Работа над безударными гласными. 2 часть


Работа над безударными гласными в I классе.
(продолжение)
Начиная изучение безударных гласных, необходимо сначала помочь ученикам уяснить суть ударения – его смыслоразличительную роль в слове: кастрю′ля - это слово, а ка′стрюля или кастрюля′ - не слова, нет таких слов в русском языке. Ребенок вдруг "нос к носу" сталкивается с явлением разрушения слова, а отчего оно разрушается - непонятно. Вроде прочитываются все те же звуки, а слова нет. И оказывается, что во всем "виновато" ударение. Только после того, как школьник научится произносить одно и тоже слово, искусственно перемещая ударение, можно считать, что у него сформировался способ определения ударного слога. Добиться этого непросто. И как всегда помогают мне в этом игровые моменты на уроке.
В ходе выполнения разнообразных заданий ученики осваивают так называемые ритмические модели двухсложных
′ ′
и трехсложных

′ ′
Для упражнений над ритмическими моделями подбираются в основном изолированные слова, что приводит к некоторому однообразию, монотонности в работе. Использование связных текстов способствует усилению интереса детей к выполняемой работе, повышению ее эффективности. Так скороговорку Н. Тополевой на уроке русского языка я использовала для выявления свойства разно- местности словесного ударения следующим образом.
По утрам
У Айболита
До обеденной поры
Лечат зу′бы:
Зе′бры,
Зу′бры,
Ти′гры,
Вы′дры
И бобры′.
Прочитайте. Найдите слова, называющиеживотных. Из скольких слогов состоят выделенные слова? Канойслог повторяется во всех словах? Найдите слово, в котором слогры ударный. Назови - те слова с б/гл. слогов ры. Самостоятельно подберите слова, соответствующие данным схемам:
ры′

′ рыБольшую роль в освоении разноместности ударения отвожу специальной слоговой таблице. Ударные и безударные слоги: справа в рамку вставляется слог, который может быть в слове как ударный так и безударный. Сверху ставятся карточки с ударными, снизу с б/слогами. Например, набирается такая таблица.
Ударные слоги
банкар ! пар пор стар тор!
бин кро!лис ! мос!плоты
!цвебезударные слоги
Составление и чтение слов по данной таблице совершенствует такой важный компонент речевого слуха учеников, как чувство ритма и вместе с тем формирует у детей литературное
произношение "трудных" слов (банты′, торты′). Безусловно приведенная и аналогичные таблицы могут быть использованы также для совершенствования грамматико-орфографических навыков мл. школьников, обогащения их словарного запаса.
Фрагмент урока в 1 классе по теме. Правописание б/гл. в словах (ознакомление с правилом).
Урон начинается с повторения пройденного.
Спишите слова, поставьте ударение, подчеркните б/гл., -говорю я. Роса, трава, вода.
Назовите в каждом слове гласную, на которую падает ударение и на которую ударение не падает, т.е. б/гл.
Далее знакомлю детей с правилом правописания б/гл. в словах.
Ребята, помогите мне найти "убежавшую" букву в словах: СТ...ЛЫ, З...МЛЯ, Р...ДЫ, М...СТЫ, С...ДЫ.
Ребята возвращают "убежавшие" буквы на свои места. Сначала объясняют устно, затем записывают данные слова в столбик, подчеркивают б/гл., написание которых надо проверить. Рядом все вместе подбираем проверочные слова.
Вспомним, как мы проверяем б/гл. Что для этого надо сделать?
Игра " Забей гол"
На доске написаны слова с б/гл. в два столбика для двух команд. У каждой команды набор мячей (круг с записанной в нем гласной). По сигналу члены команды забивают гол. Выигрывает та команда, которая забьет наибольшее количество точных голов.
1.П…. рты о 2. р...ка е
Гр… да я
в... да о
Ст… на е п...тноя
Пл… та и гр...бы и
Гл… за а ш...рфыа
Затем предлагаю прочитать еще раз правило в учебнике. На следующих уроках отрабатывались умения, направленные на тренировку в постановке ударения, на определение ударных и б/гл., формировалось умение изменять слово (на основе соотношения, один - много). Дополнительно к материалу учебника можно использовать такие упражнения.
1. Упражнения направленные на тренировку в постановке ударения. Слуховые упражнения.
Покажите уд/гл. в словах.
Книга, пенал, учебник, тетрадь, блокнот.
Назовите в предложении (в тексте) все ударные гласные. Ребята играли на площадке. Они вместе построили дом.
Соотнесите слова со схемой. Если названное слово подходит к схеме, то покажите это светофором зеленого цвета.
′ Машина, автобус, трамвай, метро, троллейбус, грузовик, самосвал.
Упражнения на списывание.
Спишите слова, обозначьте ударение.
Ребята, девочки, мальчики, малыши.
Спишите предложения, поставьте ударение над выделенными словами. Чем различаются выделенные слова?
Мальчик вышел из леса. Красивые у нас леса.
Упражнения творческого характера.
Выпишите слова, имеющие три слога. Поставьте ударение.
Пила, топор, молоток, шило, отвертка, гвоздь, рубанок.
2.Составьте словосочетания с данными словами. Поставьте ударение.
яркие ⁄ цвет
солнечное ⁄ краски
желтый ⁄ небо
Составите предложения со словами:
кру′гом - круго′м
кру′жки - кружки′
за′мок - замо′к4.Дополните предложения подходящими по смыслу словами. Поставьте ударение.
Стоит в поле ...
Машина стоит ...
Упражнения, направленные на различение ударной и безударной гласной.
Упражнения на списывание.
1.Спишите, в выделенных словах обозначьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Кот спит на траве. Ира кладет мел у доски. Ребята идут домой.
2.Запишите под диктовку слова. Подчеркните б/гл. Поставьте ударение.
Упражнения, направленные на формирование
умения подбирать проверочное слово и изменять его.
Упражнение устное.
Назовите в словах б/гл. и проверочное слово.
Коса, коза, сосна, мосты, река, нора, трава.
Упражнения на списывание.
1.Спишите слова с б/гл., рядом напишите проверочное.
Ш...ги - ..., л...са - ..., м...ря - ..., гр...бы - ... .
2.Спишите предложения, вставляя пропущенные б/гл.
На тр...ве еще блестит р...са. На дв...ре г...рой, а в ...збе в...дой. На дв...ре тр...ва, на тр...ве др...ва.
3.Спишите предложения. Найдите проверяемое слово и проверочное. Козы гуляют по лугу. Одна коза ушла в лес. На горе стоят высокие сосны. Под сосной тень.