ДОКЛАД на тему «Педагогический профессионализм как стратегическая перспектива развития и совершенствования».


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОПАВЛОВСКИЙ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ДОКЛАД 
на тему
«Педагогический профессионализм как стратегическая перспектива развития и совершенствования».
Подготовила
учитель
начальных классов
Абибулаева Зульфие Исаевна
2016г.
        
  Я, Абибулаева Зульфие Исаевна учитель начальных классов МБОУ Новопавловского УВК,  представляю вашему вниманию доклад  на тему «Педагогический профессионализм как стратегическая перспектива развития и совершенствования».     
Начать свое выступление я хотела бы словами  известного немецкого педагога Адольфа Дистервега «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».
    Каждый человек хоть однажды в жизни, но задумывается о том, чего он достиг, что совершил, какие вершины покорил. Оглядываясь назад, анализируя свое прошлое и настоящее. Учитель, по-моему  мнению, это не просто тот человек, который каждое утро входит в класс, объясняет предмет и выставляет отметки.    В современном мире учитель зачастую становится тем остовом, на основании которого в дальнейшем строится вся судьба ребенка.
      Стремление научить рождает поиск, поиск таких форм работы, которые обеспечивают максимальную творческую активность каждого ученика; поиск и создание новых наглядных пособий;  использование новых игр и игровых приемов;  применение новых, наиболее актуальных для учеников  ситуаций общения, связанных непосредственно с их повседневной жизнью.      
Тема самообразования:
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики с использованием проблемных ситуаций»
Современному обществу необходимы личности активные и заинтересованно познающие мир. Сегодня приоритетным является формирование личностных, предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися образовательных программ, что достигается путём применения системно-деятельного подхода.
2) Как учителя меня беспокоит, несмотря на хорошие знания и стабильный результат, дети теряются в новой ситуации, что говорит об отсутствии творческого мышления, которое в современном скоротечном мире необходимо.
3)Кроме того, ФГОС ориентирован на формирование в личности гуманности, духовности и творческих способностей.
4) Требования ФГОС основаны на трудах отечественных педагогов и учёных, которые в разное время обращались к идее развития творческого мышления : Данилова В.Л., Гальперин П.Я. Пономарёва Я.А., Добролюбов Н.А., Чернышевский Н.Г. и другие.
Учебный процесс я стараюсь основывать на создании проблемных ситуаций, что позволяет ребёнку почувствовать удивление и любопытство, повторить путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем ребенок может войти в мир творчества.
5) Творческое мышление – высший уровень развития личности. Дж. Гилфорд считал, что уровень развития креативности (творческого мышления) определяется доминированием в мышлении четырех особенностей;
Оригинальность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне.
Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под разными углами зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта;
В-третьих, творческому мышлению свойственна образная адаптивная гибкость.
Способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации.
Следует отметить, что творческие способности есть у каждого ребенка, но для каждого они индивидуальны и зависят не только от умственных способностей ученика, но и от определенных черт его характера, от созданных условий, которые содействовали бы развитию качеств и склонностей, обычно выделяемых как характерные черты личности.
6) Цель: развить творческие способности младших школьников на уроках математики через проблемные ситуации.
Задачи:
1) Внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей;
2) стремиться помогать каждому ребёнку понять самого себя;
3) поощрять в детях стремление высказывать и обсуждать с товарищами свои идеи.
4) Повысить результативность учебного процесса по предмету «математика» посредством использования проблемных ситуаций), которое повышает мотивацию детей к обучению, обеспечивает прирост их знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации7) Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития познавательных процессов ребенка. Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка.
Чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше уровень его общего умственного развития, тем выше его работоспособность. Именно поэтому для меня эта задача является важной.
8) Условия формирования творческого мышления детей на уроках математики.
Считаю, что математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… загадки. Творческое мышление лучше всего формировать в ходе решения задач нестандартного типа, когда ученик наталкивается на посильные для него проблемы и вопросы, формулирует их. Роль учителя – поставить учащегося в положение первооткрывателя, исследователя. Успешность решения таких задач зависит от уровня сотрудничества ученика и учителя, от овладения учеником системой умственных действий (сравнение, анализ, синтез и т. д.)
