Урок русского языка в 9 классе по теме Закрепление и обобщение. СПП с придаточным изъяснительным и определительным


Конспект урока русского языка в 9 «А» классе
«СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ И ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ» (обобщение и систематизация знаний)
ЦЕЛЬ: закрепить знания по теме « СПП с придаточными определительными и изъяснительными»
ЗАДАЧИ:
1. Формирование умений находить придаточные определительные и изъяснительные в СПП; способы их связи с главным предложением.
2. Отработать навыки постановки знаков препинания в СПП с придаточными определительными и изъяснительными.
3. Развивать у учащихся умения различать и сопоставлять СПП с придаточными определительными и изъяснительными.
4. Продолжить работу по составлению схем СПП с придаточными определительными и изъяснительными.
5. Развивать у учащихся навыки употребления СПП с придаточными определительными и изъяснительными в монологической и диалогической речи, определять их стилистическую роль в тексте.
6. Использовать дидактический материал в целях воспитания нравственности учащихся: их любви к матери.
7. В целях подготовки к экзаменам продолжить работу по формированию навыков комплексного анализа художественного текста.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Формы и методы организации деятельности уч-ся: фронтальная, индивидуальная, демонстрация, диалог.
Применяемые технологии: личностно-ориентированные, информационные, сотрудничество в группе
Оборудование и материалы к уроку
           -листы ученика для самостоятельной работы,
           - тесты для индивидуальной работы обучающихся,
           -проектор,
           -экран,
- доска
- листы – опоры
- листы с выбором Д/ЗХОД УРОКА:
I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ (организационный момент)
- Добрый день, ребята. Садитесь. Приветствую я и наших гостей.
Сегодня на уроке мы будем закреплять полученные знания по теме СПП: определять виды придаточные предложений, способы их связи с определяемыми и изъясняемыми словами;
строить схемы СПП с придаточными определительными и изъяснительными и правильно ставить в них знаки препинания.
Запишите в них число и тему урока «СПП с придаточными определительными и изъяснительными (закрепление)». (на доске записано то же самое).
2. Работа с эпиграфом к уроку (устная, фронтальная у доски)

На доске записано предложение
Мы вечно будем прославлять ту женщину, чье имя – мать!
Эти слова мы возьмем эпиграфом к нашему уроку, помня о том, что в конце ноября ежегодно отмечается праздник День матери.
Вопросы (задает учитель к классу):
Определите тип предложения ( СП, тк….)
Определите тип СП (Союзное, т.к….Спп, т.к…, придаточное определительное, тк…..)
Назовите грамматические основы предложения
Назовите местоимения в предложении и их разряды
Определите тип сказуемого в главном предложении (составное глагольное, тк…)
Подберите синонимы к наречию в предложении ( вечно – всегда, постоянно, вовек, бессменно и др).
Назовите разносклоняемое существительное в этом предложении (имя)
Преобразуйте это СПП в предложение с прямой речью
А теперь предложение с ПР замените синонимичным СПП с придаточным изъяснительным .Запишите в тетрадь, постройте схемы.
(Ученик работает у доски.)
Муса Джалиль писал о том , что «мы вечно будем прославлять ту женщину, чье имя – мать».
3. Групповая работа
- Послушайте текст (учитель сначала читает текст, потом с этим текстом учащиеся работают в группе по вопросам и заданиям)
1. Мама, я помню твои руки с того мгновения, как я стал осознавать себя на свете. 2. Я помню твои руки, красные, загрубевшие от студеной воды в проруби, в котором ты полоскала белье. 3. Я помню, как незаметно могли твои руки вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку.4. Нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои.
(Эти слова принадлежат Олегу Кошевому, герою романа Александра Александровича Фадеева )- Приступаем к выполнению заданий: каждый из вас проанализирует одно из СП данного текста и даст ему характеристику, составит схему. Первым такой анализ начнёт консультант вашей группы. Затем каждый из вас проведет такой анализ. Далее мы проверим правильность ваших ответов , воспользовавшись ключами-опорами.
(работа учащихся 7-10 минут)
Затем – проверка выполнения задания – по одному ученику от подгруппы вслух прочитывается характеристика предложения. Слабые учащиеся могут использовать опоры для выполнения задания. Одновременно после ответа высвечивается ответ на экране

4. Индивидуальная работа по карточкам с дифференцированными заданиями (на «5», на «4», на «3».Задание на «5»:
Определить тип текста и стиль речи
Определить, чем присоединяется придаточная часть к главной в предложении № 1
Объяснить правописание Не с разными частями речи
Замените причастный оборот (предложение № 2) синонимичной конструкцией. (Которые загрубели от студеной воды.)\

Задание на «4»
Определите способ подчинительной связи слов в словосочетании студеная вода ?Дать лексическое значение слову ПРОРУБЬ
Определить, чем осложнено предложение № 1
Выписать все грамматические основы из предложения № 3
Задание на «3»
Выписать все союзы, которые есть в тексте
Объяснить постановку ЗП в предложении № 1
Указать тип придаточных всех предложений.
(при затруднении учащиеся «группы риска» используют опоры-подсказки)
После выполнения тестов учащиеся обмениваются в парах в своей группе и проверяют ответы по листам контроля. Затем выставляются оценки и сдаются листы контроля учителю.
5. Подведение итогов урока.
Вопросы к учащимся: (желательно спрашивать учащихся «группы риска»)
- какие темы мы сегодня повторяли и закрепляли?
- как отличить СПП о других СП?
- на какие вопросы отвечают придаточные повторенных нами СПП?
- помогли ли вам в выполнении заданий консультанты и карточки-опоры?
6. Выставление и комментирование оценок
7. Домашнее задание (оно дифференцированное). Каждый ученик выбирает своё задание; одновременно задание высвечивается на экране проектора.
На «4» . Из текста повести А.С.Пушкина “Метель” выписать 6-8 предложений по теме урока.
На «3» . Упражнение 121 (по заданию)
На «5» . Найти в баснях И.А.Крылова крылатые высказывания, представляющие собой СПП ( не более 10).