Презентация по русскому языку на тему Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными (9 класс)


Типы связи придаточных частей с главной частью и между собой Предложения с последовательным подчинением придаточныхПредложения с параллельным подчинением придаточныхПредложения с однородным и неоднородным соподчинением Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №13 г. Братска» Автор: Ланцова Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными К урокам русского языка в 9 классе Слышно было, как в саду шагал дворник _ и как скрипела его тачка. и как как Лес ещё не шумел, потому что было ещё рано _ и ? ветер ещё только-только нарождался вдали. Потому что ? И Параллельное подчинение [ глагол],(как… ),(как…) ЧТО? ЧТО? [ глагол],(потому что… ),(?… ) почему? почему? Параллельное подчинение Последовательное подчинение чтобы как 1-ой степени 2-ой степени Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. так как который хотя 1-ой степени 2-ой степени 3-ой степени Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, так как боялись отца, который тоже был несколько смущён, хотя старался этого не показывать Последовательное подчинение [хочу],(чтобы … слышала ),(как ). Чего? Что? [ гл. ],(так как...сущ.),(который…),(хотя) Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными Соподчинениеоднородное неоднородное что куда что что что И грустно мне, что зыбким полукругом лежат во тьме пустынные дворы,что поздний час, что гаснут друг за другом торжественные звёздные миры. Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали его уже четвёртые сутки. Сочетание соподчинения и последовательного подчинения в одном предложении когда что который Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карениных, он был так растревожен и занят своими мыслями, что видел стрелки на циферблате, но не мог понять, который час. Сочетание соподчинения и последовательного подчинения в одном предложении что ли ли и Я был тогда твёрдо убеждён, что всех трёх профессоров черезвычайно занимал вопрос о том, выдержу ли я экзамен _ и хорошо ли я его выдержу. Докажите, что данные предложения соответствуют схеме: 1) Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением. (А. Пушкин.) 2) Иногда, когда пламя горело слабее и кружок света суживался, из надвинувшейся тьмы внезапно выставлялась лошадиная голова. (И. Тургенев.) 3) Когда люди молоды и весна на дворе, все кажется веселым и радостным. (К. Станиславский.)Объясните отсутствие запятой перед одиночным союзом и. Горизонтальные (линейные) схемы 1.[ ], (что ) и ( что )2.[… , (когда ) и ( )… ].3.(Когда ) и ( ), [ ]. 1) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А. Пушкин.) (Пока), (пока), [ О, ].2) Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела? (М. Лермонтов) [… ,О ], (где), (где). 3) Ребенок был так уморительно мал, как будто все это картинное было, как будто бы в детский театр я попал. (Н. Некрасов.) [ ], (как будто), (как будто).4) Пока я ходить умею, пока я глядеть умею, пока я дышать умею, я буду идти вперед. (Л. Ошанин.) (Пока), (пока), (пока), [ О, ]. Проверь себя. 1. [ ],(когда), (когда , , ).2. (Как ни), (как ни),но [ ].3. [ ],(что) и (что).4. [ ],(что) и (как).5. […(когда) и ( ), … ].6. (Когда), ( и ,и  ), [ то … ].7. […, (когда), … ] ,(что).