Конспект к уроку Урок-завещание по сказке-были А. Платонова «Неизвестный цветок»


МБОУ «СОШ с.Барлык Барун-Хемчикского кожууна РТ»
Урок-завещание
по сказке-были А.Платонова «Неизвестный цветок»
учитель русского языка и литературы
Кок-Кат Саида Ооржаковна Цели и задачи:
Создать условия для понимания глубокой философской сути сказки-были, помочь раскрыть писательский замысел; способствовать формированию у учащихся умения ориентироваться в тексте художественного произведения, анализировать, делать выводы.
Развивать навыки выразительного чтения, связную речь, творческие способности учащихся.
Помочь учащимся почувствовать главное в произведении: силу любви к жизни; способствовать формированию таких нравственных качеств, как сострадание, терпение, стойкость, трудолюбие ; на примере художественного образа, цветка, воспитывать в детях силу воли и умение преодолевать трудности.
4. Формировать УУД:
а) Регулятивные:
способствовать самостоятельному формулированию темы и целей урока,
организовать работу учащихся в малых группах
б) Познавательные:
организовать работу по осмысленному чтению сказки,
развивать умения: анализировать прочитанный текст, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения,
расширять и активизировать словарный запас учащихся
в) Коммуникативные:
побуждать высказывать и обосновывать свою точку зрения
учить слушать и слышать других, договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности
г) Личностные:
формировать у учащихся деятельное отношения к жизни, убеждение в том, что всё хорошее достигается большим трудом.
совершенствовать умение отвечать на проблемный вопрос
выполнять логические операции: сравнение, анализ, обобщение.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.
Технологии: технология проблемно-диалогического обучения, ИКТ.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, раздаточный материал, презентация.
Этапы урока:
I. Этап знакомства и мотивации. Определение темы урока.
II. Создание проблемной ситуации.
III. Постановка проблемы.
IV.Поиски путей решения проблемы.
V. Отдых /рисование под музыку/
VI. Выводы.
VII.Рефлексия.VIII.Оценки.XIX. Домашняя работа.
Ход урока:
I. Этап знакомства и мотивации. Определение темы урока.
1. Знакомство.
Загадка:
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть.
Чтобы его узнавать,
Надо вслух назвать. (имя)
- Меня зовут Саида Ооржаковна. Я работаю
в Барлыкской школе учителем русского языка и литературы.
Мои ученики – такие же, как и вы, учащиеся 7 класса:
озорные, умные и красивые. Я люблю своих учеников.
А что вы любите?
2. Показ эмблемы акции «День добрых дел».
- Где вы видели такую картину? (Да, это эмблема акции 5-го канала «День добрых дел») - Что изображено на эмблеме? (цветок)
- Догадались ли вы, о чем и о каком произведении мы сегодня говорить?
Кто автор? /показать портрет А.Платонова/
- Сегодня мы побеседуем о неизвестном цветке, и наша тема звучит так:
Урок-завещание по сказке-были А.Платонова «Неизвестный цветок»
/Запись в тетрадях даты и темы урока/
- Что такое завещание?
*Словарная работа: завещание – наказ на будущее
- И какова цель нашего урока? /Мы должны выяснить, какое завещание
оставил нам Платонов своим произведением. /
II. Создание проблемной ситуации.
1. Беседа с учащимися.
- Кого бы вы назвали главным героем сказки-были «Неизвестный цветок»?
- Расскажите об этом цветке. Где и как он рос? (он рос на пустыре)
*Словарная работа: пустырь – незастроенное, запущенное место
восхищение – высшее удовлетворение, восторг.
- Какие чувства вызывает цветок? (восхищение, жалость, печаль…)
- Почему этот неизвестный цветок вызывает восхищение? Чем удивил он вас?
- И, следовательно, на какой вопрос мы должны найти ответ на этом уроке?
/Что помогло расти неизвестному цветку в трудных условиях?/
III. Постановка проблемы.
- В этой сказке-были говорит только о цветке или о чем-то другом? / о чел-ке/
- Еще раз уточним, что нам предстоит выяснить на этом уроке, и сформулируем данную проблему более широко, обобщенно, ближе к нам, к людям, и напишем в тетрадь. /Проблема урока: Как выжить в трудных жизненных ситуациях?/
IV. Поиски путей решения проблемы.
1. Работа по группам. Результаты своей работы группы вписывают
на таблицу. После оформления работ группы могут задавать друг другу
вопросы.
I группа:
1. Прочитать эпизод от начала сказки до слов «… и уже не хватало у него
силы жить и расти».
2.Озаглавить отрывок / Трудная жизнь цветка/
3. Определить главную мысль эпизода.
/он нуждался в жизни, т.е. хотел жить, поэтому трудился и превозмогал
терпением свою боль от голода и усталости/
4. Выписать из отрывка слова и сочетания слов о трудностях жизни
цветка. /томилось, выпустило из себя тонкие волоски, нечем было ему
питаться, капли дождя не проникали до его корня, поднимал листья против
ветра, всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям, трудился день и ночь,
превозмогал свою боль от голода и усталости/
Вопросы группе: 1. Как вы понимаете слова «он нуждался в жизни»?