Специально отбираемые задания должны быть ориентированы на:
•постепенное усложнение материала
•поэтапное увеличение объёма работы
•повышение уровня самостоятельности учащегося
•обучение способам рассуждения с учётом принципа вариативности задач
•формирование беглости мыслей, оригинальность, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы, проблемы.
9) Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Используя проблемы развития математических способностей учащихся, психолог В.А. Крутецкий приводит типы задач для развития активного самостоятельного, творческого мышления. Вот некоторые из них:
задачи с несформулированным вопросом; В этих задачах нарочито не формулируется вопрос, но этот вопрос логически вытекает из данных в задаче математических отношений. Учащиеся упражняются в осмысливании логики данных в задаче отношений и зависимостей. Задача решается после того, как ученик сформулирует вопрос (иногда к задаче можно поставить несколько вопросов). Мы сделали покупку. Если заплатить за нее трехрублевыми деньгами, то придется выдать восемью денежными знаками более, чем в том случае, если заплатить пятирублевыми. (Сколько стоит покупка?)
задачи с недостающими данными;В задачах этого типа отсутствуют некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным. Школьник должен проанализировать задачу и доказать, почему нельзя дать точного ответа на вопрос задачи, чего не хватает, что надо добавить. В скобках указываются пропущенные данные.задачи с излишними данными; В эти задачи нарочито введены дополнительные ненужные данные, до известной степени маскирующие необходимые для решения показатели. Ученики должны выделить те данные, которые необходимы для решения, и указать на лишние, ненужные.задачи с несколькими решениями; Для упражнения гибкости мышления важно, чтобы школьник умел находить несколько решений одной и той же задачи. Если эти решения неравноценны с точки зрения экономичности и рациональности, то ученик должен дать с этой точки зрения оценку каждому решению. Надо побуждать школьника найти наиболее рациональное, ясное, простое, изящное решение.Например: Сколькими способами можно уплатить 78 руб., имея денежные знаки трех- и пятирублевого достоинства?
задачи с меняющимся содержанием; Необходимо перестроить содержание действия по решению задачи в соответствии с изменившимися условиями.Такие задания заставляют размышлять, пробовать, ошибаться и, наконец, находить правильный ответ. Дети постоянно ищут рациональный способ решения, делают для себя открытия.
задачи на соображение, логическое мышление. В ходе таких игр и упражнений учащиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения.
Таким образом, формирование творческого мышления на уроках математики, через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащают педагогический процесс, делает его более содержательным. Вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал и влияет на ребенка, как на творческую личность. Такую работу необходимо проводить периодически, в течение всего учебного года.
10) Говоря о проблеме творческих способностей, я согласна с мнением великого ученого Л.С. Выготского, который написал: «Творчество на деле существует не только там, где создают великие творческие произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев».
11) Успех педагогической деятельности во многом зависит от умения учителя организовать педагогическое общение с учениками, от его профессионализма.   Как говорил французский писатель Жорж Сименон: «Чтобы воспитать личность, надо самому быть личностью, чтобы зажечь другого, надо         самому       гореть». Гореть – это значить самому стремиться к знаниям, саморазвитию и  самопознанию, не останавливаться на достигнутом, искать новые пути и решения поставленных задач. На уроках и во внеклассной работе стараюсь развивать творческие способности учащихся, повышать мотивацию к обучению через проведение разнообразных типов учебных занятий и мероприятий,  в том числе и нетрадиционных: урок- конференция, урок- экскурсия, урок- дискуссия, урок-путешествие, диспуты.     Метод проектов успешно применяется мною на уроках.  В ходе работы над той или иной темой учащиеся выполняют творческую работу в виде коллажа, проекта. Вид работы учащиеся выбирают самостоятельно, это может быть как коллективный проект,  так и индивидуальный, где ученики в рамках одной темы выполняют различные творческие задания.
Кроме этого  в практической деятельности мной были успешно апробированы и используются  такие педагогические технологии, как обучение в сотрудничестве, коммуникативный метод в обучении, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, технология личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационные технологии.
Для повышения мотивационной сферы учащихся использую на уроках ИКТ, компьютерные обучающие программы, Интернет-ресурсы. В настоящее время большие требования предъявляются к подготовке и организации урока.    Самостоятельно создаю дидактические и методические материалы к  УМК, презентации к урокам и наглядные пособия, что способствует росту качества знаний. Большую мотивационную помощь в работе оказывает оформление и оснащение кабинета: в кабинете имеется компьютер, телевизор, DVD-проигрователь. В кабинете красочно оформлены стенды. Создала свой сайт на инфоуроке.
