Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей


Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностейСоставила заместитель директора по воспитательной работе ГКС(К)ОУ»Школы-интерната для глухих детей» Баразгова Лариса Сафарбековна Проблема «отцов и детей» несмотря на ее давность по прежнему актуальна. Родители воспитывают своих детей по своему умению и пониманию, опираясь на определенную схему представлений о воспитании, которая сложилась в их детские годы. Семейное воспитание является той базой, на которой строятся формирование и развитие личностных черт ребенка. С чем он войдет во взрослый мир, как в дальнейшем сложиться его личная жизнь, профессиональное становление, личностное самоопределение – зависит от того, как он воспитывался в семье. Существует система взглядов на проблему ошибок семейного воспитания , и то над чем стоит задуматься каждому родителю, прежде чем оказать какое-либо воспитательное действие, и к чему это может привести. Выделяют следующие ошибки, которые чаще всего совершают родители при воспитании детейОбещание больше не любитьБезразличиеЧрезмерная строгостьИзбалованностьНавязанная детям роль «лучшего друга»«Больше денег – лучше воспитание»«Наполеоновские планы»Недостаток ласкиВаши перепады настроенияСлишком мало времени на воспитание Десять заповедей воспитания1. Никогда не предпринимай воспитательных действий в плохом настроении. 2. Четко определите, чего вы хотите от ребенка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу. 3 Предоставьте ребенку самостоятельность и не контролируйте каждый его шаг. 4. Не подсказывайте готовые решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги и цели. 5. Не упускайте момента когда достигнут первый успех. 6. Укажите на ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное. 7. Оценивайте поступок , а не личность. Сущность человека и отдельные его поступки не одно и то же. 8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верьте в него, что вы хорошего мнения о нем, несмотря на оплошность, дайте понять, что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпан 9. Воспитание – это последовательность цепей и постепенное, пошаговое их решение. 10. Воспитатель должен быть твердым , но добрым В большой современной энциклопедии по педагогике выделяется семейный статус ребенка и в системе семейных отношений дети могут выполнять следующие роли «Кумир семьи» Результат такого воспитания ребенок вырастает изнеженным, капризным, эгоцентричным.«Мамино сокровище»Результат: мальчик не может усвоить традиционно мужскую роль, а девочка - традиционно женскую ( если оно «папина дочка» . «Паинька»Результат: эта роль способствует проявлению лицемерия, которое остается на всю жизнь. Такие дети могут совершать противоправные действияДругой результат: ребенок растет тревожным, неуверенным в себе.«Болезненный ребенок»Результат: из него может вырасти мнительный, пассивный, избегающий любого напряжения, привыкший к постоянной заботе о себе человек. «Ужасный ребенок»Результат: ребенок может полностью избавиться от каких-либо ограничений в своих поступках: зачем меняться к лучшему, если тебя все равно считают ужасным? Зачем винить себя если тебя и так в любом случае накажут? Другой же приучается хитрить, изворачиваться.«Золушка»Результат: ребенок вырастает приниженным , не уверенным в себе, завистливым, несамостоятельным. Ошибки родителей в воспитании связаны с нравственными основами личности ребенка, но нужно учитывать нравственные типы которые определяются в основном степенью развития рассудка, разума и духовно-нравственной сферой.Ошибки родителей в воспитании связаны с невниманием к особенностьям личности ребенка.