Памятка Морфологический разбор имени существительного


№ 3. Разбор слова как части речи (морфологический)
Имя существительное
Часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? или что?
Часть речи.
Морфологические признаки.
Начальная форма (Им. п., ед. ч.)
Постоянные признаки (то, что не изменяется), определяем по нач. форме:
собственное или нарицательное.
Собственные – названия городов, рек, деревень, гор, имена людей, клички животных, названия газет, книг, кафе,…Нарицательные – остальные существительные.
одушевленные или неодушевленные.
Одушевленные отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа.
Неодушевленные отвечают на вопрос что?
род.
Существительные бывают трех родов (мужской, женский, средний).
м. р. – (он, мой) – дом, лес.
ж. р. – (она, моя) – весна, Аня.
ср. р. – (оно, мое) – окно, солнце.
склонение.
Существительные бывают трех склонений: 1, 2, 3.
1 скл. – к первому склонению относим существительные м. и ж. рода с окончаниями -а, -я.
Пример: гора, дядя.
2 скл. – ко второму склонению относим существительные м. р. с нулевым окончанием или оканчивающиеся на –й и ср. р. с окончаниями -о, -е.
Пример: гость, поле, чай.
3 скл. – к третьему склонению относим существительные ж. р. с ь знаком на конце.
Пример: дочь, мышь.
Непостоянные признаки (определяем по самому слову, а не по его начальной форме).
число (ед. ч. или мн. ч.)
Единственное число (обозначает один предмет).
Множественное число (обозначает два или больше предметов).
Пример: море – моря
падеж.
Именительный падеж – кто? что?
Родительный падеж – (нет) кого? чего?
Дательный падеж – (дать) кому? чему?
Винительный падеж - (вижу) кого? чего?
Творительный падеж – (доволен) кем? чем?
Предложный падеж – (думаю) о ком? о чем?
Синтаксическая роль.
В предложении бывает:
подлежащим (в Им. п.);
дополнением (в косв. падежах);
обстоятельством (где? куда? как? откуда? когда? и др.);
реже сказуемым (Дети – цветы жизни. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья).Имена существительные могут обозначать:
конкретный предмет (окно, дверь, яблоко);
живые существа (человек, птица, зверь);
явления природы (снег, дождь. ветер, слякоть);
события (война, революция);
явления жизни (утренник, праздник);
процесс, действия (стрельба, рост);
абстрактные понятия (состояние человека, чувства, например, доброта, дружба).