В течение двух последних лет дала несколько открытых уроков. В том числе продемонстрировала фрагмент урока посвящённый «Дню родного языка» для телевидения.
Были проведены такие мероприятия как «Наврез», «Элифбе байрам», концерт посвящённый «Дню родного языка».
В процессе своей деятельности  я стараюсь постоянно самосовершенствоваться. Для достижения наибольшего результата в преподавании принимаю участие в вебинарах:
В 2011 году заняла II место в городском этапе конкурса «Учитель года-2011» среди 45 школ города Симферополя.
в 2015 году стала лауреатом I (муниципального) этапа республиканского конкурса «Учитель года Республики Крым - 2015»,
в этом же году заняла III место в I этапе Республиканского конкурса на лучшую творческую работу об Амет-хане Султане в номинации «Методическая разработка урока (внеклассного мероприятия)».
     На протяжении двух лет участвую вместе с учениками в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
2014-2015 учебный год:
Учащиеся регулярно принимают участие во всероссийских онлайн олимпиадах: «Русский медвежонок», «Олимпус», «Онлайн-олимпиада», «Я-энциклопедия» награждены грамотами и дипломами:
- в республиканском заочном конкурсе детского рисунка «Зоологическая галерея» в районном этапе заняла I место Пономарёва Алина, награждена грамотой Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым Пр.от15.04.15. №49.
- за I место в муниципальном этапе республиканского конкурса детского творчества «Крым в сердце моем» в номинации «Вокальный звездопад» - вокальное трио «Генчлик».
- за ІІ место в муниципальном этапе республиканского конкурса детского творчества «Крым в сердце моём» в номинации «Планета юных мастеров», ученица 2 класса МБОУ Новопавловский УВК - Абибулла Лейля;
- за І место в муниципальном этапе республиканского конкурса детского творчества «Крым в сердце моём» в номинации «Планета юных мастеров», ученица 8 класса МБОУ Новопавловский УВК - Томашевская Анна.
- за І место в муниципальном этапе Республиканского заочного новогодне-рождественского конкурса-выставки «Новогодняя композиция» в номинации «Новогодняя открытка», ученица 7 класса МБОУ Новопавловский УВК - Бекирова Мавиле.
-за І место в муниципальном этапе Республиканского заочного новогодне-рождественского конкурса-выставки «Новогодняя композиция» в номинации «Новогодняя открытка», ученица 7 класса МБОУ Новопавловский УВК- Денислямова Венера.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школе. Провела мониторинг занятости учащихся в мероприятиях различного уровня. За последние года количество учащихся, занятых во внеурочной деятельности, постоянно растёт:№ Названия конкурсов, творческих работ 2014-2015 2015-2016
Школьные мероприятия
1 Конкурс поделок из природного материала «Что нам Осень принесла?» 4 6
3 Осенняя ярмарка. 6 6
4 Конкурс чтецов по теме «Здравствуй, зимушка-зима!» 6 6
5 Праздник посвящение в первоклассники «Элифбе байрам» 6 8 Конкурс рисунков «В здоровом теле – здоровый дух» 6 6
12 Конкурс чтецов .3 6
13 Концерт ««Элифбе байрам» 6 14 Концерт ««Наврез» 6 15 Выставка рисунков «Все профессии важны – все профессии нужны» 6 6
Выставка рисунков «ПДД» 6
16 Выставка рисунков «Сказка» 6
17 Выставка «Вальс цветов» 6
18 «Кормушка» 6
Краевые и городские мероприятия
1 Районный конкурс «Живые родники» 6
Всероссийские 1 «Я- Энциклопедия» 6
2 «Олимпус» 6 3 «Русский медвежонок» 6
4 «Онлайн-олимпиада» 6 Итого 55 78
Заканчивая свое выступление, не ставлю точку. Хочу поставить многоточие, поскольку в  дальнейшем   буду дальше  стремиться повышать   уровень своей профессиональной компетенции в соответствии с требованиями к учителю современной школы. Постоянно совершенствоваться в методах и приемах преподавания, принимать активное участие в конкурсах и проектах.