Конспект воспитательного мероприятия Масленица

Конспект мероприятия

Номинация - Методическая разработка
Вид работы – конспект открытого мероприятия
Автор - Богданова Любовь Александровна.
ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ»
Воспитатель ГПД 8 класса.

Тема : «Масленица»
Цель: Привитие интереса к культуре своего народа, его традициям, обычаям.
Задачи:
1)Знакомство с традициями русского народа.
2)воспитание патриотических чувств к православным традициям русского народа
3) Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, творческое воображение.

Оборудование: название занятия, слайды по теме, цветная желтая бумага, трафареты круга, цв. карандаши, ножницы, циркули., карточки с пословицами, карточки с названиями Масленицы.
Ход занятия:
I. Подготовительная часть
а) орг. момент
Все готовы к занятию, можно начинать. Ребята! Отгадайте загадку!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают!
Холод, зиму провожают,
А весну с теплом встречают!
Воспит-ль: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?
( Иллюстрации – Новый год, 8 –марта, Маленица, 1-сентября. Дети выбирают нужную иллюстрацию.)
Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.
Наше занятие посвящается весёлому русскому празднику Масленица. И сегодня мы не только познакомимся с этим праздником, но и выполним одну очень интересную работу. А, вот что мы с вами сделаем, вы узнаете, если будете внимательно меня слушать. Согласны?
II. Основная часть
а) беседа
Ребята, оказывается у нашего народа много замечательных традиций и одна из них провожать зиму, встречать весну и солнце. В это время люди празднуют замечательный старинный, русский народный праздник Масленицу.
Представляете целую неделю игр и веселья!
Как же проходит праздник Масленица?
Может кто-то из вас знает, видел?
А рассказать можете? (рассказы детей)
Ну вот! Кое-что вы уже знаете. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Отмечают праздник за 7 недель до Пасхи. На этой неделе мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты можно употреблять. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла , Итак, Масленица – это весёлые проводы зимы, радостное ожидание близкого тепла, весеннего обновления природы.
В народе Масленицу называют ( дети беру со стола карточки и наклеивают на доску) «весёлая», «объедуха», «косаточка», «чистая, широкая Масленица» Авдотья Изотьевна, сырная неделя.
Ах, Масленица: восторг, гулянье,
Блины, баранки ,в санях катанье!
Румянец яркий, мороз, но тает
Весны подарки! Забав хватает!
В пылу веселья – ух !- рвутся кони,
И от поводьев горят ладони.
Здесь скоморохи в рубахах ярких
Всех зазывают – всем будет жарко!
Всем хватит места, блинов и смеха.
Душе широкой нужна утеха.
Ах , то и Масленица на Руси ведётся:
С зимой и стужей мир расстается !
Представляете! У каждого дня есть своё название, и мы сейчас послушаем ваши сообщения . ( Читают со слайдов.)
1-й день. Понедельник – , его называют «встреча».
(выставить куклу - чучело масленицы)
В этот день изготавливали чучело Масленицы, из соломы, сажали его на шест и носили по округе с песнями.
Вот и мы сделали маленькое чучело Масленицы ,которое будет все занятие с нами.
2-й день. Вторник – его кличут «заигрышем».В этот день устраивали маскарады. Мужчины рядились в женские наряды, женщины в мужские, некоторые рядились в костюмы зверей и шутов. Всюду звучала музыка, смех. Вечерами на улицах разжигали костры и в небе вспыхивали огни фейерверков. Ряженые ходили по гостям и устраивали небольшие концерты, за это хозяева их угощали.
Рассматривание слайда.
3-день. Среда «лакомка».
Как выдумаете, почему этот день так называется «лакомка»?
(ответы детей)
Молодцы! В этот день готовились самые разные вкусности,
Ой вы ,красны девицы!
Ой вы,добры молодцы!
Загадаю вам загадки
Отгадайте хором все! -

1. Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (блины)
2. Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый (Хлеб)

3. В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)

4. Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объеденье! (Бублик)

5. Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)

6. Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

7. Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто)

8. Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота. (Печь)

9. "Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом" (Колос)

(иллюстрации с изображениями разных пряников, пирогов, булочек с узорами)

Посмотрите-ка, какие стряпали пряники, пироги и на всех нанесены разные красивые узоры.

Четверг широкий, Разгуляй-Четверток.
В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать и гадать.
Игра-гадание – на 3 блюдцах- соль, сахар и драгоценность. Дети с завязанными глазами руку ложат на одно из блюдец , Соль горькая, тяжелый год будет; сахар –год будет «сладким» ,драгоценность- станешь богатым.

