Доклад.Функциональная грамотность младших школьников


В Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» главой государства Н. Назарбаевым поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, которые формируются в условиях школы.
Функциональная грамотность есть характеристика, которая приписывается человеку, прошедшему через определенный этап образования. Образование при этом рассматривается как сфера деятельности, средство, обеспечивающее определенный уровень грамотности.
Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 году ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами. Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения. Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.
Традиционные методы, заключающиеся в передаче знания от учителя к ученику в процессе учебной деятельности, приводящие к усвоению материала, не прибегая к использованию диалогического метода, новым инновационным технологиям, не отвечают требованиям предъявляемым учащимся, уровень которых возрастает с каждым годом. В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ребенка определенного набора компетенций, способности к саморазвитию, обеспечивающих интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом – так В.А.Сухомлинский определил главную задачу начальной школы. Для этого необходимы устные и письменные речевые упражнения.
Многолетний опыт показал, что развитие речи и мышления у учащихся младшего школьного возраста ограничено. Для этого необходима систематическая работа, которая включает в себя индивидуальный подход, использование определенных, соответствующих возрасту, методов и приёмов работы над развитием речи, с помощью различных заданий, тренировочных упражнений, словесных игр, а также самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся.
Продуманные творчески–аналитические задания позволяют развивать творческие способности и исследовательские умения учащихся, их воображение и речь, эмоциональную и эстетическую культуру, способствуют процессу формирования функциональной грамотности: умение сформулировать вывод, обосновать свои рассуждения, отстоять свою точку зрения, дать ответ на проблемный вопрос. Акцент делается на способах деятельности, и они становятся тем средством, без которого невозможно осуществить эту деятельность.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах жизни.
Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить ребёнка. Что значит развить мышление:
из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое: развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание: развить фантазию и воображение, пространственное восприятие:
развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику, как известно развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность.
Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением. Решая эти задачи, педагог как пазлы собирает картинку, получает в результате функционально развитую личность.
Я думаю, что в образовательном процессе они могут быть приобретены учениками, если соблюдены следующие условия:
-обучение носит деятельностный характер:
учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности:
представляется возможность, для приобретения опыта достижения цели:
правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса:
используются личностно-ориентированные технологии.
Использование различных форм работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Хотелось бы, по - конкретней остановиться на используемых технологиях:
Технология проектной деятельности. («Информационное поле» предмет исследования - фантики)
Здоровьесберегающие технологии по В.Ф. Базарному, это весёлые физминутки, упражнения «Ленивые восьмёрки» , «Шапка размышлений», использование конторок для работы стоя, подвесные карточки, обеспечивающие подвижный метод обучения на уроках, упражнения для глаз по Л.Г Масько.
Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом, способствует на развитие сообразительности, творческого чутья.
Уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиле взаимодействия с учеником. Раздаточный и тестовый материал составляется по уровням.
Информационные и коммуникативные технологии. Интернет, средства мультимедия, библиотека.
Необходимо отметить, что в новом Законе “Об образовании” сделан акцент на формирование всесторонне развитой личности. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний»
Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетенция - это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д.
Существует семь ключевых образовательных компетенций:
ценностно-смысловая;
общекультурная;
учебно-познавательная;
Информационная;
коммуникативная,; социально-трудовая,;компетенция личностного самосовершенствования.
Учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации-- целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
Формирование учебно-познавательных компетенций является необходимым условием эффективности учебной деятельности учащихся в школе. Осуществляется оно по двум основным направлениям:
• содержание учебного предмета;
• определённая организация познавательной деятельности.
Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению.
Примеры формулировок учебно-познавательных компетенций в деятельностной форме:
ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;
выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
иметь опыт восприятия картины мира.
Определение содержания учебно-познавательной компетентности школьников предусматривает раскрытие сущности учебно-познавательной деятельности, при осуществлении которой собственно и проявляется данная компетентность.
Для формирования учебно-познавательных компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления.
Они предполагает:
● выражение учащимися своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;
● происходит непроизвольное запоминание явлений и процессов;
● стимулируется развитие творческого мышления, воображения;
● кроме того, создаются условия не только для свободы выражения мысли, но и для осмысления воспринимаемого.
Учебный процесс, целью которого является формирование учебно-познавательной компетентности, должен развиваться в рамках личностно-деятельностного подхода. Считается, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.
В сочетании с постановкой проблемного вопроса, задач и заданий наиболее эффективным способом активизации познавательной деятельности является наглядность (картины, иллюстрации, схемы, таблицы, опорные конспекты и т.д.). Из чего складывается функциональная грамотность на уроках начальной школы?
Межпредметные умения - это «способность ученика устанавливать и усваивать связи в процессе переноса и обобщения знаний и умений из смежных предметов» . Межпредметные связи объединяют теорию и практику, способствуют применению знаний в окружающей действительности (природе, быту, производстве).
Следовательно, под жизненно важными задачами и проблемами можно понимать задачи межпредметного содержания.
Очевидно, что учебная деятельность по преимуществу должна иметь продуктивный (в отличие от репродуктивного) характер и включать в себя следующие виды деятельности: • объяснение и описание явлений;
• использование и построение моделей явлений и процессов;
• прогнозирование изменений;
• формулирование выводов на основе имеющихся данных;
• анализ этих выводов и оценка их достоверности;
• выдвижение гипотез и определение способов их проверки;
• формулирование цели исследования;
• построение плана исследования;
• дискуссия по естественно-научным вопросам.
Исходя из этого, начальная школа ориентирована на достижение элементарной грамотности как ведущего уровня образованности ученика младшего школьного возраста, она закладывает основы в виде отдельных навыков и способностей функциональной грамотности и социальной компетентности. В связи с этим уровень элементарной грамотности включает сформированность опорных умений устной и письменной речи, счета, социального взаимодействия (навыки общения, умение осуществлять совместную деятельность, вести себя в обществе и т. д.).
Свою модель я представляю в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так же как маленькой личности приходящей к нам на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, по технологиям, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойны восхищения яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.Дерево – функционально грамотная личность.
Вода – педагогические технологии.
Яблочки – ключевые компетенции.
Лейка – учитель.
Лейка - учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться т.е. заниматься самообразованием.
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.
Формула успеха ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ.

ГУЛЯЙПОЛЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА


(Августовская конференция)
Подготовила : Учитель начальных классов
Никитина И.А
2015 год