Научная работа Возрождение народных промыслов. Ткацкий станок


ВВЕДЕНИЕ
  Дикость, подлость и невежество не уважают       устройств прошлого, пресмыкаясь перед одним настоящим.       А. С. Пушкин
С развитием науки и техники большинство народных ремесел было утеряно. Но сегодня время диктует иные условия. На фоне примененных против России санкций стало необходимостью развитие внутреннего потенциала страны. Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил рассматривать сложившуюся ситуацию, как шанс для развития экономики. “Наша главная цель - использовать одно из важных конкурентных преимуществ России, емкий внутренний рынок. Заполнить его конкурентоспособными, качественными товарами, которые производит реальный сектор отечественной экономики” (12). В этой связи изучение и возрождение народных ремесел становится все более значимым. Производство товаров и услуг, которые могут быть намного лучше разрекламированных зарубежных аналогов, сегодня очень актуально.
Предмет исследования: популярность ткацкого ремесла.
Объект исследования: учащиеся МАОУ СОШ №17 г.Белебея, взрослое население нашего города.
Методы исследования: поисковый, тестирование, исследовательский метод.
Цель работы: изучить особенности национального ткачества для сохранения культурно-исторического наследия Башкортостана и организации индивидуального предпринимательства.
Задачи:
Изучить историю ткачества.
Познакомиться с современными ремесленниками родного края.
Провести соцопрос с целью выявления спроса на домотканые изделия
Восстановить старинный ткацкий станок.
Научиться ткать.
Гипотеза: старинные станки были забыты из-за неудобств в работе.
ГЛАВА 1 ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ТКАЧЕСТВА
1.1 Веками отработанная технология
Ткачество-производство ткани на ткацких станках одно из древнейших ремёсел. Оно возникло в позднем неолите как эволюция плетения. На Руси ткачество появилось примерно в 10 веке н.э. Первоначально ткацкий станок был вертикальным. Позднее был изобретён горизонтальный ткацкий станок (2). Основа-продольная система направления параллельных друг другу нитей в ткани, располагающихся вдоль обеих кромок ткани. Вместе с системой утка образует ткацкое переплетение (5).
В каждом народе, населявших Башкортостан при ткачестве использовался свой орнамент, свои особенности. Башкирский орнамент симметричен и отражает восприятие мира людьми. Элементы орнамента имеют смысловое значение: кускар- символ завитых бараньих рогов, сердечко-обозначает гостеприимство (3).
Русский орнамент. Орловский спис-одна из самых древних и старинных вышивок, которая известна на сегодняшний день. Главная особенность -плавное переливание одной формы в другую (7).
Издревле у волго-уральских татар широкое распространение в быту получило художественное ткачество. Узорное ткачество носило в основном характер домашнего ремесла, поэтому изготовлением тканей занималась практически каждая крестьянка (10).
У чувашей были широко распространены браный и выборный способы ткачества, при которых орнамент образуется прокидыванием цветных уточных нитей (красным-в браном тканье, разноцветными - в выборном) (8).
В традиционном марийском орнаменте использовался геометрический мотив, выраженный изображением комбинаций различных геометрических фигур. Типичной для марийской вышивки является и цветовая гамма (9).
1.2 Составные части древних станков
41910337629500 Станина ткацкого станка изготавливалась из целиковой плахи в полбревна, в которой стационарно закреплялась образная верхняя часть станины. Для этого выбирали гнутую часть ствола дерева или часть дерева с корнем. При сборе станка две такие станины ставятся параллельно друг другу образуя «поднебье». Задний и передний валы станка изготавливались из круглого ствола. Один из наружных торцов вала делается в виде широкого диска или головки, в котором выдалбливаются квадратные углубления. В эти углубления при работе станка будет вставляться притужальник. В самом теле вала по длине рабочей части (по ширине основы) прямоугольный паз, в который будет вставляться рейка с привязанными к ней нитями основы. В поперечном сечении вала также по всей рабочей длине имеется сквозной пропил, через которые продеваются нити основы и привязываются к валу (4).
