Конспект НОД по духовно — нравственному воспитанию программа Добрый мир


     
 
 ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ
 Занятие на тему:
«Шестой день творения. Человек. Как на земле появились люди»
для воспитанников старшей (подготовительной) группы
(по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)»
 
 
 
Выполнил:
воспитатель МБДОУ №16 «Колосок»
Пушкинского района
Рожко Надежда Григорьевна
 
   
 
 
Москва  2014
Практико-значимый проект. Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Шестой день творения. Человек. Как на земле появились люди». По программе «Добрый мир» . «Православная культура для малышей»
Актуальность
Сегодня в России в сложных социально-экономических, нравственных условиях наше общество подстерегает опасность окончательной утраты духовных ценностей, а, следовательно, разрушения личности.
Государственная политика в сфере образования направлена на возрождение национальных традиций отечественного образования и воспитания, которые могут стать спасительным источником выздоровления и духовного развития нашего общества.
Истинное образование, по мнению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, есть становление не только ума, но и сердца. Поэтому образовательное учреждение, «давая знания и помогая юному человеку вырасти умным, сильным и здоровым, одновременно должно научить его отличать добро от зла, правду от лжи, подлинную свободу от порабощения инстинктами и страстями…»
Это ориентирует педагогов, в том числе и дошкольной ступени образования, на нравственно-духовное становление личности ребенка через приобщение к общечеловеческим ценностям: любовь, добро, милосердие, жертвенность, совесть, честь, единство и братство…
При разработке занятий, решающих подобные цели, в качестве замечательного содержательного материала мы используем программу Шевченко Л.Л. «Добрый мир»
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель
Приобщение детей к истокам православной культуры, духовно нравственным традициям русского народа. Продолжать знакомить с возникновением мира.
Задачи
1. Познакомить детей с основными понятиями Православия.
2. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
3.Помочь приобрести элементарный опыт в церковной жизни (обучить простым молитвам, осенению себя крестным знамением, благочестивому поведению в Храме, в обществе).
4. На примерах жития Святых раскрыть нравственные понятия добра, благодарности, милосердия, честности, трудолюбия, послушания.
5.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Методы и приемы
Наглядно-действенный метод :•показ сказок (педагогами, детьми);
•рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
•проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
•наблюдений;
•экскурсий;
•воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
•чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
•чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
•бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
•ответов на вопросы педагога, детей;
•проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);
•сообщения дополнительного материала воспитателем;
•загадывания и отгадывания загадок;
•рассматривания наглядного материала;
•рассказов детей о своих впечатлениях;
•разбора житейских ситуаций;
Практический метод используется, когда необходимо:
•организация продуктивной деятельности: лепка (тема «Лепим человека»).
•работа с раздаточным материалом
Формы работы
•Игровая: вариативно-информационная (иллюстрация)
•Словарная: активизировать словарь ( Главные слова. Душа. Тело. Доброта. Послушание) •Предварительная: чтение сказок, притч; беседы по дням творения; прослушивание песен и стихов человеке, о добре.
•Подготовительная: подготовка иллюстративного материала. Подбор материала (произведения художественной литературы, детские песенки(диск), занимательные игры).
Список используемой литературы
1.Шевченко Л.Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей.
Методическое пособие.- М.: Центр поддержки культурно –
исторических традиций Отечества, 2012.
2.Шевченко Л.Л. « Добрый мир». Православная культура для малышей. Книга №1. Прогулки по дням творения. / Под редакцией Л.Н. Антоновой.
Экспериментальный учебно–методический комплект для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно –
исторических традиций Отечества, 2011.
3.СД – диск – музыкальное сопровождение занятий. Учебно-методический комплект «Добрый мир». Православная культура для малышей.
Ход занятия
Воспитатель:
Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.
Под музыку «Прогулки» (№1) дети подходят к столу, открывают книгу, смотрят знакомые картинки и доходят до темы «Прогулка шестая» (с. 95)
Воспитатель:
- Что изображено на иллюстрации?
- Как Бог сотворил человека?
- Что мы видим на рисунке?
Дети:
- Бог вдунул в человека святой дух.
Воспитатель:
-Мы с вами опять отправляемся в путешествие по страницам нашей замечательной книги «Добрый мир». Первое, что я вам хочу прочитать, это рассказ «Как на земле появились люди» (с.112)
-Как Бог сотворил человека?
-Как его звали?
-Для чего Бог создал Еву?
(Ответы детей)
День шестой
Продолжая свято дело,
Бог создал Адама с Евой.
Их Господь благословил,
Всад Эдемский поселил,
И изрёк слова Творец:
- Человек всему венец!
-Как звали первых людей?
- Где поселил Бог Адама и Еву?
Человек
Чудесный мир был создан Богом,
Ив нем чудесного так много.
Но всех чудесней из века в век
Был создан Богом человек.
Воспитатель:
- Сделаем вывод: Человек – это самое лучшее, красивое творение Бога
ВЕНЕЦ
Воспитатель:
-Ребята, а кто может рассказать как устроен человек?
(ответы детей)
Воспитатель: Как устроен человек? У человека есть голова, туловище, руки, ноги. Все вместе они составляют тело человека. Тело мы видим. Втеле живет невидимая душа, без которой тело было бы мертво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться. Душа находится внутри человека. Благодаря ей, человек может думать, разговаривать, радоваться, плакать, любить. Бог создал человека красивым: разумным, добрым, послушным.
- Как вы думаете, а можно ли увидеть душу человека?
Дети:
-Нет, она невидима.
Воспитатель:
-Для чего нужна душа?
-Где находится душа человека?
Дети:
-Внутри человека – там, где его доброе сердце, которое всех любит.
Воспитатель:
-Как можно узнать что у ребенка добрая душа?
Дети:
-Он любит маму, папу, заботится о животных и растениях, не обижает их.
Воспитатель:
-А какого человека можно назвать бездушным?
Дети:
-Злого.
Воспитатель:
-Давайте поиграем в игру?
Дети садятся полукругом. Их внимание обращает к себе воспитатель.
На столе стоит прозрачная пустая ваза, коробочка с разноцветными камушками.
Упражнение «Наполни душу ребёнка»
Детям показывают разноцветные камешки в коробочках.
- Представьте, что эта ваза означает маленького человека, который родился.
- Чему мы хотели бы научить ребёнка?
Дети накладывают разноцветные камушки в вазу, проговаривая слова: Я поделюсь с ним…
Вежливость
Доброта
Послушание
Любовь к родителям
Любовь к природе
Добрые поступки
Сочувствие
Забота о ближнемРадость
Дружба
Бережливость
Мы наполнили душу ….. и получилась яркая богатая душа.
Давайте мы тоже сделаем что-то доброе и прекрасное.
Творческая работа. Лепим человека
А сейчас из яркого пластилина вылепим человека, которого создал Бог. И обозначим красным цветом место, где находится душа человека – сердце.
Музыкальное фоновое сопровождение – С.В. Рахманинов. 2 концерт. Адажио (№28)
Воспитатель: - Человек всему венец! Самое лучшее творение Бога.