт-Петербург, 1999. – Вып. 2. – С. 64–93.
Материалы конференций
Сиротинина О.Б. Структурно-функциональные изменения в современном русском литературном языке: проблема соотношения языка и его реального функционирования // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: Материалы международной научной конференции. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2007. – Т. 1. – С. 14–19.
Литвинова Ю.Г. Расширение внешнеэкономических связей КНР в конце 70-х – первой половине 80-х годов // IV Всесоюзная конференция молодых востоковедов: Тезисы докладов. – Москва, 1986. – С. 32–35.
Диссертация
Школовая М.С. Лингвистические и семиотические аспекты конструирования идентичности в электронной коммуникации: Дис. … канд. филол. наук. – Тверь, 2005. – 174 с.
Автореферат диссертации
Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2005. – 23 с.
Депонированные научные работы
Разумовский В.А. Андреев Д.А. Управление маркетинговыми исследованиями в регионе / Институт экономики города. – Москва, 2002. – 210 с. – Деп. в ИНИОН Рос. акад. наук 15.02.02, № 139876.
Социологическое исследование малых групп населения / Иванов В.И. [и др.]; Министерство образования Российской Федерации, Финансовая академия. – Москва, 2002. – 110 с. – Деп. в ВИНИТИ 13.06.02, № 145432.
Патентные документы
А.с. 1007970 СССР, МКИ4 В 03 С 7/12, А 22 С 17/04. Устройство для разделения многокомпонентного сырья / Б.С. Бабакин, Э.И. Каухчешвили, А.И. Ангелов (СССР). – № 3599260/28-13; заявлено 2.06.85; опубл. 30.10.85, Бюл. № 28. – 2 с.
Пат. 4194039 США, МКИ3 В 32 В 7/2, В 32 В 27/08. Multi-layer poivolefin shrink film / W.В. Muelier; W.R. Grace & Co. – № 896963; заявлено 17.04.78; опубл. 18.03.80. – 3 с.
Заявка 54-161681 Япония, МКИ2 В 29 D 23/18. Способ изготовления гибких трубок / Йосиаки Инаба; К.К. Toe Касэй. – № 53-69874; заявлено 12.06.78; опубл. 21.12.79. – 4 с.

Стандарт
ГОСТ Р 7.0.5-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. – Введ. 2009-01-01. – Москва: Стандартинформ, 2008. – 18 с. – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
ГОСТ 7.11-2004. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках. – Взамен ГОСТ 7.11-78; введ. 2005-09-01. – Москва: Стандартинформ, 2005. – 82 с. – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
Электронные ресурсы
Белоус Н.А. Прагматическая реализация коммуникативных стратегий в конфликтном дискурсе [Электронный ресурс] // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. – 2006. – № 4. – URL: http://www.tverlingua.by.ru/archive/005/5_3_1.htm 
Общие ресурсы по лингвистике и филологии [Электронный ресурс]: Сайт Игоря Гаршина. – 2002. – Дата обновления: 05.10.2008. – URL: http://katori.pochta.ru/linguistics/portals.html 
Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления: издание официальное. – Москва: Стандартинформ, 2008. – URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=173511.
Рецензия
Зданович А.А. Свои и чужие – интриги разведки. – Москва: ОЛМА-пресс: МассИнформМедиа, 2002. – 317 с. – Рец.: Мильчин К. На невидимом фронте без перемен // Кн. обозрение. – 2002. – 11 марта (№10–11).
Голдин В.И.,  Соколова В.Х. [Рецензия на книгу…] // Вопросы истории. – 2006. – № 1. – С. 170–172. – Рец. на кн.: За спиной Колчака: документы и материалы. – Москва: Аграф, 2005. – 512 с.

Приложение № 1
Проектная папка – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.
Задача папки на защите – показать ход проектной деятельности.
Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:
чётко организовать работу обучающегося;
стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;
объективно оценить ход работы над завершённым проектом;
судить о достижениях и росте обучающегося на протяжении выполнения проекта.
В состав проектной папки входят:
паспорт проекта, листы «портфолио» с пошаговым планом выполнения проекта и отдельных его этапов, промежуточными отчётами, записями всех идей, гипотезами и решениями, кратким описанием всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться проектанту, и способами их преодоления;
вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки из Интернета;
результаты исследований и анализа;
эскизы, чертежи, наброски продукта, анкетирование, опросы, результаты исследования, графики, фотографии;
материалы к презентации (сценарий);
другие рабочие материалы и черновики.
Паспорт проекта
Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:
Название проекта.
Руководитель проекта.
Консультант(ы) проекта.
Предметная область, в рамках которой проводится работа по проекту.
Возраст обучающихся, на которых рассчитан проект.
Состав проектной группы (Ф. И. обучающихся, группа).
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Типология проекта.
Цель проекта.
Задачи проекта.
Необходимое оборудование.
Индивидуальный проект (по форме реферата).
Письменный отчет.
Презентация.
Примерный письменный отчет о работе
Введение
Тема проекта
Эта тема была выбрана, потому что
Цель данной работы –
Проектным продуктом будет –
Этот продукт поможет достичь поставленную цель проекта, так как
План работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):
Выбор темы и уточнение названия
Сбор информации (где и как искал информацию)
Изготовление продукта (что и как делал)
Написание письменной части проекта (как это делал)
Организация работы над проектом
Основная часть
Работа была начата с того, что
Потом мы приступил к
Завершили работу тем, что
В ходе работы столкнулись с такими проблемами
Чтобы справиться с возникшими проблемами,
Мы отклонились от плана (указать, когда был нарушен график работы)
план работы был нарушен, потому что
В ходе работы было принято решение изменить проектный продукт, так как
но все же удалось достичь цели проекта, потому что
Заключение
Закончив проект, можно сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например
Это произошло, потому что
Если бы была возможность начал работу заново,
Думается, что проблема проекта решена, так как
Работа над проектом дана возможность

