Программа по основам медицинских знаний для девушек 11 класса на 2015-2016 уч. год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Новолоктинская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»
Руководитель МО
________/_______________/
                                ФИО
Протокол №____ 
От «___» ____________2016г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР

________/_______Ю.Ю. Гультяева________/
                                ФИО
 «___» ____________2016г.
«Утверждаю»
Директор

________/___Л.В.Скорина____/
                                ФИО
«__ » _____________2016г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету ОБЖ «Основы медицинских знаний (девушки 11 класс).

Составитель: Боровкова Наталья Петровна,
учитель ОБЖ









Период реализации программы:  2 полугодие 2015-16 уч. года




Пояснительная записка
Пояснительная записка.
Настоящее планирование разработано на основе учебной программы по основам медицинских знаний и здорового образа жизни для девушек 10 – 11 классов в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования и предназначена для проведения с девушками 10 – 11 классов занятий по углубленному изучению основ медицинских знаний.
Структурно программа состоит из 2-х разделов и 10-ти тем.
1 раздел «Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи» состоит из шести тем и предназначен для изучения с девушками в 10 классе. Занятия по разделу проводятся в период, когда с юношами изучается раздел:
«Основы военной службы» (Подготовка к военным сборам) в объеме 17 часов.
2 раздел «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» состоит из пяти тем и предназначен для проведения занятий с девушками 11 классов. Занятия по разделу проводятся в урочное время, в объеме 17 часов – в период, когда с юношами изучаются темы: «Воинская обязанность»; «Военная служба – особый вид федеральной государственной службы»; «Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества».
В результате изучения программы ученица должна знать:
- общие понятия о здоровье и репродуктивном здоровье;
- демографическую обстановку в России и её влиянии на безопасность государства;
- о здоровом образе жизни и его составляющих;
- о влиянии здоровья родителей на здоровье будущего ребенка;
- о влиянии неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека;
- о вредных привычках, их последствиях и мерах профилактики;
- об основах семейного права в Российской Федерации;
- о правах и обязанностях родителей и правах ребенка.

Перечень учебно - методического обеспечения:
(УМК – учебно-методический комплект).
Класс.
Программа.
Кол-во часов.
Пособия для учащихся.
Методические пособия для учителя.

11
А.Т.Смирнов, Б.О.Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности», М.: Просвещение 2012
17
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень./М.: Просвещение, 2014 г.
Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и охрана здоровья. Учебное пособие для учащихся ОУ. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К. ---- М.: «Русское слово. Фарминвест», 2005 год.
Медикосанитарная подготовка учащихся. Учебник для ОУ. Курцев В.А.М.: Просвещение, 2008 год.
Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Смирнов А.Т. --- М.: Просвещение, 2009.



а) дополнительные пособия для учителя:
б) дополнительные пособия для учащихся:
Медиаресурсы:
Класс
Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)
Методические материалы
ЦОР-Цифровые образовательные ресурсы
Интернет-ресурсы





 


Учебно-тематический план

№п/п
Наименование раздела
Всего часов





1
2


II
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
17

1
Здоровье и здоровый образ жизни
3

2
Репродуктивное здоровье женщины и факторы, на него влияющие
5

3
Здоровый образ жизни – неотъемлемое условие сохранения репродуктивного здоровья
4

4
Правовые аспекты взаимоотношений полов
3

5
Беременность и уход за младенцем
2




Содержание курса
1. Здоровье и здоровый образ жизни

1.1. Общие понятия о здоровье
Определение здоровья человека. Общественное здоровье. Индивидуальное здоровье. Физическое здоровье.
Факторы, влияющие на здоровье и благополучие. Физические и духовные факторы.

1.2. Репродуктивное здоровье и социально-демографические процессы в России
Рождаемость и смертность. Продолжительность жизни. Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста.

1.3. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
Здоровый образ жизни индивидуальная система поведения человека. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье. Привлекательность системы здорового образа жизни.

2. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, на него влияющие.

2.1. Женская половая система и ее функционирование. Женские половые органы. Менструация. Физиологические процессы, происходящие при оплодотворении. Беременность и формирование плода. Факторы, способствующие рождению здорового ребенка. К каким специалистам следует обращаться за помощью.

2.2. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Наследственные болезни. Хромосомные болезни. Мультифакториальные болезни. Заболевания, при наличии которых противопоказана беременность женщины.
Резус-фактор. Резус-положительная и резус-отрицательная кровь. Важность знания будущей матерью своей резус-принадлежности.
Важность регулярной медицинской консультации.

