«Волшебный сундучок Деда Грамотея». с использованием игровых технологий


 Занятие по подготовке к обучению грамоте
«Волшебный сундучок Деда Грамотея».
С использованием игровых технологий
Задачи: Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом. Закрепить умение делить слово на слоги.
Оборудование: посылка-сундучок с замком, картинки «мак»,загадки, «продукты» для магазина, карандаши, карточки для индивидуальной работы (штриховка)
   Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из города Алфавита »! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)
Воспитатель: Сундучок-то не простой! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из города Алфавита! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, поэтому закрыт.Чтобы его открыть нужно найти ключ. Мои волшебные помощники спрятали его у вас в группе. Найти ключ несложно - отгадывайте мои загадки, выполняйте задания и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
                                                                                            Дед Грамотей. »Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключ?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый конверт. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает конверт из-за зеркала)
Воспитатель: А в нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея!
   Задание №1.
Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?
Дети: Мак
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый
звук?
Дети: М-м-м…
Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает?
Дети: Губы
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?
Дети: М-аааа-к! Звук А
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: А-а-а…
Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный.
Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.
С помощью разноцветных ленточек детям предложить выложить слово «МАК»
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Слушайте следующую подсказку, где искать конверт:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят конверт, выполняют задание./   Задание №2.
Воспитатель: А задание такое: поиграть  в игру « Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!                    
1)     Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло. 
               Ребятишек радует
               Цветная … (радуга).
2)     Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
3)     Михаил играл в футбол
И забил в ворота…(гол)
4) Солнце светит очень ярко,
    Бегемоту очень … (жарко).
5)   Где обедал воробей?
В зоопарке у…(зверей)
6)     У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки)
7)     Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему…(поможет)
Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:
Две девицы, две подругиХодят вместе, друг за другомТолько та, что подлиннееХодит чуточку быстрееА другая, покороче,Словно двигаться не хочетТак и ходят круг за кругомДве девицы, две подругиИ встречаясь каждый разГоворят который час
(Дети достают конверт, он находится под часами)
   Задание №3.
Воспитатель: Вот и третье задание: это рассказ.
«Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма – ша!, Ма – ри  – на!, Та – ня!, На – та - ша!, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».
Вопросы к детям:
1)     Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?
2)     Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно)
Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.
(Дети делят имена на слоги с помощью двух приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».
   Физминутка:
Буратино потянулся,           Руки  в стороны развёл,
Раз – нагнулся,                    Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся,                   Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся.                   Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый конверт, отгадаем ещё одну загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать конверт там, где у нас лежат карандаши!
   Задание №4.
Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом. Детям раздать картинки, которые они должны заштриховать)Воспитатель: А пятый конверт будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят конверт .)
   Задание №5.
Воспитатель:  Вот он, конверт, а в нём следующее задание – игра!
Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.
1)     Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…)2)     Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)
3)     Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)
4)     Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…)
5)     Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…)
6)     Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…)
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Следующий конверт будем искать вот где - постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят конверт)
   Задание №6.
Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин.  Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука.(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)
После выполнения задания дети находят шестой конверт, а в нем ключ, «вставляют» его в замок. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!
Воспитатель: Можно поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!