МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА В УСЛОВИЯХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА».


МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА В УСЛОВИЯХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА».
Татьяна Викторовна Завьялова, социальный педагог МОУ СОШ № 2 г. Серпухова.
Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться, культуры) - все эти проблемы остро стоят перед школой, и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов - социальных педагогов и психологов.
В общей системе педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-психологических проблем у подростков, важное место занимает своевременное выявление детей и подростков «группы риска».
В научной литературе понятие «дети группы риска» имеет ряд синонимических определений: «дети в трудной жизненной ситуации», «дети в особо трудных жизненных обстоятельствах», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «дети в социально опасных условиях», «дети, нуждающиеся в общественном воспитании», «дети, нуждающиеся в помощи государства» и т.п.
Для работы с такими детьми создана социально - психологическая служба в школе, которая предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям.
Социально - психологическая работа в школе является важным структурным звеном учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие, воспитание, образование, профессиональное определение учащихся. В настоящее время социально-психологическая служба школы работает над созданием благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанного на оказании помощи учащегося в преодолении трудности социального и образовательного характера, исходя из его реальных и потенциальных возможностей и способностей.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса — один из основных ресурсов, создающих условия для повышения качества образования, охраны и защиты прав его участников. Это четко организованная система квалифицированной целенаправленной работы всех школьных служб, в которые входят социальный педагог, психолог, уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса, во взаимодействии их друг с другом. Деятельность не только посредством индивидуальной работы, но и через создание Советов профилактики, психолого-педагогических комиссий, психолого-медико-педагогических консилиумов.
Сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога и социального педагога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия.
Объектом выступает обучение и психическое развитие ребенка.
Предметом — социально-психологические условия успешного обучения и развития.
Основными задачами, реализуемыми в ходе социально-психологического сопровождения образовательного процесса в школе, становятся:
формирование банков данных;
организация дифференцированной работы с различными категориями учащихся (одаренные дети; дети, имеющие трудности в обучении; школьники с девиантным поведением; дети, находящиеся в социально-опасном положении и т.д.) и их семьями;
создание благоприятного психологического климата в отдельных классных коллективах и школы в целом;
поддержка и защита прав и здоровья учащихся;
создание условий для оптимального развития участников образовательного процесса в рамках инновационной деятельности образовательных учреждений;
оказание практической помощи педагогам;
создание благоприятного психологического климата в трудовом коллективе, предупреждение конфликтных ситуаций;
создание условий для сохранения психологического здоровья педагогов.
Эффективность и результативность социально-психологического сопровождения обусловливается рядом факторов: плановостью, системностью; целенаправленностью; многосторонностью, дифференцированностью. Успешность социально-психологического сопровождения зависит также и от четкой организованности и умения взаимодействовать друг с другом.
Ежегодно с целью формирования мониторинга социальных показателей и выявления детей «группы риска» составляется социальный паспорт класса и школы. О проблемах учащихся классный руководитель может сообщить сотруднику службы (социальному педагогу или педагогу-психологу) лично или в процессе заполнения социального паспорта, который предлагается ему 1 раз в полугодие.
После выявления «группы риска» классный руководитель и сотрудники службы приступают к сбору дополнительной информации об особенностях социальных условий учащихся, которые требуют  особого  внимания  со  стороны  педагогов   и   сотрудников  службы.
Сбор, анализ информации с целью выявления у учащихся социально-психологических, а также других проблем заканчивается составлением индивидуальной карточкой учета несовершеннолетнего.
Для получения информации проводятся:
беседа учителями и с классным руководителем;
беседа с родителями;
изучение особенностей развития;
сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником   медицинской службы;
изучение данных об успеваемости подростка, анализ учебных проблем;
изучение особенностей классного коллектива (социометрическое исследование, наблюдение, беседы с учителями и классным руководителем);
анализ социального паспорта класса.
Важным условием эффективной работы по выявлению подростков «группы риска» является своевременное обращение классного руководителя или учителя  к специалистам социально-психологической службы в случаях:
наличия у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение…);
появления у подростков проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески»  и др.);
пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
употребления или предполагаемого употребления ими спиртных напитков и других наркотических веществ;
кризисной ситуации в семье;
резкого ухудшения состояния здоровья;
в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка.