/любил жизнь/
II группа:
Прочитать эпизод , начиная от слов «Цветок, однако…» и до слов «…а когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою».
Озаглавить отрывок /Светился живым огнем/
Определить главную мысль эпизода / несмотря на трудности, он не хотел жить печально и к концу лета стал настоящим цветком, который как звезда, светился живым мерцающим огнем, чтобы светить другим и радовать их/
Выписать глаголы с зависимыми словами, которые характеризуют цветка / не хотел жить печально, т.е. хотел быть счастливым, старался расти, распустил венчик, он светился живым мерцающим огнем, его видно было даже в темную ночь/
Вопросы группе: 1. Благодаря чему цветок светился живым огнем?
/ любви к жизни, своему трудолюбию, стойкости/
2. Как вы понимаете слова «не хотел жить печально»?
/цветок хотел быть счастливым/

III группа:
Прочитать отрывок от слов: «И вот шла…» до слов «…и они уехали».
Озаглавить отрывок /Доброе сердце/
Определить главную мысль отрывка / Даша сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни, не осталась равнодушной, проявила сострадание, помогла цветку преодолеть трудности/
Ролевое чтение: начиная «…Она села на землю» и до « - Не знаю, - ответил цветок».
Вопросы группе: 1. А вы можете ответить на вопрос Даши:
«Как же цветок, выросший из глины и не
умер?» /потому что он напряженно
и мучительно трудился/
Примерное заполнение таблицы:
Заглавие отрывка Главная мысль Завещание писателя
I группа Трудная жизнь Цветок нуждался в жизни /любовь к жизни/ Любите жизнь
II группа Светился живым огнем Не хотел жить печально /поиск счастья/ Боритесь за счастье
III группа Герой Сострадание Проявляйте сострадание к другим
2. Коллективная работа.
1. - Вы считаете, что помогло цветку выжить в трудных условиях его трудолюбие.
А как вы думаете, кроме физического труда, что еще нужно, чтобы преодолеть все трудности? /сила духа, выносливость/
– А теперь вернемся к нашей проблеме: Благодаря чему можно выжить в трудных жизненных ситуациях? Как вы думаете, выяснили ли мы, что помогает выжить в трудных жизненных ситуациях?
2. - Проблема урока разрешена, но цель урока еще не достигнута. Мы не выяснили, какое завещание оставил нам Платонов своим произведением. Для этого вернемся к нашей таблице. И в третьем пустом столбике напишем завещания писателя. /1. Как бы ни трудна была жизнь, любите ее.
2.Боритесь за свое счастье.
3.Проявляйте сострадание к тем, кто в этом нуждается/
3. – А в конце сказки цветок погибает. Можем ли мы сказать, что он прожил свою жизнь зря? Почему? /Цветок нашел свое продолжение в потомстве, живом и терпеливом сыне, как его отец, и еще сильнее отца/
- Почему цветок-сын был сильнее отца? /потому что рос в камне. Трудности,
испытания закаляют, делают еще сильнее/
4. Письменное продолжение фразы: Неизвестный цветок – символ (чего?) …
/любви к жизни, силы воли, стойкости, трудолюбия, терпения/
V. Отдых /рисование под музыку/.
1. – А сейчас давайте отдохнем. Отдых – это прежде всего смена деятельности. Поэтому под песню «Волшебный цветок» рисуем неизвестный цветок, олицетворяющий любовь к жизни, стремление к счастью, стойкость и трудолюбие.
*Звучит песня «Волшебный цветок»
2. Просмотр рисунков.
- Поднимите, пожалуйста, свои рисунки.
- Молодцы! Все нарисовали.
- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, помимо того, что неизвестный цветок учит любить жизнь, быть стойкими, чему еще учит? /учит преодолевать трудности на своем пути.
3. Напишите на рисунках понравившееся вам завещание писателя, подпишитесь и поменяйтесь рисунками. Даже можете подарить своим одноклассникам ко Дню защитника Отечества.
VI. Выводы.
1. - Нередко человек, подобно неизвестному цветку, подвергается самым тяжелым испытаниям. И для того, чтобы не сломаться и пройти через все испытания, требуется немало сил и мужества. Таких людей в нашей жизни немало. Даже есть такие, которые способны устоять нечеловеческим испытаниям, и при этом не теряют такие человеческие качества, как любовь, прощение. И некоторых из них знает весь мир, вся наша планета Земля.
- Ребята, а вы знаете таких людей? Слышали о них?
2. Рассказ учителя о Нике Вуйчиче и Александре Соломеннике.
