Разработка родительского собрания на тему Взаимоотношения в семье 3класс


Родительское собрание
«Взаимоотношения в семье»
3КЛАСС
Цели:
Получить сведения об отношениях между детьми и родителями в семьях учащихся класса.
Выяснить, какие меры поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся.
Содействовать формированию у родителей представлений об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми.
Участники: 
классный руководитель, родители.
Подготовка.
I.Ответить на вопросы анкеты (учащиеся).
а) С кем ты дружишь в семье?
б) Кому доверяешь свои секреты?
в) Все ли знают о тебе родители?
г) Понимают ли тебя папа? д) Понимают ли тебя и мама?
е) Всегда ли справедливо относятся к тебе члены семьи?
ё) Если тебе плохо, то кому первому расскажешь о своих огорчениях?
ж) Кого позовешь на помощь, если попадешь в беду?
II. Ответить на вопросы анкеты (родители).
а) Доверяют ли вам дети свои секреты?
б) Если да, то кому из членов семьи?
в) Всегда ли вы справедливы к детям?
г) С кем из членов семьи наиболее близок ваш ребенок?
д) Кому из членов семьи рассказывает ребенок о своих бедах и неудачах?
III.Подготовить к собранию три листаА4, на каждом из которых написать вопрос, приклеить статью для обсуждения, оставить место для записей ответов трех родительских микрогрупп.
IV.Карточки с заданиями.Оформление:
На одном плакате записаны «крылатые слова» по теме собрания:
«Детей наказывают стыдом, а не кнутом» (пословица).
«Каковы батьки – матки, таковы и дитятки (пословица).
«Отец должен быть для своих детей другом,а не тираном» (В. Джоберти – итальянский политический деятель).
На другом плакате записаны другие фразы.
Игра «Какой вы родитель?»
1. Сколько раз тебе повторять!
2. Посоветуй мне, пожалуйста.
3. Не знаю, что бы я без тебя делала!
4. И в кого ты такой уродился?
5. Какие у тебя замечательные друзья!
6. Ну, на кого ты похожа!
7. Я в твое время!
8. Ты моя опора и помощница.
9. Ну, что за друзья у тебя!
10. О чем ты только думаешь!
11. Какая ты у меня умница!
12. А ты как считаешь, сынок (доченька)?
13. У всех дети как дети, а ты?
14. Какой ты у меня сообразительный!
Ход проведения.
1.Выступление классного руководителя..Что такое семья?
«Семья- это те, кто нас вырастил, кто нас воспитал хорошими людьми. Семья помогает нам во всех, в горе и в радости. Ведь семья - это самое близкое, что есть в жизни».
В выступлении используются материалы книг «Диалоги о воспитании», «Научить быть человеком» Н.Е. Щурковой, «Микроклимат семьи» Л. Е. Ковалевой, «Семейные традиции» Л. Д. Суслопаровой, А.С.Макаренко о воспитании в семье «Педагогическая поэма».
Семья – корабль духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.
Как много сердечного тепла бывает загублено из – за неспособности понять другого и самого себя! Сколько больших и малых драм не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью – природой.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому – то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми.
(Поднимите руки те, кто часто ласкает своих детей и уделяет внимание. Напишите на карточке причину, если вам удаётся это делать редко).Оправдывая свои действия, родители ссылаются на различные примеры из истории человечества. Да, мы знаем, какую жесткую школу воспитания проходили мальчики на мужской половине дома в Древней Спарте. Но ведь из них готовили сильных, мужественных, бесстрастных и беспощадных воинов. Или индейские племена, где четырехлетних мальчиков на 12 лет отправляли в другой лагерь, в котором воспитатель учил их всем премудростям жизни, воспитывал отважных воинов, охотников, следопытов. Индейцы считали, что у воина должно быть суровое сердце, холодный рассудок, твердая рука, и потому мальчики должны были расти далеко от матери, не зная ее нежности и ласки. Такое воспитание обусловливалось особенностью жизни индейских племен, их постоянной борьбой с природой и врагами за выживание.
В последнее время получило распространение такое понятие, как синдром опасного обращения с детьми (СООСД). Синдром опасного обращения с детьми – это поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психической и нравственной травмы. Понятие СООСД включает в себя различные варианты: от физического наказания, угрожающего жизни ребенка, до неправильного воспитания.
Семьи, где регистрируется синдром опасного обращения с детьми, обычно относят к категории неблагополучных. Пьющие люди, матери – одиночки, лица с низким образовательным и воспитательным цензом. К категории неблагополучных относятся семьи и вполне материально обеспеченные, если родители не уделяют ребенку внимания, предпочитая откупиться от него подарками, обилием игрушек, будучи подготовленными в области воспитания, папы и мамы используют простой и «эффективный» путь – физическое насилие. Последнее чаще применяется матерями, нежели отцами. Мать обычно вымещает на детях накопившееся утомление и раздражение. Синдром опасного обращения наблюдается по отношению к девочкам в три раза реже, чем к мальчикам. Последние более подвижны, бегом и криками раздражают родителей.
Дети первые, кто пострадал, глубоко и трагически, от дефицита времени у взрослых. Возникла проблема детей как обузы, «лишних детей», шире стали применяться физические воздействия.
Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И, чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок, тем лучше.
Только преобладание оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой создает то, что можно назвать семейным очагом. Он собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость. Вспомним слова, которые писал А. С. Макаренко: «Хотите, чтобы были хорошие дети – будьте счастливы». Концепция семейного воспитания А.С. Макаренко является актуальной в настоящее время, так как активно используется на практике воспитания детей в семье.