На основе анализа полученной информации социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают маршрут индивидуального сопровождения подростка «группы риска». На данный момент маршрут сопровождения учащихся составлены на детей «группы риска» (дети, состоящие на учете в ОДН, КДН и внутришкольном учете)
Цель создания маршрута сопровождения: создание благоприятного социально-психологического климата как основного условия для успешного обучения и развития личности учащегося, её социализации.
Ожидаемые результаты:
повышение социально-психологической культуры учащихся и родителей
повышение мотивации учащихся к обучению, а также активным занятиям самовоспитанием, самосовершенствованием;
корректировка системы социально-психологического сопровождения по результатам исследований;
создание эмоционально комфортной атмосферы в образовательной среде школы.
Ответственность за ведение карты и маршрута сопровождения возлагается на социального педагога. Регулярно вносятся  записи о проводимой работе с ребенком (индивидуальные беседы, посещения на дому, заседания совета профилактики, заседания КДН и ЗП, консультации специалистов, заседания малых педсоветов и др.).
Классный руководитель при постановке на учет, далее в начале и конце учебного года дает характеристику на учащегося. Форма характеристики устанавливается социально-психологической службой школы. Регулярно вносит записи о проведенной работе с учащимся.
После постановки учащегося на учет психолог проводит диагностику психологических особенностей ребенка, которые выявляются с помощью психологического тестирования - компьютерных программ –
1С Школьный психолог;
Программным обеспечением фирмы «Амалтея».
В результате тестирования выявляется сформированность волевых качеств, способность к управлению собственным поведением, адаптационные возможности и возможности ребенка, стиль поведения в конфликтных ситуациях, склонность к агрессивному поведению.
Определяется самооценка учащегося:
адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности, достижения и поражения);
завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);
заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).
Если у ребенка проблемы не только поведенческие, а и учебные психолог может провести диагностику познавательной сферы.
Регулярно вносит свои записи о проводимой работе с ребенком (диагностические обследования, консультации с ребенком, родителями и педагогами, просветительская работа и др.)
Для проведения психокоррекционной, психодиагностической работы с детьми до 16 лет необходимо согласие родителей (лиц, их заменяющих), т.к. многие аспекты, рассматриваемые в контексте такого сопровождения, затрагивают личностные особенности; с 16 лет - согласие самого обследуемого. 
Т.о маршрут сопровождения дает возможность определить основные направления социально - психологической работы классным руководителем, учителям - предметникам, администрации с учащимися и их родителями.
При планировании социально-психологического сопровождения трудного подростка необходимо помнить, что в работе с подростками девиантного поведения не следует использовать административно-карательные меры воздействия. Наоборот, профессиональная деятельность социального педагога и психолога должна быть ориентирована на особую культуру поддержки и помощи подростку в учебно-воспитательном процессе, а также на создание условий (педагогических, психологических, социальных) его успешного формирования и развития.
Основное взаимодействие социального педагога и психолога идет по направлениям: профилактика правонарушений, безнадзорность и беспризорность учащихся, просвещение, работа с "трудными" детьми. Социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь. Психолог оказывает помощь в консультировании учащихся, родителей и педагогов по вопросам психологических особенностей учащихся различных возрастных категорий.
Социально-психологическая служба в созданная в школе призвана сформировать позитивный социально-психологический климат, позитивное отношение к личности ребенка. Необходим гуманистический подход к каждому ребенку: главное чтобы он чувствовал себя комфортно, ощущал свою значимость, как субъект определенной успешной деятельности в оценке ее другими людьми (с ним считаются, он делает успехи), ощутил положительное влияние образовательно-воспитательного социума.
Список использованных источников
Пырочкина С.А., Погорелова О.П. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность – Волгоград: Учитель, 2008.-123 с.
Фоминичева И.Ю., Щелчкова Е.Ю. Социальный педагог в школе.- Волгоград:
Издательство «Учитель», 2010. С.163.
Капелевич Т.С. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования. – Минск: Новое знание, 2007. – 346 с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.