Презентация педагогического совета Повышение мотивации учащихся в современной школе


Педагогический советПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯВ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕТворческая группа: Жучкова Н.В., Рыжикова М.А., Даньшина И.В., Дегтяр С.В., Сухая Н.В., Липкина Е.Ю., Ходченкова М.В., Гусарова С.В. Результаты обучения за 1 полугодиеУспеваемость, % Результаты обучения за 1 полугодиеКоличество неуспевающих по предметам Результаты обучения за 1 полугодиеКачество обучения, % Результаты обучения за 1 полугодиеКоличество отличников «Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения»П.Я. Гальперин« Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» А. Франц. МотивацияМотивация (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.Мотивация как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен [К. Madsen, 1959]; Ж. Годфруа, 1992), как совокупность мотивов (К.К. Платонов, 1986), как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность,как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов, 1998), процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян, 1976), совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас, 1990). Факторы определяющие учебную мотивацию во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;во-вторых, - организацией учебного процесса;в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в- четвёртых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета. Уровень мотивации к учению в 1-5 классах Ведущие мотивы учения в 6- 11 классах Характеристика мотивации учения школьников (по Н.В.Немовой)Начальная школаЧувство долга (возрастает в два раза и значительно превышает познавательную мотивацию).Престижная мотивация – желание получить высокую отметку, возрастает к 3-4 классу.Мотив избегания санкций , то есть наказания.Интерес к предмету (уменьшается в 5 раз – до 5% учащихся).Основная мотивация – внешняя, престижная и принудительная.Мотивация неустойчивая , нет интереса к определенным предметам, нет способности длительное время удерживать энергию сформированного намерения. Характеристика мотивации учения школьников (по Н.В.Немовой) Средняя школаСтойкий интерес к определенному предмету .Мотив избегания неудачи .Желание иметь высокую отметку , даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения.Познавательный интерес только у высокомотивированных .Мотив достижения успеха в учебе не развивается.Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.) Характеристика мотивации учения школьников (по Н.В.Немовой) Старшая школаМотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях.Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета).Значимость отметки как мотиватора снижается , отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний.Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам.Внутренняя, собственная мотивация. Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы Внутренняя и внешняя мотивации - это противоположные стороны единого явления, которое связывает учебу и ее цель. Виды мотивацииВнешняя мотивация (лежит за пределами учебного процесса)Внутренняя мотивация (порождается самой учебной деятельностью) Основные методы мотивацииЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ Адекватная похвалаМетод поощрения и порицания Эмоциональные разрядкиУчебно-познавательная играСоздание ярких наглядно-образных представленийСоздание ситуации успехаСтимулирующее оцениваниеСвободный выбор заданияУдовлетворение потребности быть значимой личностью Основные методы мотивации2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕС интересом не рождаются - его приобретают Опора на жизненный опыт Познавательный интересПрогнозирование будущей деятельности «Мозговая атака» («брейнсторминг»)Побуждение ребенка к поиску альтернативных решенийОбъяснения разными способами Методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения (свободная беседа, выбор действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);Выполнение творческих заданийРазвивающая кооперация (парная и групповая работа).  Основные методы мотивации3. ВОЛЕВЫЕПредъявление учебных требованийИнформирование об обязательных результатах обученияФормирование ответственного отношения к учениюПознавательные затрудненияСамооценка деятельности и коррекцииРефлексия поведенияПрогнозирование будущей деятельности  Основные методы мотивации4. СОЦИАЛЬНЫЕОпора на авторитет учителяРазвитие желания быть полезным обществуПобуждение подражать сильной личностиСоздание ситуации взаимопомощиПоиск контактов и сотрудничестваЗаинтересованность в результатах коллективной работыВзаимопроверкаРецензирование Стиль педагогической деятельности Авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации. Демократический стиль способствует внутренней мотивацииЛиберальный (попустительский) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».В плане общения, отношения с учащимися очень важны:Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся;Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения;Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т. д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям;Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь). Проявления мотивов Познавательный:стремление к получению новой информации;поиск решений задач;успеваемость и посещаемость;стремление к заданиям повышенной сложности; Социальный:поступки, свидетельствующие о долге и ответственности;стремление к контактам и сотрудничеству;инициатива и помощь сверстникам Используемые источники Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 2002.Воронцов А. Б., Чудинова Е. В. Учебная деятельность. М., 2004.Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.Изучение мотивационной сферы учащихся (М. В. Матюхина) / Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004,° C.139–141.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. С-Пб: Питер, 2002.Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 2010. – 212 с.Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 2008. www.otherreferats.allbest.ruwww.estnauki.ruwww.it-n.ruwww. festival.1september.ru ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ В практике педагогической деятельности использовать разнообразные методы и приемы повышения учебной мотивации школьников с целью повышения эффективности познавательного процесса.С целью ознакомления с положительным опытом работы по указанной теме руководителям школьных методических объединений в следующем учебном году спланировать и организовать проведение открытых уроков, в том числе с привлечением родителей. Подобрать методический материал по вопросам формирования мотивации учения школьников, а также о возрастных особенностях подросткового возраста и сделать его доступным для педагогов на web-сайте школы.