2.3. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Зависимость уровня жизни от состояния окружающей среды. Основные источники загрязнения атмосферы. Загрязнители воздуха и почв. Радиоактивное загрязнение. Загрязнение вод.
Влияние деградации окружающей природной среды на здоровье человека и состояние генетического фонда общества. Мутагенез процесс изменения генов под воздействием окружающей среды. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на здоровье плода и новорожденного. Антимутагены.

2.4. Вредные привычки и их влияние на здоровье
Влияние окружающей среды и образа жизни на репродуктивное здоровье женщины. Алкоголь и его влияние на репродуктивную функцию женщины. Табакокурение и его влияние на организм. Наркотики, токсикомания и их влияние на духовное и физическое здоровье женщины. Основные признаки отравления алкоголем и наркотиками, первая помощь при отравлении.
Вредные привычки матери и их влияние на здоровье новорожденного ребенка. 2.5. Ранние половые связи и их последствия для здоровья
Последствия ранних половых связей и беспорядочной половой жизни для здоровья женщины, опасность заражения венерическими болезнями и СПИД ом. Нежелательная беременность. Профилактика заражения венерическими заболеваниями и нежелательной беременности. Аборт и его последствия,

2.6. Инфекции, передаваемые половым путем. Меры профилактики.
Венерические болезни. Самая страшная венерическая болезнь сифилис. Его симптомы.
Гонорея, генитальный герпес, хламидиоз, трихомоноз, их симптомы.
ВИЧ-инфекция и синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Шесть стадий ВИЧ-инфекции. Меры профилактики СПИДа.

3. Здоровый образ жизни неотъемлемое условие сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. Основные составляющие
здорового образа жизни

3.1. Стресс и его воздействие на человека. Психологическая уравновешенность и ее значение для человека
Стресс состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.
Три стадии общего адаптационного синдрома. Двойной хронический стресс дистресс. Умение преодолевать стресс и решать эмоциональные проблемы.

3.2. Режим дня, труда и отдыха
Режим труда и отдыха, профилактика переутомления. Зависимость работоспособности от биологических ритмов. Самоконтроль. Его субъективные и объективные показатели.

3.3. Рациональное питание, его значение для здоровья Питательные вещества. Углеводы. Жиры. Белки. Витамины. Минеральные вещества. Общая энергетическая ценность рациона человека.
Теории видового и раздельного питания. Гигиена питания.

3.4. Влияние двигательной активности на здоровье человека Роль физической культуры при подготовке человека к активной плодотворной жизнедеятельности. Скоростные и силовые качества. Выносливость. Гибкость.

3.5. Закаливание и его влияние на здоровье человека Способность организма человека приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды.
Методы закаливания обтирание водой, обливание. Тренировка системы терморегуляции. Моржевание. Воздушные ванны самый доступный способ закаливания. Хождение босиком.

3.6. Правила личной гигиены и здоровье человека Определение гигиены. Личная гигиена и ее правила. Гигиена кожи, зубов и волос. Гигиена одежды и обуви.

4. Правовые аспекты взаимоотношения полов

4.1. Брак и семья. Культура брачных взаимоотношений
Семья. Брак. Факторы, определяющие взаимоотношения супругов.
Требования к уровню подготовки выпускников,
обучающихся по данной программе
В результате изучения программы ученица должна
Знать:
–              общие понятия о здоровье и репродуктивном здоровье;
–              демографическую обстановку в России, влияние на безопасность государства;
–              о социальной роли женщины в современном обществе;
–              о здоровом образе жизни и его составляющих;
–              о влиянии здоровья родителей на здоровье будущего ребенка;
–              о влиянии неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека;
–              о вредных привычках, их последствиях и мерах по их профилактике;
–              об основах семейного права в Российской Федерации;
–              о правах и обязанностях родителей и о правах ребенка.
Уметь:
–              коротко излагать основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни;
–              объяснять связь репродуктивного здоровья общества с демографической обстановкой в стране;
              перечислить основные направления жизнедеятельности женщины, определяющие ее социальную роль в современном обществе;
–              обосновать влияние состояния здоровья родителей на здоровье будущего ребенка;
–              дать оценку влияния вредных привычек на благополучие человека и семьи;
–              перечислить основные меры профилактики злоупотребления психоактивными веществами;
–              коротко изложить основы семейного права в Российской Федерации, определяющие правовые взаимоотношения полов;
–              перечислить основные функции семьи в современном обществе.
  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
–              сохранения и укрепления репродуктивного здоровья в реальной окружающей среде;
–              профилактики вредных привычек;
–              соблюдения режима дня, труда, отдыха и рационального питания;
–              соблюдения норм личной и общественной гигиены;
–              предотвращения ранних половых связей и профилактики инфекций, передаваемых половым путем;
–              оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных бытовых ситуациях.
 


