Половое воспитание. личная безопасность школьников.



Младший школьный возраст" - период впитывания, накопления знаний... Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются».
На эти психологические качества младших школьников мы и должны опираться, осуществляя половое воспитание.Известно, что мальчики более резки, самостоятельны, настойчивы, в то время как девочки более аккуратны, прилежны, отзывчивы, чувствительны, нежны. Поэтому соседство мальчиков и девочек за партой помогает формировать и развивать нравственно ценные товарищеские отношения между ними, предупреждает порой излишне проявляющуюся половую односторонность. Девочки становятся смелее, естественнее, мальчики - вежливее, мягче, утонченнее.С началом школьного обучения создаются благоприятные условия для воспитания у мальчиков настоящего мужского благородства, без которого невозможно себе представить будущего юношу и мужчину. Воспитанием мужского благородства родители должны заниматься постоянно и настойчиво, используя личный пример и примеры окружающих людей. Необходимо привить мальчику бережное, заботливое отношение к бабушке, матери, сестричке и вообще ко всем девочкам. Мальчику надо объяснить, что его мама, которую он очень любит,- это вчерашняя девочка. И девочка, его соседка по парте,- будущая мама. Так большое чувство, связывающее мальчика с матерью, становится эталоном складывающихся отношений с девочками.Для формирования правильных, красивых взаимоотношений между мальчиками и девочками важно, чтобы они имели друзей. Наша задача - учить детей общению с лицами противоположного пола, поддерживать дружбу мальчиков и девочек и заботиться, чтобы отношение к этим друзьям не было случайным и эгоистичным. Родители должны хорошо знать, с кем встречается их ребенок и как проводит время, следить, чтобы оно было насыщено интересными делами, беседами, играми, обсуждением книг и т. д.Большое значение в воспитании правильных взаимоотношений мальчиков и девочек, в становлении дружбы имеют русские народные сказки. В них говорится о доброте, доверии, верности, дружбе, умении чувствовать человека, понять страдания другого и сопереживать его горю. Из народных сказок дети узнают, что «добрый молодец» полюбил «красну девицу», что после всевозможных приключений они «сыграли свадьбу и стали счастливо жить-поживать, добра наживать».
Ребята интересуются многими вопросами, касающимися отношениями между мужчиной и женщиной, ищут ответы на эти вопросы. Поэтому нам, взрослым, нельзя молчать или говорить полуправду ссылкой на то, что ребенок подрастет и сам все узнает, однако ответы на вопросы детей должны быть строго дозированы, чтобы не вызвать нездорового любопытство к половой проблеме.
Рассказывая детям про любовь приведите пример про цветок. «если цветок нам нравится - мы его сорвем, а если мы его любим, то будем о нем заботиться: поливать, удобрять, любоваться им.
Мы часто полагаем, что младший школьный возраст сексуально нейтрален, что приводит к отсутствию должного внимания к половому воспитанию. А это значит, что половое воспитание осуществляется «дворовыми воспитателями», проблемы пола обсуждаются с применением неадекватных языковых средств, затрудняющих последующее восприятие правильной информации. Все это способствует загрязнению представлений о сексуальности, восприятию ее как постыдной, запретной стороны человеческой жизни.
Некоторые родители изолируют ребенка от всяких столкновений с сексуальностью. «Это тебе еще рано… здесь целуются, это не для маленьких», — часто слышат дети. Безусловно, школьника следует ограждать от откровенно телесного, натуралистического аспекта сексуальности. Но если он все же сталкивается с подобной картиной, следует не закрывать ребенку глаза, а обратить его внимание на нравственную сторону происходящего, на человеческую красоту отношений и оскорбительность для человека их принижения.
Как бы в противовес этой тенденции, максимального ограничения, некоторые взрослые чрезмерно подчеркивают свободу своего поведения при детях (вольное толкование вопросов пола в шутках, застольных рассказах, словесных играх, и каламбурах, флирте взрослых, не говоря уже о просто циничных, пошлых и непристойных высказываниях). Невежественные, примитивные, аморальные по своему существу установки запечатлеваются детской психикой и в будущем оказываются препятствием для установления естественных, гармоничных человеческих отношений.
Появляющееся в этом возрасте чувство красоты создает новые благоприятные возможности воздействия на формирующуюся психику мальчика или девочки. При этом нежелательны ни подчеркивание, ни игнорирование физических качеств. Следует попытаться показать ребенку красоту, благородство, великодушие в человеке, их проявление в поступках и поведении, их телесные выражения — позу, жестикуляцию, выражение глаз, мимику, другие проявления. Надо помочь ребенку правильно распознавать человеческие качества и отзываться на них, сопереживать.

