Доклад по теме: Особенности межличностного взаимодействия в подростковом коллективе


МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДОКЛАД
ТЕМА: «ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПОДРОСТКОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ»
ПОДГОТОВИЛА: ПАПИЖУК Ю.С.
Социальный педагог
КГКУ Детский дом 16
п.Октябрьский
Ванинского муниципального района
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПОДРОСТКОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Цели: актуализация проблем подростков с трудностями в межличностном взаимодействии; создание условий для совместного обсуждения проблем отверженного подростка в коллективе, осознание необходимости оказания обучающимся с трудностями в межличностном взаимодействии комплексной психолого-педагогической помощи.
Общие особенности отвергаемых подростков.
Эти подростки очень трепетно относятся к проявленному к ним вниманию и сочувствию. Любой сверстник, оказавший им поддержку, подсказавший что-то, поделившийся чем-то, сразу же возводится в ранг «лучшего друга». Это довольно тяжелое бремя, так как отверженные подростки могут быть весьма навязчивыми. Устав от избытка внимания и благодарности со стороны отверженного, сочувствующий может перейти в стан преследователей.
Отвергаемые подростки ищут поддержки и защиты у взрослых. Но только у тех, кто однажды им ее уже оказал. Встречаясь в коридоре со своим спасителем, они приветливо здороваются и стремятся что-то рассказать.
Януш Корчак считал, что забота об отвергаемых подростках требует большого такта: «Надо следить не только за тем, чтобы их не обижали, но чтобы и они никому не мешали». Таких подростков необходимо учить правилам общения и взаимодействия.
Серьезные последствия.
Переломить сложившийся стереотип отверженного - задача непростая. Иногда единственным выходом остается перевод ребенка в другую школу. Естественно, правильнее всего пресекать подобные явления в самом зародыше. Ни учителя, ни психологи, ни родители не могут остаться в стороне от происходящего. Только совместными усилиями можно изменить ситуацию в классе и научить ребят нормальным формам взаимодействия.
Чем опасно бездействие окружающих? Травля наносит непоправимый ущерб психике жертвы. Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости, нежелания посещать школу, у подростка могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.
Не менее вредно ситуация травли действует на психику преследователей и наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе.
Зачинщиков же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.
О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить как о коллективе. Там нет динамики, отношения не развиваются, они застыли, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.
Психолого-педагогическая работа с отверженными.
Индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом. Предоставить ребенку возможность выговориться, отработать совместно с психологом и одноклассниками новые варианты поведения, раскрыться с новой стороны перед своими одноклассниками.
Взаимодействие с психологом и родителями. Обсуждение сложившейся ситуации и способов ее преодоления.
Работа в классе. Проведение разных тематических занятий в классе с вовлечением отвергаемых подростков, поощрением их активности.
Профилактика. Для предотвращения травли в классе необходимо начинать воспитательную работу с подростками с первого дня их пребывания в школе. Естественно, ведущая роль здесь отводится классному руководителю. Проведение педагогической диагностики по определению социального статуса, положения каждого ребенка в классе можно начать, задав ребятам три вопроса:
К кому из одноклассников вы бы обратились за помощью в учебе?
Кому доверили бы свой секрет?
Кого взяли бы в свою команду для участия в КВНе, викторине и т. д. (но не в спортивном соревновании - это особо оговаривается)? Просьба назвать не более трех одноклассников.
Наибольшие опасения вызывают те, кто не получил ни одного выбора вообще, - это возможные отвергаемые группой дети. Те же, у кого есть хоть один взаимный выбор, более или менее благополучны. Результаты обсуждаются с родителями, но в тактичной форме.
Работа педагога.
Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников. Например, Петя отвечает у доски, ошибается или пишет не очень красиво. Одноклассник злорадно комментирует происшедшее, стараясь обратить внимание всего класса, вызвать смех. Необходимо убедить ребят, что если у кого-то что-то не получается, в этом нет ничего смешного. Все мы учимся, и каждый имеет право на ошибку. Насмешнику следует сделать строгое замечание.
Так же следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников. Например, учитель рассаживает учащихся по своему усмотрению или формирует команды. На предложение сесть с Васей Миша восклицает: «Я с ним не буду! Только не с ним!» Необходимо настоять на своем. А потом поговорить с Мишей наедине, поинтересоваться причиной его отказа. Предложить ребенку встать на место Васи: «А тебе будет приятно, если кто-нибудь откажется иметь дело с тобой?»
Если по каким-либо причинам репутация подростка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете. Например, с Витей, очень умным, начитанным мальчиком, в первом классе случилась неприятность - он описался на уроке. Ребята это заметили и стали его дразнить, не хотели с ним играть и сидеть рядом. Учителя стали обращаться к Вите со сложными вопросами, на которые он успешно отвечал, зачитывали его работы, просили делать доклады. Скоро ребята обратили внимание, как много Витя знает, как интересно может рассказывать. Эти его качества вышли на первый план, а о происшествии постепенно забыли.
Важно помочь непопулярным подросткам показать свою полезность для коллектива (один прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре, третий очень много знает о космосе и т. д.). Например, отношение к Пете, которого недолюбливали за его медлительность и занудство, изменилось после того, как он в походе очень артистично рассказывал страшные истории у костра.
Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т. д. Даже в самом безнадежном классе дети обычно становятся терпимее друг к другу во время игры «Зарница» и подготовки к смотру строя и песни. Необходимо дать возможность наиболее активным подросткам проявить себя в мирных делах и самоутвердиться благодаря своим способностям.
Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники. А уж разбор ошибок необходимо делать или не называя тех, кто их допустил, или только индивидуально.
Очень травмирует непопулярных подростков распределение по парам или командам для работы на уроке или участия в каких-либо мероприятиях. Учителям лучше избегать ситуаций, в которых подростки могут остаться невостребованными или отвергнутыми одноклассниками. Если в классе есть отвергаемые подростки, то лучше воздерживаться от участия в соревнованиях, так как проигрыш спровоцирует новый конфликт. В неудаче обвинят именно отверженных.
Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве. Обратить их внимание на чувства жертвы. Например, собрать класс в отсутствие намечающегося изгоя и обсудить с учениками, почему все ополчились против него. Обратить внимание на его положительные качества. И в заключение попросить ребят письменно ответить на вопрос: «Чем я могу помочь Славе?» Может оказаться, что большинство ребят ничего против Славы не имеют, а пристают к нему по привычке. После разговора они станут терпимее. Да и сам Слава, почувствовав перемены, станет вести себя более адекватно.
Помощь родителей.
Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если он на стандартные обстоятельства отреагирует неожиданным образом, то, возможно, ему удастся не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению стереотипа (например, если, вместо того чтобы плакать или лупить всех подряд, он начнет смеяться вместе со всеми, - в общем, сделает то, чего от него совсем не ожидают).Обеспечьте ребенку все, что позволит ему соответствовать школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для учителя не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка. Это не значит, что надо идти у ребенка на поводу и, например, покупать ему шапку, как у Ленки из 10 «Б».
Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т. д.).
Обеспечьте ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники.
Способствуйте участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать его из школы даже
ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и останется чужим в классе. Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка - поставьте в известность классного руководителя, попросите его разобраться.