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Домашнее задание
Тема урока
Содержание
Общеобразовательный стандарт
Повторение
План проведения
Факт проведения

3 четверть. 10 часов

Здоровье и здоровый образ жизни (3 часа)


1
& 1.1 стр. 8

Здоровье, общие понятия и определения.

Определение здоровья человека. Общественное здоровье. Индивидуальное здоровье. Физическое здоровье.
Факторы, влияющие на здоровье и благополучие. Физические и духовные факторы.

Знать: общие понятия о здоровье
Уметь: –              коротко излагать основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

11/01



2
& 1.2 стр. 13

Репродуктивное здоровье и социально-демографические процессы в России.
Рождаемость и смертность. Продолжительность жизни. Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста.

Знать: общие понятия о репродуктивном здоровье
Уметь: объяснять связь репродуктивного здоровья общества с демографической обстановкой в стране;
Общественное здоровье. Индивидуальное здоровье. Физическое здоровье.

18/01



3
& 1.3
стр.21
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
Здоровый образ жизни индивидуальная система поведения человека. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье. Привлекательность системы здорового образа жизни.

Знать: о здоровом образе жизни и его составляющих
Уметь:
Общественное здоровье. Индивидуальное здоровье. Рождаемость и смертность.
25/01


Репродуктивное здоровье женщины и факторы, на него влияющие (5 часов)


1
& 2.1 стр. 26
Женская половая система и её функционирование.

Женские половые органы. Менструация. Физиологические процессы, происходящие при оплодотворении. Беременность и формирование плода. Факторы, способствующие рождению здорового ребенка. К каким специалистам следует обращаться за помощью.

Знать: о строении репродуктивной системы человека.
Уметь: определять для себя приемлемый образ жизни для снижения уровня дискомфорта.
Здоровый образ жизни индивидуальная система поведения человека.
1/02



2
& 2.2 стр. 30
Здоровье родителей и здоровье будущего ребёнка

Наследственные болезни. Хромосомные болезни. Мультифакториальные болезни. Заболевания, при наличии которых противопоказана беременность женщины.
Резус-фактор. Резус-положительная и резус-отрицательная кровь. Важность знания будущей матерью своей резус-принадлежности.
Важность регулярной медицинской консультации.

Знать: о наследственных заболеваниях, влияющих на развитие беременности.
Уметь: обосновать влияние состояния здоровья родителей на здоровье будущего ребенка
Факторы, способствующие рождению здорового ребенка.
8/02



3
& 2.3 стр. 34
Влияние окружающей среды на здоровье человека. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на здоровье плода и новорождённого
Зависимость уровня жизни от состояния окружающей среды. Основные источники загрязнения атмосферы. Загрязнители воздуха и почв. Радиоактивное загрязнение. Загрязнение вод.
Влияние деградации окружающей природной среды на здоровье человека и состояние генетического фонда общества. Мутагенез процесс изменения генов под воздействием окружающей среды. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на здоровье плода и новорожденного. Антимутагены.
Знать: о влиянии неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека
Уметь: перечислять основные факторы ОС отрицательно влияющих на здоровье человека.
Наследственные болезни. Хромосомные болезни. Мультифакториальные болезни
15/02



4
& 2.4 стр. 39
Вредные привычки и их влияние на здоровье.
Наркомания, её последствия, профилактика наркомании.

