Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии Красная шапочка

Пояснительная записка
Авторы: Новикова Ирина Анатольевна, Шмонова Елена Юрьевна
Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 «Родничок» комбинированного вида Елабужского муниципального района
Название конкурсного материала: развивающая игра-презентация по развитию речи «Жила-была Красная шапочка» с применением ТРИЗ технологии.
Возрастная группа: 6-7 лет (подготовительная группа)
Цель: развитие у детей творческого воображения
Задачи:
- закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; 
-   активизировать словарный запас детей;
-   способствовать развитию интереса детей к окружающему миру;
 -  формировать умение выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения;
-  развивать связную речь дошкольников;
-  развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач;            тренировать аналитическое мышление, внимание.
-   воспитывать интерес к художественной литературе.
Оборудование: ноутбук и проектор
Краткое содержание конкурсного материала:
Слайд 1
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказке «Красная шапочка». А кто же написал сказку «Красная шапочка»? (дети озвучивают свои варианты).
Воспитатель: Конечно же Шарль Перро.
Жила-была маленькая девочка. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду в ней ходила. Соседи так про нее и говорили: Вот Красная Шапочка идет!
Воспитатель: А как на татарском языке будет красный? (кызыл)
Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке:
- Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.
Воспитатель: А как на татарском языке будет мама и бабушка? (‰ни и ‰би)
Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке. Идет она лесом, а навстречу ей - серый Волк.
Воспитатель: А как на татарском языке будет волк? (б_ре)
Слайд 2
Игра: «Скажи наоборот»
Воспитатель: Красная Шапочка добрая, красивая, а Волк-
- Злой, страшный.
Воспитатель: Красная Шапочка вежливая, ласковая, а Волк-
-Грубый.
Воспитатель: Голос у Красной Шапочки нежный, ласковый, а у Волка-
-Хриплый, грубый.
Воспитатель: Красная Шапочка пошла по самой длинной дорожке, а Волк побежал-
-По самой короткой.
Воспитатель: - Куда ты идешь. Красная Шапочка? - спрашивает Волк.
- Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла.
- А далеко живет твоя бабушка?
- Далеко, - отвечает Красная Шапочка. - Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края.
- Ладно, - говорит Волк, -я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.
Сказал это Волк и побежал, что было духу, по самой короткой дорожке.
Слайд 3
Игра: «Бесконечное предложение»
Воспитатель: Какая Красная Шапочка?
-Добрая, внимательная.
Воспитатель: Добрая внимательная Красная Шапочка, куда пошла?
-Добрая, внимательная Красная Шапочка, пошла навестить бабушку.
Воспитатель: Что она понесла бабушке?
-Добрая, внимательная Красная Шапочка, пошла навестить бабушку и понесла ей пирожок и горшочек масла.
Воспитатель: А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге. Шла она не торопясь, по пути останавливалась, рвала цветы и собирала в букеты.
Слайд 4
Игра: «Помоги Красной Шапочке»
Воспитатель: Красная Шапочка шла по длинной дорожке, и на пути ей встретился широкий ручей. Помогите Красной Шапочке перебраться с одной стороны ручья на другой, чтобы продолжить свой путь.
-Надо ручей переплыть.
-Можно при помощи большой палки перепрыгнуть на другой берег.
-Можно перекинуть сломанное дерево через ручей и пройти по нему.
-Можно сделать плот и переплыть ручей.
Воспитатель: Не успела она еще до мельницы дойти, а Волк уже прискакал к бабушкиному домику и стучится в дверь:
-Тук-тук!
- Кто там? - спрашивает бабушка.
-Это я, внучка ваша, Красная Шапочка, - отвечает Волк, - я к вам в гости пришла, пирожок принесла и горшочек масла.
А бабушка была в то время больна и лежала в постели. Она подумала, что это и в самом деле Красная Шапочка, и крикнула:
- Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется!
Волк дернул за веревочку - дверь и открылась.
Слайд 5
Игра: «Решение противоречий»
Воспитатель: А если бы Красную Шапочку после встречи с Волком догнали ее друзья. Как бы развивались события дальше?
Дети предлагают свои варианты развития событий.
Воспитатель: Бросился Волк на бабушку и разом проглотил ее. Он был очень голоден, потому что три дня ничего не ел. Потом закрыл дверь, улегся на бабушкину постель и стал поджидать Красную Шапочку.
Воспитатель: Скоро она пришла и постучалась: Тук-тук!
- Кто там? - спрашивает Волк. А голос у него грубый, хриплый.
Красная Шапочка испугалась было, но потом подумала, что бабушка охрипла от простуды, и ответила:
- Это я, внучка ваша. Принесла вам пирожок и горшочек масла!
Волк откашлялся и сказал тоненьким голоском:
- Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется.
Красная Шапочка дернула за веревочку-дверь и открылась. Вошла девочка в домик, а Волк спрятался под одеяло и говорит:
- Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной!
Слайд 6
Игра: «Найди пару»
Воспитатель: На экране представлены картинки. Вам надо найти пару к каждой из них и объяснить, почему вы сделали такой выбор.
(Дети находят пары) – проговаривают и н татарском языке
Пирожки – корзинка
Дровосеки – Волк (б_ре)
Девочка (кыз) – шапочка красного (кызыл) цвета
Бабушка (‰би)– мама (‰ни) Красной Шапочки.
Воспитатель: Красная Шапочка прилегла рядом с Волком и спрашивает:
- Бабушка, почему у вас такие большие руки?
- Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.
- Бабушка, почему у вас такие большие уши?
- Чтобы лучше слышать, дитя мое.
- Бабушка, почему у вас такие большие глаза?
- Чтобы лучше видеть, дитя мое.
- Бабушка, почему у вас такие большие зубы?
- А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!
Не успела Красная Шапочка и ахнуть, как Волк бросился на нее и проглотил.
Слайд 7
Игра: «Изменение ситуаций в знакомых сказках»
Воспитатель: Давайте предположим, что Красная Шапочка не была тихая, слабая девочка, а занималась одним из видов спорта. Что бы произошло тогда?
Дети предлагают свои варианты (волк убежал, Красная шапочка никого не боялась, Красная шапочка попили с бабушкой чай, Красная шапочка с бабушкой пошли в гости к маме)
Воспитатель: Но, по счастью, в это время проходили мимо домика дровосеки с топорами на плечах. Услышали они шум, вбежали в домик и убили Волка. А потом распороли ему брюхо, и оттуда вышла Красная Шапочка, а за ней и бабушка - обе целые и невредимые.
Слайд 8
Игра: «Что было потом?»
Воспитатель: А как вы думаете, что было с Красной Шапочкой и ее бабушкой потом?
-Бабушка переехала жить к Красной Шапочке и ее маме, и не надо было больше ходить через лес. И стали они жить одной большой семьей.
Воспитатель: Красная Шапочка больше никогда не ходила в лес одна и не разговаривала с незнакомыми.


Методические рекомендации по реализации ресурса:
Представленный материал рекомендуется использовать в работе с дошкольниками в кружковой работе и в образовательной деятельности.
Список источников:
Шарль Перро. Красная Шапочка. Изд-во Акварель, 2015г.
Гин С.И.Занятия по ТРИЗ в детском саду, 2007г.
Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. унта, 1993г.
https://yandex.ru/images/ картинки Яндекс