2.Дети по самой природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Им все мало, им хочется быть участниками каких – то событий, радостных волнений. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Дети, как губка, впитывают все, что происходит вокруг них. Они не умеют хитрить и приспосабливаться. И часто их представления об увиденном могут быть ошибочными.
«…Оля, я тебя так люблю! Когда я вырасту, ты будешь моей невестой.
- А как же Маша из детского сада? Ты раньше говорил, что она будет твоей невестой.
- А Маша пусть будет моей женой.
- Так не бывает: невеста и жена – это одно и то же лицо.
- Нет! Невеста – это которую любят, а жена – это кто готовит еду! – возражает мальчик».
Мальчик живет около дворца бракосочетаний: он каждый день наблюдает, как относятся к невесте, как много цветов, как красиво ее платье…
Невеста… Красивая и нарядная, которую несут на руках, которую все целуют и поздравляют.
А дома мама… Усталая, измученная, в старом халате, мечется между кухней и ванной. Мама, которая обязана приготовить, покормить, убрать, постирать. Мама, которую не то, чтобы на руках носить, поблагодарить забывают.
Маленький человек сделал вывод. Но у него еще мало знаний и небольшой жизненный опыт, чтобы верно оценить и понять увиденное, и, если не будет правильного воспитания, это суждение может перейти в убеждение и в будущем стать причиной многих проблем.
Часто, читая произведения художественной литературы или дружбой, добротой, взаимопониманием, царившими в тех или иных семьях. Как весело, азартно умели играть и взрослые, и дети, собравшись все вместе вечером. В какие праздники превращались их семейные обеды и ужины.
Куда ушло это из наших семей? Семейная трапеза – какая это прекрасная традиция, как она сближает людей, какое счастье общения заключено в ней.
В наш стремительный век, когда все заняты, все спешат и бегут, можно встретить достаточно много семей, где эта простая и необходимая семейная традиция  не соблюдается, где дети хватают куски и едят на ходу, где взрослые спешат быстро поесть в одиночку и убежать по своим делам. Среди взрослых живет одинокий ребенок. Да, он одет, накормлен, опекаем, но ему не хватает внимания и общения.
С помощью родителей у ребенка постепенно закладываются представления о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, в которой ребенок вырос, становится моделью его будущей семьи.
«…В детском саду девчушка, играя в дочки – матери, объясняет «папе» его роль:
- Ты будешь ходить на работу, а потом будешь приходить с работы и пить водку.
- Но я не хочу пить водку! – протестует тот.
- Надо. Все папы так делают! – уверенно заявляет маленькая хозяйка».
К сожалению, во многих семьях можно наблюдать таких отцов, да и праздники в этих семьях без спиртного – не праздники. И такое представление о семейных торжествах, возможно, будет царить в будущем и в семьях детей.
А ведь бывают другие семейные праздники – радостные и светлые, добрые и веселые – праздники, которых ждут и о которых помнят.
Это была обычная семья: отец, мать и три дочери. Большого материального достатка в семье не было, но каждый год для детей устраивали праздник. В середине самой большой комнаты ставили нарядную елку, писали сценарий, готовили подарки. И вот наступал долгожданный Новый год. На праздник приходили друзья девочек. Дети пели под баян песни, рассказывали стихи, вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой водили хороводы. В конце праздника Дед Мороз привозил на санках отобранный у Бабы Яги большой мешок, доставал из него подарки и вручал их детям.
Гасли огни елки, расходились по домам гости, и все с нетерпением ждали нового праздника.
С тех пор прошло много лет. На месте старого дома стоит новый. Нет в живых отца и других участников праздника, старенькой стала мама, а у девочек уже свои взрослые дети. Но в памяти до сих пор хранится и тот дом, и елка, и друзья детства, и родители, молодые и красивые, подарившие девочкам прекрасные праздники, замечательную семейную традицию. (Опрос по группам. Проанализировать предложенные ситуации)О взаимоотношениях в семье, о поощрениях и наказаниях, о доброте и нежности, о семейных праздниках и традициях проведем мы беседу на нашем собрании.
3. Работа в группах. 
Каждая группа получает один из трех листов с текстами для коллективного обсуждения:
1 – я группа – текст «Обнять, прижать, потормошить…»,
вопросы: «Нужно ли ребенка ласкать? Не будет ли это баловать его?»
2 – я группа – текст «Ремень по наследству»,
вопросы: «Нужно ли наказывать ребенка? Как? Оправдывают ли себя физические меры наказания?»
3 – я группа – текст «Из биографии Саньки…»,
вопрос: «Способствуют ли семейные праздники и традиции правильному развитию отношений между членами семьи?»
        В течение 10 – 12 минут группа проводит коллективное чтение предложенного текста, вырабатывает групповой ответ на заданные вопросы.
4. Результаты проведённых до собрания анкетирования учащихся и родителей.
5. Тест для родителей «Какой вы родитель?». 
Родителям предлагается  выбрать из перечисленных на доске те фразы, которые наиболее часто употребляются ими в общении с детьми. После сделанного выбора называется родителям балл оценки данных фраз:
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Оценка 2 1 1 1 1 2 2 1 2 2 1 1 2 1
Кол-во баллов Каждый родитель подсчитывает сумму баллов оценки избранных фраз. Сообщаются оценочные суждения авторов теста – игры:
7 – 8 баллов вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности;
9 – 10 баллов вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств;
11 -12 баллов вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большой степени, чем от вас.
13 – 14 баллов вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушайтесь к его словам.
6. Обсуждение организационных и других вопросов.
7. Решение родительского собрания:
Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие.
Не применять к детям физических мер воздействия.