Разработка интегрированного урока русского языка и математики в 5 классе


Учиться надо весело,
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться.
Ход урока.
1 Вступительное слово учителя. Немного истории. Как люди научились считать? Сколько тебе лет? Сколько цифры и числа. Первобытным людям не у кого было учиться, поэтому обучение шло очень медленно, и определяли они предметы как «один» и ли «много». Затем они стали показывать числа на пальцах, так как названий цифр тогда ещё не было. Позже появились цифры. Ребята, а какую цифру вы любите больше всего? Но как можно любить или не любить какую-нибудь цифру или число? Для некоторых есть числа хорошие и плохие, например, число 7-хорошее, а 13- несчастливое. Впервые мистическое отношение к числам возникло несколько тысяч лет назад. Особым почитанием окружены были числа в Древней Греции. Философ и математик Пифагор утверждал, что « числа правят миром». Он верил в магию чисел и считал, что за каждым предметом стоит какое-то число, которое несёт с собой добро и зло, счастье и несчастье. Надо только узнать, какие числа добрые, а какие злые. Давайте послушаем, что обозначает каждое число.
2. Магия чисел ( сообщения-исследования учащихся)
0 – очень важная персона. Называют нулем и обозначают им ничего. Прибавьте нуль к пяти – получится пять. Ведь мы ничего к числу не прибавили. Что о нём говорить, нуль - пустышка. Недаром никчемного человека называют «нуль без палочки».
1 – начало всех начал, героиня и прима всякого счёта. Та самая, о которой говорится «мал да удал». Без единицы не состоялось бы самое простое исчисление.
2 – древние греки утверждали, что это символ любви , непостоянства и равновесия. Число 2 – это мягкость и тактичность, стремление сгладить острые углы. Оно находится между добром и злом, теплом и холодом, богатством и нищетой.
3 – в далёкие времена люди с большим трудом научились считать сначала до двух, и только через много, много лет начали продвигаться в счёте. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали «один», «два», «много», то после двух было «всё». Число тир для многих народов было пределом счёта, символом полноты, счастливым числом. Число 3 стало излюбленным числом в мифах сказках.
4 – символ устойчивости и прочности, она представлена квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии – огонь, землю, воздух и воду.
5 – символ риска, энергичности и прочности. Самое счастливое из всех чисел, как считал Пифагор. Это число крупных учёных, выдающихся философов.
6- удивительное число. Обладает замечательным свойством. Шестёрка делится на один, два, три. Если перемножить эти числа, получится шесть.
7 – священное число. Его считали магическим. Возможно , это объяснялось тем, что человек воспринимает мир через семь отверстий в голове. Это волшебное число широко использовали в сказках и мифах древнего мира. Семь чедес света. Число 7 символизирует тайну. Люди с числом имени 7 нередко становятся лидерами и учителями самого высокого класса. Но для этого они должны много и упорно трудиться.
8 – вополщение надёжности, символ двойного квадрата. Разделённое пополам, оно имеет равные части. Если его ещё разделить, то части тоже будут равными.
9 – символ материального успеха. У древних греков за этим числом установилась добрая слава. Оно было олицетворением полноты и достатка.
3.Беседа.
Учитель:
-Ребята, объясните лексическое значение слов «число» и «цифра». А что скажете о грамматическом значении?
Цифра – знак, обозначающий число (арабские,римские цифры)
Число – величина, при помощи которой производится счёт, день календарного месяца, категории имени и глагола. Какое из этих слов многозначное? Вы видите,как тесно переплетается грамматика с математикой. Потому тема урока «Без букв и грамматики не выучишься математике».
4. Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
А) Блиц-турнир.
-Назовите наименьшее натуральное число.
-Как число 1 можно записать тремя различными числами,соединив их знаком действий.
- Что легче: 1 кг ваты или 2 кг железа?
-Отгадайте загадки: Вид её как запятая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А лентяи – её нет.
- У трех братьев по одной сестре. Сколко всего детей в семье?
Подумайте.
- Назовите лишнее слово. Докажите.
Единица ,число, численность, числительное, числиться.
-Морфемный состав какого слова соответствует схеме: корень,суффикс, окончание.
-Отгадайте:
Дал списать я на контрольнойВсе задачки Колечке,
И теперь у нас в тетрадках
У обоих …
-Определите часть речи: двойка, удвоить, двойной, вдвое, два,двоечка.
-Проведите синтаксический разбор предложения: «Без букв и грамматики не выучишься математике»
Определяются три победителя, кототые участвуют в агоне.
Б) Вопрсы агона.
1) зелёная дорожка. Какие три числа,если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат?
2)жёлтая дорожка. Как сделать число 10 из двух спичек?
3)красная дорожка. Как и откуда появилось слово «неделя»7
4)зелёная дорожка. Повернёшь меня вниз головой, стану цифрой я другой. Какая цифра может так сказать о себе?
5)жёлтая дорожка. Я стою на трех ногах
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль
Как зовут меня? (рояль)
6) красная дорожка. Что означает слово «понедельник»?
7)зелёная дорожка. Ребус: с3ж. Назовите морфологические признаки данного слова.
8)жёлтая дорожка. Ребус: 3котаж. Объсните правописание данного слова.
9)красная дорожка. Ребус: 7я. Сколько букв и звуков в отгаданном слове?
Подведение итогов, выявление победителей среди агонистов и зрителей.
Тестирование(4 варианта)
Подведение итогов. Определение настроения детей с помощью карточек с изображением мимики лица.
ногиах