Отличительной особенностью Башкирского станка является то, что ремизы и бердо устанавливаются не на «поднебье», а на вертикальные бруски; навой изготовлен не в виде вала, а в виде горизонтального бруска и играет роль перекладины для основы. Нити основы, в свою очередь, завиваются в «косу» и подаются сразу на ремизы, без наматывания на навой. Такая технология упрощает процесс подготовки станка, экономит время и силы.
1.3 Современное ткацкое оборудование
Современное ткацкое оборудование характеризуется переходом на электронную платформу с комплексным управлением. С помощью датчиков и механизмов регулировки одновременно осуществляется управление, контроль и регулирование в течение миллисекунд, чтобы обеспечивать сохранение высокого уровня функционирования машин. Кроме того, электроника способствует контролю в режиме online, оптимизирует производственный процесс (6).
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Поиск и изучение старинного станка
В ходе поиска мы услышали, что в одной из деревень нашего района есть старинный ткацкий станок и решили съездить туда. Житель «Новой деревни» Исаев Николай Герасимович был рад нашему приезду (см. Приложение Фото 1). Услышав нашу просьбу, он поднялся на чердак дома и спустил какие-то доски. Как оказалось, это и был ткацкий станок. Спустив на землю доски, Николай Герасимович начал собирать конструкцию станка, поясняя где-что крепится. К сожалению, не все детали станка сохранились. Для начала нужно было выяснить, каких деталей не хватало. С этой целью я набрал в «поисковике» и нашел схемы и фото станков. Как оказалось, искомый нами станок называется "Кросна"(6). Следующим шагом был поход в краеведческий музей нашего города (см. Приложение Фото 2). В музее мы более внимательнее смогли рассмотреть все составные части станка. К сожалению, нам не смогли объяснить, как он функционирует. Понять, как работает станок, нам помогли книги (1). В учебнике по обслуживающему труду мы обнаружили схему процесса изготовления ткани на ткацком станке (см. Фото 3). Теперь мы примерно понимали, как все происходит.
2.2 Экспедиция в Миякинский район
Наша Республика всегда славилась мастерами ткацкого дела. Изделия с традиционными узорами Башкирского орнамента можно увидеть далеко за пределами Башкортостана. И сегодня, если постараться, можно найти мастеров-любителей этого старинного народного ремесла. В деревне Тамьян-Таймасово Мякинского района ткацким ремеслом занимается Гимранова Ямига. Ямига-апа показала свой станок и рассказала, как он работает. Эта информация пополнила мои знания. Также она подарила нам заправленную в ремизы и бердо основу. У нее мы узнали, что в соседней деревне Богданово живет еще одна мастерица-любительница Аглетдинова Фируза Ихсановна. Хозяйку мы застали за работой (см. Фото 4) У нас была прекрасная возможность увидеть, как ниточка за ниточкой появляется ажурный коврик.
На наших глазах создавался шедевр народного творчества с использованием старинных технологий. Теперь мы обладаем полной информацией. Пора браться за работу.
2.3 Эксперимент
Сначала мы установили основу. Для этого подвесили заправленные ремизы, подвесили бердо, закрепили нитки к товарному валу. Затем настроили педали ремиз, заправили уточные нитки в челнок. Теперь станок полностью заправлен. Проведя первую нитку под поднятый ряд, я прибил ее бердом, затем, нажав на педаль, поднял вторую ремизу с рядом основы и продел следующий ряд уточной нитки. Работа пошла! Полотно получалось довольно плотным и ровным. Через некоторое время у меня получился небольшой сувенирный коврик. Ткать на станке мне понравилось. Работать на нем очень удобно (см. Фото 5,6).
Таким образом, гипотеза: старинные станки упразднены из-за неудобств в работе не подтвердилась - работать на станке удобно и приятно.
2.4 Интервью с индивидуальным предпринимателем.
Параллельно с поиском частей старинного станка мы искали тех, кто, как и мы, интересуется ткачеством сегодня. Анатолий - индивидуальный предприниматель. Он реализует населению коврики, изготовленные на ткацком станке.
Мы задали ему несколько вопросов:
1. Что подтолкнуло Вас к мысли о ткачестве?
- Во-первых, мне самому это было интересно, потому что моя бабушка ткала такие коврики. У меня дома есть её коврик, через который я перешагиваю уже 40 лет.
2. Есть ли сегодня спрос на ткацкие изделия?
- Безусловно, спрос есть: шерстяной ковер ручной работы стоит от 40 тысяч рублей.
2.5 Соцопрос
Чтобы узнать спрос на домотканые изделия, мы провели соцопрос среди учащихся средней школы №17 и населения города Белебея. Общее количество опрошенных составило 268 человек.