Роль родителей заключается в том, чтобы привлечь ребенка к соответствующим его полу реально ценным занятиям. Для этого не требуется каких-либо специальных мер: достаточно включить сына или дочь в семейные обязанности в соответствии с возможностями ребенка. Если сын с отцом благоустраивают жилище, дочь с матерью готовят пищу, а собравшись все вместе, они планируют совместный выходной, если при этом мужская и женская половины помогают друг другу, то этим задачи полового воспитания решаются никак не меньше, чем назидательными беседами.
Таким образом, разумное половое просвещение детей младшего школьного возраста, несомненно, целесообразно.
Как защитить детей от насилия: советы психолога
Дети во все времена остаются доверчивы и наивны. Им трудно различить по-настоящему «доброго» и «злого» человека. Для этого у них есть единственный, но очень ненадежный критерий – улыбка: РЕБЕНОК воспринимает улыбающегося человека как доброго. К сожалению, взрослым хорошо известно, что так бывает далеко не всегда. Чтобы защитить детей от насилия, пока у них нет соответствующего опыта, родителям необходимо научить их одной простой истине: есть люди хорошие, а есть – плохие, от которых нужно держаться в стороне.
Многие родители настолько заняты своими делами, что времени для РЕБЕНКА практически не остается, часто они даже не знают, чем живет их ребенок, не интересуются взаимоотношения ребенка со сверстниками, не считают нужным справиться о его школьных делах. Рано или поздно это приводит к непониманию и конфликту между родителями и ребенком. Лучше не дожидаться такого момента. Нужно действовать на опережение, поддерживать постоянный контакт со своим чадом, быть в курсе всех его дел.
Но ведь главнее для нас – Ребенок, он всегда должен быть на первом месте.Нужно постоянно объяснять и рассказывать обо всех мерах предосторожности. Говорить нужно спокойно и понятно, чтобы ребенок понял, чего вы хотите от него добиться. Ни в коем случае не кричите и не запугивайте его - это может привести к тому, что ребенок начнет сторониться всех.
Инструкция
1
1.Когда читаете с ребенком книжку или смотрите мультфильм, акцентируйте его внимание на том, что в жизни, как и в любой сказке, тоже есть добро и зло, приводите простые примеры.
2. Установите жесткие правила относительно незнакомцев и следите за их выполнением. В первую очередь четко обозначьте границу «свой – чужой». Объясните ребенку, что чужой – это любой незнакомый человек. Неважно, кем он себя представляет и как себя ведет. Обговорите второе правило: прежде чем общаться с чужим человеком, нужно спросить разрешения у близких. Обозначьте четкий круг лиц – мама, папа, бабушка и т.п. Строго следите за соблюдением этого правила. Даже если к вам приехал старый школьный друг, которого вы не видели много лет, а ваш ребенок видит его впервые, следите за тем, чтобы ребенок спрашивал разрешения, прежде чем принять подарок или пойти с ним за мороженым. Неважно, что вы доверяете другу, но без такой последовательности в требованиях ребенок не воспримет это как настоящее правило.
3.Научите ребенка простой, но ключевой фразе: «Я вас не знаю, вы не моя мама (папа)». Даже если вы воспитываете в ребенке вежливость и доброжелательность, объясните, что он имеет право ответить отказом любому взрослому, тем более незнакомцу. Родители должны объясните ребенку, в чем различие между уважением к старшим и безоговорочным подчинением. Ребенок должен научиться говорить «нет», если он видит, что ему хотят причинить боль или вред. Очень важно, чтобы ребенок на прогулке всегда находился в кругу друзей, а не один. Потому что кто-то из них сможет сказать «нет», а возможно даже позовет родителей или других взрослых. Это, безусловно, напугает злоумышленника, и он обязательно отступит.
4.Очертите и обговорите с ребенком все возможные границы опасности. К примеру, нельзя идти с незнакомым человеком, чтобы тот ни предлагал: посмотреть новый телефон, покататься на карусели, роликах, посмотреть котят, пойти встречать маму и т.д. Это значит, что любому незнакомцу с любыми предложениями и просьбами необходимо дать отказ до получения разрешения от мамы или папы.
