Работа с потенциально одаренным ребенком-инвалидом на примере реализации индивидуальной образовательной программы с элементами арт-терапии


Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования ростовской области
Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Тема курса:
«Педагогические стратегии, тактики выявления и развития адресной поддержки талантливых и одаренных детей»
«Работа с потенциально одаренным ребенком-инвалидом на примере реализации индивидуальной образовательной программы с элементами
арт-терапии»
Выполнила:
Савинова Татьяна Васильевна,
педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр «Радуга» г.Волгодонска
г. Ростов-на-Дону
2016г.
Введение.
Характеристика Кости З.
В объединении «Солнышко» МБУДО «Центр «Радуга» г.Волгодонска» по программе индивидуального образовательного маршрута второй год обучается Костя З., он «аутист». Детский аутизм характеризуется нарушением психического развития, выраженными расстройствами моторики и речи, что приводит к нарушению социального взаимодействия с окружающим миром. Таким детям свойственны следующие поведенческие характеристики: нарушение развития неречевой и речевой коммуникации, нарушение развитие социальных навыков и воображения, что приводит к ограниченному кругу интересов.
Программа обучения заключается в развитии творческих способностей, воображения, развитии мелкой моторики рук, творческого мышления, зрительно-пространственного восприятия, через занятия с элементами арт-терапии. На занятиях ребенок рисует красками, фломастерами, лепит фигуры из пластилина, занимается с кинетическим песком, рисует на манке руками, делает аппликации из бумаги и т.д.
Костя в первый год обучался по общей программе «Волшебная кисточка». В 2016 году, так как ребенок показал стойкий ярко выраженный интерес к рисованию, я предложила родителям индивидуальный образовательный маршрут для Кости.
Вводная диагностика показала, что у ребенка высокий уровень мотивации к творческой деятельности, развита образная память, цветовосприятие, зрительно-пространственное восприятие. На занятиях с ребенком я отметила высокую увлеченность процессом рисования.
Анализ программы.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и содержит в своей основе элементы арт-терапии. Арт-терапия в научно-педагогическом понимании - забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, средствами художественной деятельности. Это метод развития и изменения личности при помощи разных видов и форм искусства и творчества. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсная и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике и в социальной работе.
Программа индивидуального образовательного маршрута - модифицированного типа, так как разработана на основе таких образовательных авторских программ, как «Цветные ладошки» И.А Лыковой; «Мир полон чудес» О.Н. Кузнецовой (ДЭБЦ. г. Ростов-на-Дону), с учётом специфики ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Краткое описание направлений:
1. Вводное занятие. На вводном занятии происходит знакомство педагога с обучающимся. Вводная диагностика – текущий контроль динамики развития способностей, эмоционального состояния и поведения ребенка, осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на отслеживание овладения ребенком новыми знаниями и умениями.
2. Занятия с элементами изотерапии. Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях. Щадящая методика такой психотерапевтической практики позволяет успешно использовать изотерапию в работе с маленькими детьми.
3. Занятия с элементами цветотерапии. Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией.
4. Занятия с элементами песочной терапии. Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному «Я», восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
5. Итоговое занятие. На итоговом занятии проводится диагностика знаний и умений обучающегося в соответствии с его психо-физиологическими способностями.
Главное в программе – творческая самореализация, познание себя, опыт общения и анализ отношений к себе, людям, миру, ведущие потребности, индивидуальные проявления и т.д. Программа дает возможность стимулировать развитие обучающегося путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и творческие способности обучающегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребёнка.
Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей-инвалидов. Активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Поэтому развитию моторики рук уделяется большое внимание. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость. Поэтому занятия по индивидуальному образовательному маршруту дают возможность для развития зрительно-пространственного восприятия обучающегося, творческого воображения, разных видов внимания и памяти, мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Цель программы индивидуального образовательного маршрута: содействие развитию познавательной, психологической и эмоциональной сфер личности потенциально одаренного ребенка-инвалида средствами художественного творчества, развить творческий потенциал.
Задачи, способствующие достижению цели:
- Знакомство с простейшими материалами и инструментами художественного творчества, приемами работы с ними, техникой безопасности при работе.
- Формирование навыков изобразительной и прикладной деятельности, как средства самовыражения ребенка.