Приложение № 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
КОЛЛЕДЖ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯГОРОДА МОСКВЫ
Дисциплина

(наименование учебной дисциплины)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема
(наименование темы)
Выполнил студент:
Курсгруппа
____________________________
(ФИО полностью)
Руководитель:
____________________________
(должность, ФИО)
Оценка
Москва
20
Приложение № 3
ТЕЗАУРУС
АКТУАЛЬНОСТЬ — показатель исследовательского этапа проекта. Определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных; потребностью практики. Обосновать актуальность — значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.
ГИПОТЕЗА (от греч. Hypothesis – основание, предположение) — обязательный элемент в структуре исследовательского проекта; предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Чаще всего гипотезы формулируются в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями. Например: «Здоровье детей в малодетных семьях лучше, чем в многодетных».

ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ — совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность обучающихся-партнеров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.

ДОКЛАД – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой), дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.

ЖАНР проекта — то же, что и форма продукта проектной деятельности.

ЗАДАЧИ проекта — это выбор путей и средств для достижения цели; конкретизированные или более частные цели.
ЗАЩИТА проекта — наиболее продолжительная и глубокая форма презентации проекта, включающая вопрос-ответный и дискуссионный этапы. Используется, как правило, для исследовательских проектов.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ — проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ — проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.

КОНСУЛЬТАНТ — педагог или специалист, выполняющий роль эксперта и организатора доступа к необходимым ресурсам. Приглашается к участию в проекте, если содержательная компетенция руководителя проекта в ряде случаев недостаточна (напр., в случае межпредметного, телекоммуникационного или международного проекта).
МЕТОД (от греч. мethodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
МОНОПРОЕКТ — проект, проводящийся в рамках одного учебного предмета (в отличие от межпредметного проекта).
ОБЪЕКТ – категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.
ОППОНЕНТ — на защите проекта учащийся, имеющий цель с помощью серии вопросов выявить в проекте противоречия или другие недочеты.

ПОРТФОЛИО (ПАПКА) проекта — подборка всех рабочих материалов проекта.

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ — проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо социальной проблемы прикладного характера.
ПРЕДМЕТ – конкретная часть объекта или процесс в нем происходящий или аспект проблемы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ проекта — публичное предъявление результатов проекта.

ПРОБЛЕМА (от греч. рroblema – задача) – в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения; социально значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта. Проблемой может быть, напр., противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения, недостаток информации о чем-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др.

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы.

ПРОЕКТ (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед) - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ - процесс разработки проекта (в знач. 1) и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; практическое оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии; защита проекта.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.

РЕФЕРАТ (от лат. Referre – докладывать, сообщать) – самостоятельно выполненная письменная работа научно-исследовательского характера по одной из актуальных теоретических или практических проблем. Реферат – своеобразная минидиссертация, серьезный шаг в науку. Реферат – сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов.
РЕЦЕНЗЕНТ — на защите проекта учащийся или педагог (специалист), представивший рецензию на подготовленный проект.
РОЛЕВОЙ ПРОЕКТ — проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.

РУКОВОДИТЕЛЬ проекта — педагог, непосредственно координирующий проектную деятельность группы индивидуального исполнителя.

СТРУКТУРА проекта — последовательность этапов учебного проекта. Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по ее достижению, поиск необходимой информации, изготовление с опорой на нее продукта, презентацию продукта, оценку и анализ проведенного проекта. Может включать и другие (необязательные) этапы.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ — проект, центром которого является творческий продукт — результат самореализации участников проектной группы.

ТЕМА (от греч. thema, букв. – то, что положено в основу) - предмет описания, изображения исследования, разговора и т.д.
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ — проект, осуществляемый обучающимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.

ЦЕЛЬ проекта — модель желаемого конечного результата.
ЭКСПЕРТИЗА – исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с последующим представлением мотивированного заключения.
ЭТАПЫ проекта — основные периоды работы проектной группы.