Пятница Тещины вечерки. На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
А молодежь после обязательных мероприятий опять собирались виесте ,чтобы играть и веселиться .Вот и мы сейчас поиграем в очень старую игру « Ручеёк».
Суббота Золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки.
» Игра с мячом: «Назови ласково
Воспит-ль: Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)
В-ль: Как можно назвать еще все эти слова, которые вы назвали (Уменьшительно-ласкательные)
Воскресенье прощенный день или проводы.
Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.
Но мы не будем ждать воскресенья ,чтобы попросить прощения, мы попросим его сегодня. Д. подходят друг к другу и к взрослым – просят прощения.
Воспит –ль: Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось?
А вот самым главным угощением праздничного стола были – круглые, румяные, горячие напоминающие солнышко которое всё ярче начинало светить, конечно же – этоблины (иллюстрации с изображениями блинов)

Посмотрите и блины тоже украшали разными узорами.
Вот и у нас с вами сегодня, как и положено, в Масленицу приготовлены блины с пылу, с жару просто объедение.
Предлагаю не терять времени и как в старину и украсить блинчики своими узорами.
б) анализ образца
Давайте ка ещё раз посмотрим на картинки с блинами, и мы с вами увидим, что рисунок на блине может быть любым.
Кто мне скажет, что изображено на блинах?
( нарисованы и палочки и кружочки, фигурки животных и даже цветочки разные.)
Красота, правда?
Какой формы блины?
Какого цвета?
На что похожи блины? (на солнышко)
Вот и мы с вами сегодня на блинах будем рисовать солнышко
Ну, а если разрисованные блины будут для нас необычными то, наверное, и более вкусными.
Давайте хорошо рассмотрим блинчик с солнышком .
Какой формы солнышко?
Что нарисовано в центре солнышка? (носик)
На что он похож? (на треугольник)
А, это что? (глазки)
На что они похожи? (на кружочки)
А наше солнышко весёлое или грустное?
А как вы догадались?
А, что же это, такое? (лучики)
Правильно это лучики солнышка, но лучики не простые, а маленькие капельки.
Вам понравилось это солнышко?
Хотите вместе со мной нарисовать себе такое же?
Хорошо, я вам помогу, но прежде чем начать работу я думаю нам нужно
подготовить наши ручки к работе.
в) физ. минутка  «Солнышко»
Вот как солнышко встаёт, Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться.) К ночи солнышко зайдёт Ниже, ниже, ниже. (Руки опускать на колени.) Хорошо, хорошо солнышко смеётся. А под солнышком друзьям весело живётся. (Хлопки в ладоши. Улыбнуться.)
Ну, вот мы и готовы к работе.
Рисовать на « блинах» мы с вами будем цветными карандашами..
У каждого на столах цв .бумага желтого цвета, циркулем рисуем круг (блин) и разрисовываем по образцу ( со слайда)
г) инструктаж по т.б.
И перед тем как начать работать,мы повторим ПТБ :
-ножницы передаем кольцами вперед
- не размахиваем карандашами и др.
д.) практическая часть .Самостоятельная работа детей, помощь восп – ля.
Ну что, приступим к работе?
Как вы думаете, с чего мы с вами начнём? (с круга)
Молодцы! Я делаю первая вы за мной, (показ на доске )
В центре нарисуем носик (показ + выполнение детей)
Дальше нарисуем глазки (показ + выполнение детей)
А теперь красивую улыбочку (показ + выполнение детей)
И в конце лучики (показ + выполнение детей)
Я вам показала один лучик, но посмотрите разве у солнышка он один, конечно нет. Остальные вы нарисуете сами.
(Во время практической части, следить за выполнением правил при работе, осанкой учащихся)
Ребята, кто из вас справится с работой, поднимите руку.
III. Заключительная часть
а) анализ детских работ
Вот, все и закончили свои работы,
Понравилось ли необычное занятие?
Расскажешь другим, что простой блин можно сделать более интересным, а ещё и красивым
Давайте выберем самую красивую, самую аккуратную работу.
б) итог занятия
Воспит-ль : В наши русские блины
Все, конечно влюблены!
Кто хочет блинчика отведать,
На вопрос должен верно ответить!
1. О каком празднике написаны эти строки: «И всю ночь, и весь день мужи, жены и дети по улицам и домам глумы творят играми и песнями забавляются?»
А) Новый год Б)Масленица в) Праздник урожая

2. Как называется в народе последний день масленицы:
А) заигрыш Б) золовкины посиделки В) прощеный день

3 Сколько пирогов пекли хозяйки в 18 веке?
А)не менее 10 Б)примерно 20 В)примерно 50

4. Праздник закончился, и хозяева устали ,а гости не расходятся. Как в Древней Руси было принято делать намек, что пора домой?
А)раскрыть настежь двери
Б)спеть отходную песню
В)выдать на прощание пряник.


Вы все просто молодцы! А если вам понравилось наше занятие ,то свои « блины можно повесить на доску.
Гости милые , для вас
Напекли блинов сейчас,
Ешьте, не стесняйтесь
Чаще улыбайтесь!

Ну, а сейчас давайте и мы с вами все дружно помоем руки и сядем пить чай с блинами, ведь идет праздник Масленицы.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315