Были заданы следующие вопросы:
Хотели бы Вы иметь у себя иметь дома изделия, изготовленные на ткацком станке?
Утвердительный ответ дали: 68% опрошенных с 5-6 классов; 48% опрошенных с 7-8 классов; 70% опрошенных с 9-11 классов; 100% опрошенных взрослых (см. Приложение График №1).
Считаете ли Вы, что такое изделие можно быть хорошим, ценным подарком?
С нами согласились 91% респондентов с 5-6 классов; 72% респондентов с 7-8 классов; 90% опрошенных с 9-11 классов; 90% опрошенных взрослых. Сравнив две таблицы, мы заинтересовались, почему среди учащихся 7-8 классов такой резкий скачок, и обратились с этим вопросом к школьному психологу. Оказывается, в 5-6 классе детям интересно все, в 9-11 классах дети настраиваются на выбор профессии, создании семьи и быта, а возрасте 7-8 классов они больше ориентированы на общение между собой, т.е. не просто их чем-либо заинтересовать (График 2).
Во сколько бы Вы оценили изделие, выполненное по старинной технологии?
Сравнительный анализ показал, что большинство из опрошенных учащихся оценивают изделие выше 2000 рублей. Результаты опроса взрослых респондентов показали, что 40% дали бы за такое изделие не выше 500 рублей, связав это с низким уровнем зарплаты, и по 20% опрошенных заплатили бы до 1000, до 2000 и больше 2000 рублей (График №3).
Считаете ли Вы что, такое изделие может сочетаться с современным интерьером?
Достаточно высокий уровень респондентов из всех групп возрастов ответили на этот вопрос утвердительно (График №4).
Таким образом, соцопрос выявил повышенный интерес к ткацкому ремеслу как у взрослых, так и у детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе научной работы мы подробно изучили историю ткачества на Руси; исследовали способы плетения у различных народов, населявших Башкортостан; побывали в экспедиции, в ходе которой нашли ремесленников, живших в родном крае, получили много советов для начинающих; провели соцопрос среди учащихся школы №17 и взрослого населения; восстановили старинный ткацкий станок; провели эксперимент, в результате которого опровергли гипотезу; научились ткать палас. При этом было установлено следующее: на Руси ткачество появилось примерно в 10 веке н.э.; народы, населявшие Башкортостан, активно использовали при ткачестве национальный орнамент; сегодня традиции народного узорного требуют возрождения; у населения есть спрос на тканые изделия.
Поставленные задачи выполнены, цель работы достигнута: изучены особенности ткачества для сохранения культурно-исторического наследия и организации индивидуального бизнеса. Гипотеза опровергнута, так как на станке работать очень удобно и приятно. По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
Ткацкий станок, несмотря на простоту конструкции, удобен в работе.
У подрастающего поколения есть интерес к занятию народными ремеслами.
Тканые изделия пользуются большим спросом.
Сейчас настает время для возрождения и развития народных промыслов, в том числе и ткачества.
Исходя из этого можно сформулировать следующие рекомендации:
Ввести в школах кружки народных ремесел.
Проводить курсы по изучению ткацкого дела для учителей общеобразовательных и специализированных коррекционных учебных заведений.
Применять ткацкие станки для реабилитации детей-инвалидов.
Развивать ремесла с целью производства товаров и услуг для реализации населению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Технология :5 класс: учебник для общеобразовательных организаций
П.П.Самородский, В.Д.Симоненко.-М.;Вентана-Граф, 2015, с.101.
2. Ткачество: от плетения рам до многозевных машин. В.В. Неелов.-М.:Легкопромиздат,1986г.
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Ткачество.
4. http://isbaru.ru/a19w2.html.
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Основа.
6. lp-magazine.ru›lpmagazine/2012/03/388.
7. rusorn.ru›орловский-спис/.
8. dic.academic.ru›dic.nsf/ruwiki/1257236.
9. mari-obereg.narod.ru›novosti16.html.
10. luiza-m.narod.ru›smi/tarih/21-ndisk.htm.
11. lpbinfo.ru›index.php/148-zhurnaly/oborudovaniye/.
12. http://www.1tv.ru/news/polit/267919 Информагентство.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Фото 1 Кто ищет, тот всегда найдет!

Фото 2 Поход в музей

Фото 3 Процесс изготовления ткани в учебнике

Фото 4 Экспедиция в Миякинский район

Фото 5 Сейчас, сейчас, только зацеплю педали…

Фото 6 Я стану мастером как моя прабабушка!

График №1

График №2

График №3

График №4