Инклюзивное образование (или как работать с необчными детьми в общеобразовательной школе)


Инклюзивное образование или как работать с «необычными» детьми в общеобразовательной школе
В школьные годы я впервые узнала, что есть особенные дети. Со мной за одной партой в первом классе сидел мальчик Дима. Он почти всегда улыбался, был добрым и отзывчивым. Каждое утро его, как принца, папа вносил в класс на руках. А после уроков забирал домой. На переменах Дима оставался в классе, и грустно склонив голову, чем-то играл в портфеле. Тогда, будучи учениками, мы этому не придавали внимания.
Сегодня я – учитель! Моя специальность, учителя начальных классов с дополнительной подготовкой в области коррекционно-развивающего образования, дает возможность работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Статистика показывает, что число таких детей катастрофически увеличивается. Дети с различными видами нарушений (ДЦП, ЗПР, нарушениями эмоционально-волевой сферы, слуха, зрения есть и в моем классе). Встает вопрос обучения «необычных» детей в обычной школе.
В образовании появилось новое направление – инклюзивное образование, представляющее собой процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [1,2]. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Для того, чтобы работа по обучению детей с отклонениями в развитии была успешной, необходимо быть осведомленными в этом вопросе. Чтобы быть компетентными в работе с «необычными» детьми, в составе творческой группы мы создаем портфолио, где рассматриваем вопросы этиологии и специфики нарушений, подбираем задания и упражнения, которые используем в педагогической деятельности. До начала учебно-воспитательной работы с «необычным» ребенком, проводим беседу с родителями о склонностях, интересах, хобби ребенка, помогаем детям с нарушением освоиться в коллективе здоровых сверстников, способствуем созданию условий психологического комфорта в коллективе.
При работе с детьми с незначительным нарушением слуха, мы стараемся следить за тем, чтобы ребенку было все слышно. Контролируем работу такого ученика, выясняем, правильно ли он понял объяснение, предложенное задание. Для этого используем следующие вопросы: «Повтори, что я сейчас сказала», «Пожалуйста, продолжи мой рассказ». Даем ребенку возможность выполнить задание письменно, в то время, как класс работает устно. Ребенка с нарушением слуха не вызываем для ответа первым, т.к. не услышав задание, н может смутиться перед одноклассниками. Ребенку предлагаем такие задания, чтобы он мог как можно больше упражняться в составлении словосочетаний и предложений, коротких текстов в рамках изучаемой темы. Таких детей заранее знакомим трудными конструкциями предложение при написании изложений. На уроках математики у детей с нарушенным слухом часто возникают затруднения в понимании словесного условия задачи. Нужно, чтобы ребенок решал задачу вместе со всеми одноклассниками, проверяем, как он понимает ситуацию, описанную в задаче. Особое внимание обращаем на слова и словосочетания, которые несут математическую нагрузку (поровну, меньше на, больше, чем).
Дети с ДЦП страдают неправильным произношением многих звуков, лишены возможности свободно передвигаться, имеют бедный запас знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Замедлены и не сформированы двигательные умения и навыки, необходимые в учебной деятельности. Акт письма у таких детей формируется крайне медленно. Ученики затрудняются работать с пластилином. На уроках физической культуры трудны упражнения с захватом и удержанием предметов. Нарушена точность передачи и броска. Нарушение дыхания еще больше затрудняет выполнение заданий. У детей с ДЦП иногда бывает недостаточно развит пространственный анализ и синтез, что проявляется при овладении навыками самообслуживания, при письме и чтении.
Поэтому, при обучении ребенка с ДЦП в массовой школе, считаем необходимым обратить внимание на следующие аспекты [3]: нужно найти для такого ученика место, чтобы он мог свободно стоять и выходить из-за парты, мог свободно манипулировать учебными принадлежностями на столе; давать ребенку с ДЦП больше времени для выполнения задания и для подготовки к устному ответу; при обучении чтению использовать особые материалы, например, закладки с прорезями, позволяющие фиксировать слово, препятствующие сползанию слова; никогда не снижать оценки за неправильное написание строк (косое расположение букв, пропуск строки, несоблюдение полей); при устном ответе учитывать речевые особенности.
При работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы важен метод убеждения. Пытаемся не превышать нагрузки, т.к. переутомление ведет к ухудшению поведения, к капризам, но и не допускаем перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Количество запретов должно быть разумным. Разговаривая, необходимо смотреть ребенку в глаза. Дети с нарушениями ЭВС не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу и одобрение.
Чтобы обучение детей с нарушениями в развитии было успешным в массовой школе, считаем необходимым знание психолого-педагогических особенностей детей, принятие их такими, какие они есть; умение перестраивать свое настроение под «необычного» ребенка; учение находить контакт с родителями и работать вместе с другими учителями в одной команде.
Мы убеждены, что цель инклюзивного образования может быть достигнута только тогда, когда в каждом ребенке учитель увидит личность!
Список используемой литературы
Инклюзивное образование [Электронный ресурс]: Свободная энциклопедия. – Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/wiki/ Инклюзивное_образование
Борисова, Н.В. Инклюзивное образование: право, принципы, практика [Текст]/ Н.В.Борисова, С.А. Прушинский. – М., 2009.
Бородулина, С.Ю. Коррекционная педагогика [Текст] / С.Ю.Борисова. – Ростов н/Д, 2004.