Влияние окружающей среды и образа жизни на репродуктивное здоровье женщины. Алкоголь и его влияние на репродуктивную функцию женщины. Табакокурение и его влияние на организм. Наркотики, токсикомания и их влияние на духовное и физическое здоровье женщины. Основные признаки отравления алкоголем и наркотиками, первая помощь при отравлении.
Вредные привычки матери и их влияние на здоровье новорожденного ребенка
Знать: о вредных привычках, их последствиях и мерах по их профилактике
Уметь: давать оценку влиянию вредных привычек на благополучие человека и семьи
Мутагенез процесс изменения генов под воздействием окружающей среды.
22/02



5
& 2.5 стр. 48
& 2.6 стр. 51
Ранние половые связи и их последствия для здоровья Инфекции, передаваемые половым путём, меры по их профилактике
Последствия ранних половых связей и беспорядочной половой жизни для здоровья женщины, опасность заражения венерическими болезнями и СПИД ом. Нежелательная беременность. Профилактика заражения венерическими заболеваниями и нежелательной беременности. Аборт и его последствия,

Знать: причины ранних половых связей.
Уметь: давать оценку раннему вступлению в половые отношения.
Основные признаки отравления алкоголем и наркотиками, первая помощь при отравлении.

29/02


Здоровый образ жизни – неотъемлемое условие сохранения репродуктивного здоровья (4 часа)


1
& 3.1 стр. 60

& 3.2 стр. 63

Стресс и его воздействие на человека.
Режим дня, труда и отдыха

Психологическая уравновешенность и ее значение для человека
Стресс состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.
Три стадии общего адаптационного синдрома. Двойной хронический стресс дистресс. Умение преодолевать стресс и решать эмоциональные проблемы.

Знать: о причинах появления стрессов
Уметь: снимать стресс и сохранять психологическую уравновешенность.
Инфекции, передаваемые половым путём, меры по их профилактике
7/03



2
& 3.3 стр. 68

Рациональное питание и его значение для здоровья
Питательные вещества. Углеводы. Жиры. Белки. Витамины. Минеральные вещества. Общая энергетическая ценность рациона человека.
Теории видового и раздельного питания. Гигиена питания
Знать: правила рационального питания
Уметь: применять правила на практике.
Психологическая уравновешенность и ее значение для человека

14/03



3
& 3.4 стр. 76
& 3.5 стр. 80

Влияние двигательной активности на здоровье человека
Закаливание и его влияние на здоровье
Роль физической культуры при подготовке человека к активной плодотворной жизнедеятельности. Скоростные и силовые качества. Выносливость. Гибкость.


Знать: о влиянии двигательной активности на здоровье человека
Уметь: подбирать комплекс физических упражнений.
Углеводы. Жиры. Белки. Витамины. Минеральные вещества.
21/03



4
& 3.6 стр. 86

Правила личной гигиены и здоровье человека
Определение гигиены. Личная гигиена и ее правила. Гигиена кожи, зубов и волос. Гигиена одежды и обуви.

Знать: о правилах личной гигиены
Уметь: соблюдать правила в жизни
Скоростные и силовые качества.
4/04


Правовые аспекты взаимоотношений полов (3 часа)


1
& 4.1 стр. 92

Брак и семья. Культура брачных отношений

Семья. Брак. Факторы, определяющие взаимоотношения супругов.

Знать:
Уметь: перечислить основные функции семьи в современном обществе

11/04



2
& 4.2 стр. 98

Основы семейного права в Российской Федерации
Семья. Брак. Факторы, определяющие взаимоотношения супругов.

Знать: об основах семейного права в Российской Федерации;
Уметь: коротко изложить основы семейного права в Российской Федерации, определяющие правовые взаимоотношения полов
Факторы, определяющие взаимоотношения супругов.

18/04



3
& 4.3 стр. 103

Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребёнка»
Алиментные обязанности детей и родителей. Права несовершеннолетних родителей. Родительские права.

Знать: об основных обязанностях родителей
Уметь:

25/04


Беременность и уход за младенцем (2 ч.)


1
& 5.1 стр. 108

Беременность и гигиена беременности.

Желанный ребенок. Подготовка к беременности, зачатие. Периоды беременности и состояние матери. Развитие плода. Дородовый уход, гигиена питания, физические упражнения.

Влияние курения, алкоголя и приема лекарственных препаратов на развитие плода. Проблемы, связанные с беременностью (токсикоз, врожденные уродства, преждевременные роды, выкидыш).

Роды.

Знать: о гигиене беременности
Уметь: кратко рассказывать о периодах беременности, развитии плода.

02/05



2
& 5.2 стр. 113

Уход за младенцем
Характеристика возрастных периодов детей: грудной, дошкольный, школьный возраст. Обеспечение правильного временного режима младенцев (бодрствование, сон, ритм кормления, купание).
Ответственное родительство. Зависимость благополучия семьи и молодой женщины от уровня здоровья ее детей.
Знать: правила ухода за младенцем.
Уметь: подбирать материал на данную тему.

16/05




·15