*Слайд «Фотография Ника Вуйчича»
- О Нике Вуйчиче говорят как несломленном жизненными испытаниями человеке. Его биография трогает до глубины души. На свет родился без конечностей. Несмотря ни на что, родители полюбили сына. У него только одна ступня вместо левой ноги, но благодаря этому он научился ходить. Это была его первая победа. В 8 лет Ник, устав от постоянных насмешек в школе, хотел покончить с собой. Но его остановила мысль о родителях и о том, что они его любят. От считает себя абсолютно счастливым человеком. Своим примером, своей жизнью Ник Вуйчич напоминает, что в жизни всякое может случиться, но необходимо найти силы, чтобы подняться, даже когда их нет. Фантастическая сила духа, огромная любовь к жизни Ника Вуйчича – это подвиг, который учит нас ценить каждое мгновение жизни, ценить и любить жизнь. Как и неизвестный цветок, Ник помогает преодолевать трудности, вселяет многим надежде. Надежду на то, что все трудности преодолимы. Он учит, что нужно поверить в себя и до конца бороться за свое счастье.
По его примеру следуют и в нашей стране, в России. В Ставропольском крае живет Александр Соломенник.
* Слайд «Фотография Александра»
От него отказались родители, потому что он тоже как Ник, не имеет конечностей. Но он тоже не сдается, в свободное время занимается спортом – отжимается и плавает, делает из макарон картины с помощью рта, может починить неисправную технику. Ему даже разрешили открыть мастерскую в котельной. Он ждет встречи в апреле с Ником Вуйчичем. Алексей говорит: «Он (Ник Вуйчич) и я – мы умеем побеждать в себе все, мы с ним не упали духом. Я в него верю…»
Его жизненный путь и путь Ника озаряют такие чувства, как Вера, Надежда, Любовь.
3. Составление схемы «Составляющие силы духа»
- Я рассказала вам о сильных духом, стойких, несломленных людях. Как вы думаете, что формирует силу духа человека? /любовь к жизни, надежда на лучшее, вера в себя и в людей/
VII. Рефлексия.
1. Работа над эпиграфами к уроку.
а) Чтение эпиграфов:
1. «Высшим отличием человека является упорство в преодолении
самых жестоких препятствий» /Людвиг ван Бетховен/
2. «Маленькое тело, обусловленное духом и воодушевленное
неугасимой верой в свою миссию, может изменять ход истории» /Махатма Ганди/
3. «Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений» /Гораций/
б) - Из трех эпиграфов к уроку какой из них, по вашему мнению,
наиболее подходит к сегодняшнему уроку? Почему?
2. Метод «Продолжи предложение» / Учащиеся выбирают/
Сегодня я узнал….
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
VIII. Оценки / учитель раздает свои нарисованные цветочки учащимся:
1. красный – тому, кто очень хорошо работал;
2. желтый – тому, кто работал хорошо;
3.синий с завещаниями – тому, кто работал удовлетворительно/
XIX. Домашняя работа.
Сочинение «Чему научила меня сказка-быль «Неизвестный цветок?»
XX. Чтение стихотворения. / если останется время, можно прочитать одно из
стихотворений по выбору учителя/
«Силен не тот, кто штангу поднимает», Кто чувствует удар в своих руках, А тот силен, кто удары жизни принимает. Но все ж уверенно стоит он на ногах. Кто не согнулся, когда унижали, Кто не упал, когда топтали в грязь, Кто не просил, когда все потеряли, Кто исполнял, а не бросал пустых ненужных фраз. Кто улыбался, когда больно было, Кто не поддался на простой соблазн, Кто замерзал, но сердце не остыло, И заживало от глубоких ран. Кто смело шел навстречу ветру,  Не прятался за спинами других. Умел прощать, там, где прощенья нету, Придерживаясь принципов своих. Не ждал от жизни просто так подарков, Все наживал своим трудом, И часто было уж совсем несладко, Зато не задолжал он никому ни в чем. Кто испытал немало - боль утраты, Предательство, людскую подлость и обман, Но все же верил, что когда – то, Получит то, о чем всегда мечтал. Ведь только вера добавляет силы, Дает уверенность в грядущем дне. Чтоб жизни вкус весь ощутили, И не роптали о своей судьбе.
С вами вера, надежда и любовь.
Хоть каждый шаг дается нелегко нам,
Хоть каждый час - паденье и подъем,
Под этим старым синим небосклоном
Мы любим жизнь и жить не устаем.
Порой бывает - жизнь сдается черной,
И не в туманном сне, а наяву,
На дно невзгоды тянут, но упорно
Мы все же остаемся на плоту.
Мы ненавидим, если нас жалеют,
И в трудной повседневности своей
Становимся сильней и здоровее
При помощи единства и друзей.
Так не пугай нас, трудная дорога.
Лютуй зима. Грозой гроза греми.
Друзья, мы вместе можем сделать много,
Чтобы остаться на земле людьми.
Сломать никак несчастья нас не могут,
Не стынет на морозе наша кровь,
Приходят вовремя всегда к нам на подмогу
Надежда, вера, мудрость и любовь!

Сергей Ольгин