Рабочая адаптированная основная образовательная программа по географии

















Рабочая адаптированная основная образовательная программа
по географии
7 класс




2014-2015 учебный год





Педагог: Нейман Я. Е.










г. Бикин
Пояснительная записка.

В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить обучающимся, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям обучающимся (по годам обучения).
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи. Изучение географии в школе призвано сформировать у обучающихся элементарные понятия по физической географии, что должно сводиться главным образом к их ознакомлению с природными условиями, ресурсами и трудом людей. Преподавание географии в школе направленно на коррекцию недостатков умственного развития обучающихся. В процессе обучения у обучающихся развиваются наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и зависимости, бережно относится к окружающей среде, труду и подвигам предыдущих поколений. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивать воображение обучающихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся.
Цель школьного курса географии – дать элементарные, научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
Задачи:
формирование элементарных географических представлений;
развитие ключевых компетенций обучающихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.);
развитие любознательности, научного мировоззрения;
формирование умений работать с географической картой, графической наглядностью;
привитие любви к Родине, её природе, умение бережно относится к природе своего края;
формирование элементарных географических представлений;
развитие ключевых компетенций обучающихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.);
привитие гражданских и патриотических чувств.
В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить обучающимся, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям обучающимся (по годам обучения).
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
7 класс
Обучающиеся имеют возможность познакомятся с природой и хозяйством России, научиться ориентироваться по карте, читать её, показывать и называть основные географические объекты. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Значительное внимание уделено экологическим проблемам. Необходимо раскрыть причины обострения экологических ситуаций в районах южных морей, Волго-Каспийского бассейна, Прибайкалья и Забайкалья, районов Севера. На изучение «Географии России» отведен 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:
Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика).
Природные зоны России.
Требуют особого внимания вопросы геополитического и экономико-географического положения России.
При изучении курса необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения.
При изучении природных зон России следует обратить внимание на географическое положение каждой природной зоны, ее рельеф, месторождения полезных ископаемых, экологические проблемы. Изучаются климат, водоемы, растительный и животный мир; города, занятия населения, заповедники и заказники каждой природной зоны.

Практические работы:
Работа с физической картой и картой природных зон России.
Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий.
Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.
Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых.
Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих причинно-следственные зависимости.
Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.

Планирование коррекционной работы
по географии в 7 классе


Основные темы программы
Количество часов по теме
Коррекционная работа

1
Обзорные уроки.
Зона арктических пустынь

5
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.
Развитие способности обобщать и делать выводы.
Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.
Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.
Коррекция и развитие словесно-логического мышления.

2
Зона тундры


8
Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.
Коррекция пространственной ориентировки.
Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез.
Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.
Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.
Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.
Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов.
Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

3
Лесная зона
16
Коррекция внимания (объем и переключение).
Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).
Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.
Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.
Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.
Коррекция эмоционально-волевой сферы (проявления негативизма, развитие положительной мотивации учения).
Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.
Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.
Коррекция устойчивости внимания.
Коррекция и развитие словесно-логического мышления.

4
Степи

8
Коррекция познавательной деятельности обучающихся.
Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.
Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.
Коррекция пространственной ориентировки.
Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.
Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).
Коррекция и развитие умения работать в группе.
Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.
Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.
Коррекция восприятия времени.

5
Полупустыни и пустыни

6
Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.
Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.
Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.
Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.
Коррекция устойчивости внимания.

6
Субтропики

2
Коррекция внимания (объем и переключение).
Коррекция зрительного и слухового восприятия.
Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).
Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.
Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.

7
Высотная поясность в горах
5
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.
Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.
Развитие способности обобщать и делать выводы.
Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(предметные результаты)
Учащиеся должны знать:
Положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
Пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
Природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;
Природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
Типичных представителей животного и растительного мира в каждой природной зоне;
Хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
Экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
Правила поведения в природе;
Расположение географических объектов на территории России, указанных в рабочей программе.
Учащиеся должны уметь:
Показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте, карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;
Показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
Делать несложные макеты изучаемых природных зон;
Принимать простейшие меры по охране окружающей среды, правильно вести себя в природе.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительных материалов создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждой четверти (промежуточный контроль). В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу.

ПРОГРАММА:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2011.