5. Как же помочь ребенку избежать этого? Ведь угроза исходит не только со стороны агрессивных насильников, к таким относятся алкоголики, наркоманы, хулиганы и так далее. Существует еще скрытые, завуалированные насильники. Со стороны они кажутся совершенно нормальными людьми. У них немного иная цель, она состоит в том, чтобы соблазнить. Учить его разбираться в людях, передавая собственный опыт. Обсуждайте ситуации из жизни, анализируйте героев детских фильмов и произведений. По мере взросления и накопления им своего собственного жизненного опыта, постепенно отказывайтесь от жестких правил, заменив их более гибкими.
Ваши отношения с детьми должны строиться на доверии, и ребенок должен доверять вам безгранично, видеть в вас друга, помощника, защитника, а вы в свою очередь не имеете ни малейшего право обмануть подвести его, иначе разочаровавшись в вас, он может найти себе другого «идеального» взрослого.
В случаи опасности даже взрослый человек может растеряться, впасть в панику, что же говорить про детей. Именно поэтому у ребенка должна быть четкая инструкция, алгоритм действий в опасной ситуации:
- обговорите с ребенком до мелочей его путь домой, в школу, в дополнительные кружки, школы. Вы должны точно знать его маршрут.
- Обсудите куда, в случаи опасности, он может забежать (магазин, аптека, парикмахерская, места большого скопления людей).
- Составьте с ребенком список людей, к которым он может обратиться за помощью если заметил опасность. Возможно, в магазине работает ваша соседка, а в аптеке сестра и т.д.
- Учите ребенка, что в случаи крайней опасности, он может подбежать к любому взрослому на улице и называть его мама, папа, тетя Оля (имя обязательно), это отпугнет преследователя (а это цель), уже потом он потом он объяснит взрослому почему так поступил и обязательно позвонит вам и расскажет о случившемся.
- В случаи ощущения опасности, когда вокруг нет людей, пусть имитирует разговор с вами по телефону, как можно громче, чтобы слышал преследователь. Разговор может быть следующий: -ты где, что то я тебя не вижу… ты идешь меня встречать… а ты уже за поворотом, за углом дома… и папа вместе с тобой… да – да, я бегу навстречу и т.д.
- Вы должны точно знать время окончания занятий ребенка (во сколько, когда), благо у всех есть телефоны, контролировать выход и приход домой.
-Знать друзей, особенно новых (выяснить у ребенка: где живет, учится, где работают родители), если дружба укрепилась- познакомьтесь с родителями. Если родители адекватные они будут тоже рады знакомству – вместе легче контролировать.
Если вдруг вы заметили изменения в поведении ребенка, и вам не удается его разговорить - выяснить, что произошло (уходит от разговора, закрывается и т.д.) обязательно обратитесь к специалисту. Непроработанная травма, полученная в детстве влечет за собой множество непоправимых последствий.
Рассмотрим возможные варианты общения с незнакомым человеком на конкретных примерах.
Во время игры во дворе к ребенку подходит ровесник и говорит: «Недалеко отсюда построили новый спортивный городок. Пойдем посмотрим». Ответ: «Сначала мне нужно спросить разрешения у родителей». Незнакомец продолжает: «Я думал, что ты уже достаточно большой (большая), а тебе, оказывается, мама не разрешает. Тебе слабо?». Ответ: «Мне не слабо. Я поднимусь домой и предупрежу родителей, что пойду на спортивный городок». После этого ребенок быстро отходит на безопасное расстояние и идет домой, проверяя, не преследует ли его незнакомец. После его рассказа родителям стоит спуститься во двор и проверить полученную от него информацию.
Рядом с ребенком на улице останавливается автомобиль, и незнакомая женщина-водитель, улыбаясь, просит: «Сядь, пожалуйста, в машину и покажи дорогу до улицы Июльской, а то я сильно опаздываю». Ответ: «Извините, не могу вам помочь». Ваш ребенок быстро отходит от машины на безопасное расстояние, а затем уходит в направлении, противоположном ходу движения автомобиля, проверяя, не преследует ли его женщина. А оказавшись в безопасном месте (дома или во дворе), рассказывает об этом случае родителям, учителям или другим знакомым взрослым.
Во время прогулки во дворе к ребенку подходит бабушка и просит: «Помоги мне, пожалуйста, поднять продукты в мою квартиру в соседнем доме на третьем этаже». Правильный ответ: «Извините, не могу вам помочь. Обратитесь за помощью к взрослым». Оказавшись в безопасности, ребенок, как и в других случаях, оперативно связывается с родителями и рассказывает им о происшествии, дословно пересказывая разговор с незнакомцем.