- Развитие познавательной и продуктивной деятельности ребенка.
- Развитие цветоощущения, зрительной памяти, творческого мышления, художественно-творческой активности, фантазии.
- Развитие способности детей к концентрации внимания.
- Развитие способности осознанно воспринимать свои собственные эмоции, переживания.
- Формирование коммуникативных навыков.
- Воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие навыков психической саморегуляции и способности к конструктивному выражению эмоций, способствующих более успешной адаптации детей к социуму.
Принципы реализации программы:
При разработке программы использовались такие принципы, как:
Индивидуальный и дифференцированный подход с учетом уровня физического развития ребенка, сопутствующих патологий, недостаточности развития социальных и коммуникативных навыков.
Воспитание и обучение в совместной деятельности педагога, ребёнка и родителей.
Принцип доступности - заключается в простоте изложения и понимания материала.
Принцип свободы выбора ребёнком содержания деятельности.
Принцип дидактики - усвоения материала методом от простого к сложному, отбирается только то, что может воспринять ребенок.
Принцип наглядности - предполагает использование широкого круга наглядных пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным.
На занятиях используются следующие виды упражнений:
пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики);
психогимнастика (мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки);
физкультминутки;
игры с дидактическим материалом: картинками, кубиками, предметами природной среды и т.п.;
игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками, и т. д.), изучение их физических свойств и экспрессивных возможностей («рисование пальцами», экспериментирование с цветом, пластилином, тестом), создание простейших форм, игры с сухим песком.
Основные педагогические стратегии примененные в образовательном процессе для поддержки и развития потенциальной одаренности – это «индивидуализация», «ускорение, углубление, обогащение с акцентом на самообучение» и «проблематизация знания и окружающих человека реальностей».
Стратегия «индивидуализация» – это индивидуальная форма обучения, субъект-субъектные отношения в образовательном процессе, поддержка успехов.
Стратегия «ускорение, углубление, обогащение с акцентом на самообучение» - в рамках индивидуального образовательного маршрута обучающийся удовлетворяет свою познавательную потребность, получает дополнительные задания и информацию. Я использую стратегию углубления, так как Костя проявил особый интерес только к одной деятельности – творческой. Углубление в процессы рисования, лепки, аппликации происходит путем освоения нового материала по технологии «от простого к сложному». Костя учится видеть перспективу, осваивает технику вырезания, пластилинографии.
Стратегия «проблематизация знания и окружающих человека реальностей» - на примере «перспективы» объясняю Косте, что 2 одинаковых дома могут быть разными по размеру, что дорога сужается по мере удаления от объекта. Для лучшего понимания материала использую наглядные пособия и даю Косте самому поиграть с домиками и увидеть как по мере удаления одного другой становится больше.

Ожидаемые результаты программы.
По итогам реализации программы прогнозируются следующие результаты:
положительная динамика развития основных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) и укрепления психологического и физического здоровья ребенка;
положительная динамика развития эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка-инвалида и его ориентации во внешнем мире;
формирование чувства цвета, воображения, овладение художественными навыками и умениями и развитие творческого восприятия.
Формы подведения итогов реализации программы:
анкета (заполняют родители);
контрольный лист реализации программы (заполняет педагог);
выполнение ребенком творческого задания (творческие работы).
Уровень развития ребенка определяется с помощью метода педагогического наблюдения (Контрольный лист результатов образовательного процесса). Родители отмечают в «Дневнике наблюдений за развитием ребенка»: изменения в поведении ребенка, фиксируют новые умения, эмоциональные проявления и т.п. на занятиях и дома. Анализ результатов овладения ребенком содержания программы позволяет подбирать наиболее эффективные методы индивидуальной работы с обучающимся.
Уровень развития ребенка измеряется при помощи следующих методик:
Анкета для родителей (разработанная педагогом с учетом особенностей индивидуального развития ребенка);
Метод наблюдения за развитием ребенка на занятии;
Наблюдение за ребенком в период адаптации (для родителей);
Параметры наблюдений за ребенком в процессе общеразвивающих занятий;
Дневник наблюдения за ребенком (заполняется родителями в свободной форме);
Методика диагностики познавательного развития, анкетирование, мониторинг;
Выставка творческих работ ребенка.