УЧЕБНИКИ:
География. Начальный курс.: 6 кл.: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ Т. М. Лифанова, Е. Н.Соломина. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2005. – 176 с. : ил. + Прил. (16 с., ил.).
География России: 7кл.: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ Т. М. Лифанова, Е. Н.Соломина. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2005. – 176 с. : ил. + Прил. (16 с., ил.).
География материков и океанов: 8 кл.: Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ Т. М. Лифанова, Е. Н.Соломина. – М.:Просвещение, 2004.
География материков и океанов. Государства Евразии: 9 кл.:Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ Т. М. Лифанова, Е. Н.Соломина. – М.: Просвещение, 2005.
САЙТЫ ИНТЕРНЕТ:

Каталог сайтов по географии -[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (данные ссылки помогу подготовить доклад, реферат по географии, а также просто полистать страницы сайтов и узнать что-то новое, расширить свой кругозор)

География [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (новости географии, Информация по странам, Россия – матушка)
Географические карты [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Географические сайты [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Человек и подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической географии, географо-этнографические материалы по народам мира, книги о мире животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных)
История географии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Географические карты [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Науки о Земле [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Путешествия и открытия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Этот сайт целиком и полностью посвящен занимательной науке - "географии". Здесь можно найти информацию обо всех странах мира, почувствовать различия жизненного уклада и поведения народов, населяющих нашу планету, узнать особенности строения земного шара, дать оценку природным ресурсам и узнать последние новости об экологии Земли... Иными словами, здесь можно познать мир!


Примерное планирование уроков по географии в 7классе
из расчёта 0,5 ч. в неделю (17 часов)

№ урока
Дата
Кол-во часов
Тема урока
Практическая работа

Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) –4 ч.



1
Географическое положение России на карте мира.
Европейская и Азиатская части России.
Административное деление России.
Практическая работа № 1
Нанесение изученных объектов на контурную карту России, надписывание их названий.
Работа с контурной картой
Нанесение изученных объектов на контурную карту России, надписывание их названий



1
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные месторождения.
Практическая работа № 4
Нанесение изученных объектов на контурную карту России, надписывание их названий.
Нанесение условных знаков полезных ископаемых на магнитную доску.



1
Климат России.
Водные ресурсы России, их использование.
Практическая работа № 6
Нанесение изученных объектов на контурную карту России, надписывание их названий



1
Промышленность – основа хозяйства, её отрасли. Особенности развития сельского хозяйства
Заполнение таблицы «Основные отрасли промышленности»
Заполнение таблицы «Основные отрасли сельского хозяйства»

Природные зоны России – 1 ч



1
Природные зоны России.
Карта природных зон России.
Заполнение таблицы «Образующие факторы природных зон»
Нанесение изученных объектов на контурную карту России, надписывание их названий.

Зона арктических пустынь – 2 ч.


24.11
1
Положение на карте.
Климат.
Растительный и животный мир. Охрана природы.
Практическая работа № 8
Нанесение изученных объектов на контурную карту России, надписывание их названий.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных.


04.12
1
Население и его основные занятия. Северный морской путь.
Практическая работа № 9
Нанесение изученных объектов на контурную карту России, надписывание их названий.

Зона тундры – 2 ч.


18.12
1
Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые.
Климат. Водоёмы тундры.
Практическая работа № 10
Нанесение изученных объектов на контурную карту России.
Нанесение изученных водных объектов на контурную карту России.


15.01
1
Растительный и животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных.

Лесная зона – 4 ч.


29.01
1
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат.
Растительный мир. Хвойные леса.
Практическая работа №12
Нанесение изученных объектов на контурную карту России, надписывание их названий.


12.02
1
Значение леса
Смешанные и Лиственные леса.
Животный мир.
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу
Заполнение таблицы «Значение леса»
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных.


26.02
1
Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.
Практическая работа №14
Поиск на карте городов, упоминаемых в тексте параграфа. Заполнение таблицы «Ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства лесной зоны»


12.03
1
Города Центральной России.
Западная Сибирь.
Восточная Сибирь.
Дальний Восток.
Составление альбома «Города России»
Заполнение таблицы «Ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства Западной России»
Заполнение таблицы «Ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства Восточная Сибирь»
Заполнение таблицы «Ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства Дальнего Востока»

Зона степей – 1 ч.


16.04
1
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки. Хозяйство. Население.
Практическая работа № 19
Нанесение изученных объектов на контурную карту России, надписывание их названий.
Заполнение таблицы «Ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства зоны степей»

Полупустыни и пустыни – 1 ч.


30.04
1
Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. Хозяйство. Основные занятия населения.
Практическая работа № 24
Нанесение изученных объектов на контурную карту России, надписывание их названий.
Заполнение таблицы «Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства»

Субтропики – 1 ч.


14.05
1
Положение на карте.
Практическая работа № 27
Нанесение изученных объектов на контурную карту России, надписывание их названий.

Высотная поясность в горах –1 ч.


28.05
1
Положение на карте. Природа.
Практическая работа № 29
Нанесение изученных объектов на контурную карту России, надписывание их названий.














15