ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ

Тема: Толерантность: общение со сверстниками.
Типичные трудности в общении и способы их разрешения. Средства общения. Манипуляции в общении. Коммуникативные барьеры в общении. Интриги в среде подростков. Диагностика коммуникативных способностей.
Цель: учить выбирать правильную тактику поведения во время конфликта; учить подростков правильно реагировать на критику со стороны; воспитывать толерантность, чувство сострадания; развивать логическое мышление.
Теоретическая часть
Типичные трудности в общении и способы их разрешения. Можно ли дружить со сверстниками противоположного пола.
Толерантность - это умение относиться без вражды к чужому мнению, характеру.
Беседа.
Все наше общество состоит из мужчин и женщин. Взаимодействие начинается с самого рождения: сначала с родителями, с братьями, сестрами, затем в детском саду, в школе. Вот тут и начинается самое интересное. Чем старше вы становитесь, тем лучше понимаете, кто вам нравится, кто нет, с кем бы вы хотели дружить, а с кем нет, а к 6-7-му классу вы уже точно определяете свои симпатии и антипатии. И чем старше вы становитесь, тем больше возникает вопросов: «Можно ли дружить мальчикам и девочкам в нашем возрасте?», «А что скажут окружающие?», «Как реагировать на это?», «Как самому начать дружбу?» и др. А лучше всего понять человека это встать на его место, хотя бы только в игре. Ведь в игре можно проиграть самые невероятные ситуации, придумать всевозможные решения, которые могут помочь в дальнейшем.
Типичные трудности в общении и способы их разрешения.
Можно ли дружить со сверстником противоположного пола?
Влюбленность – прекрасное чувство.
Любовь и как я ее понимаю.
Счастье – это любить и быть любимым.
Я имею право на любовь.
Твои чувства и твои друзья.
Подросткам предлагается ролевое проигрывание ситуаций (роль мальчика исполняет девочка, а роль девочки мальчик).
Ситуации:
1. «Мальчику нравится девочка, и он хочет пригласить ее на свой День рождения домой, где будут и другие ребята и девчонки. Она не хочет идти. Ей надо отказать так, чтобы он не обиделся»;
2. «Мальчик хочет сидеть с девочкой за одной партой. Как ему сказать ей об этом?»;
3. «У девочки есть два билета на концерт популярной группы (варианты) и она хочет пойти на него с понравившимся мальчиком. (При разыгрывании сценок предлагается переодевание, изменение голоса и т. п.)».

Проводится игра «Почта». Требуется написать имеющиеся вопросы и адресовать присутствующим (мальчикам и девочкам или всем вместе). Можно зачитывать вслух и отвечать всем вместе (по желанию группы).

Дискуссия на тему «Может ли девочка первой признаться мальчику в любви?».





Практическая часть
Упражнение1. Компот.
Цель: развивать коммуникативные умения и рефлексивные навыки; воспитывать толерантность.
Участники располагаются в кругу. Их задача - приготовить некий "компот". Сделать это можно следующим образом: первый участник называет какой-либо фрукт (или ягоду), который он кладет в "коллективный компот", при этом называемый им фрукт (или ягода) должен начинаться на ту же букву, что и его имя (или фамилия), например, Ира - ирга, Гена - груша, Лена - лимон и т.д. Каждый участник должен сначала назвать имена тех, кто уже положили в "компот" что-либо и что именно они туда положили, а потом уже назвать своё имя и тот фрукт (или ягоду), который он собирается положить, например: "Сергей положил смородину, Аня - абрикос, Кирилл - калину, Илья - изюм, меня зовут Антон и я положу в "компот" алычу".

Упражнение2. "Узел".
Цель: развивать коммуникативные умения и навыки; воспитывать толерантность.
Каждый из группы держится за веревку. Задача - завязать веревку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается с начала). Вариант - потом развязать завязавшийся узел с теми же правилами.

Упражнение 3.Процедура "За кругом"
Цель упражнения: помочь понять глубинные причины дискриминаций, подводные камни и возможные последствия.
Нечетное количество участников. Сначала происходит беспорядочное движение по комнате; по команде участникам нужно сцепиться в пары. Все, у кого нашлась пара, объединяются в круг; один оказывается за кругом. Инструкция: участникам в кругу нужно не пустить внутрь того, кто за кругом; соответственно, последнему нужно любым способом проникнуть вовнутрь; тот, кто пропустит, будет выдворен за круг. Продолжительность игры: 10-20 минут. По окончании участники делятся своими чувствами, и разговор плавно переводится на тему дискриминаций. Далее предлагается вспомнить ситуацию, когда участники подвергались каким-либо притеснениям.
Этим опытом участники делятся в парах или рассказывают несколько ситуаций на общий круг. Обращается внимание на то, как мы реагируем, наблюдая ситуацию дискриминации, какие чувства мешают нам быть более справедливыми и как мы платим впоследствии за допущенный произвол (чувства вины, сожаления, горечи, стыда и т.д.)
Дискриминация, как ущемление прав меньшинства, достаточно широко распространена в нашем обществе. Причем в случае с наркозависимостью дискриминируемыми могут быть как те, кто употребляет наркотик, так и те, кто находится рядом с наркоманами. Важно понять, что, ущемляя права меньшинства (например, пытаясь решить проблему наркомании только карательными методами), мы чаще всего лишь усиливаем напряжеженность, отчуждение, еще больше осложняем ситуацию. Кстати, это упражнение может продемонстрировать и противоположный пример: как, руководствуясь естественными человеческими чувствами, участники группы оказывают помощь тем, кто оказался за кругом.

Упражнение4. "Остров" - 2".
Цель: сплочение группы, получение участниками обратной связи.
"Группе нужно уместиться на "острове" - куске ткани. Причем "вода поднимается" - т.е. размер острова уменьшается. Уменьшать можно почти до бесконечности.



Литература
БурлачукЛ. Ф., КоржоваЕ.Ю. Психология жизненных ситуаций. - М., 1998.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры - М , 1992.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.
Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. - М., 1993
Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыфе-ровой. - М., 1981