Презентация на тему Психическое и личностное развитие дошкольника


Психическое и личностное развитие дошкольникаПреподаватель психологииГБПОУ БМПКШарифуллина М.Ф. Закономерности детского развития НеравномерностьЦикличность Метаморфозы Сочетание процессов эволюции и инволюции Закономерности детского развития Истинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, то есть борьба между формами психики, отживших, и теми, которые зарождаются. Именно внутренние противоречия являются движущими силами психического развития личности ребенка БИОЛОГИЧЕСКИЕ факторы наследственность человека. наследуются прежде всего два момента - темперамент и задатки способностей. СОЦИАЛЬНЫЕ факторы Среда Природная среда влияет на психическое развитие опосредованно - через существующие в данной среде виды трудовой деятельности и культуру. Они определяют систему воспитания детей. Социальная среда - общество, традиции, идеология, религия. Вне социальной среды ребенок развиваться не может, не может стать полноценной личностью.  Основные и характеристики стадии психического развития 1) социальная ситуация развития 2) новообразование 3) ведущая деятельность 4) дифференциация 5) интеграция 6) кумулятивность7) пластичность 8) подражание Динамика деятельности дошкольника 7. Дидактическая игра →познавательное занятие6. ИЗО, лепка, конструирование5. Восприятие сказки4. Сюжетно-ролевая игра3. Предметная деятельность: отражение внешних свойств предметов→игра-конструирование →ролевая игра2. Манипулятивная игра1. Эмоциональное общение Требования к уровню развития дошкольника и критерии оценки достижений Объект Критерии Способный управлять своим поведением и планировать свои действия Ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые формы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а потребностями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, в магазине, театре и др.). Объект Критерии Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения основных задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. Объект Критерии Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. Объект Критерии Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Ребенок владеет умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Объект Критерии Овладевший необходимыми умениями и навыками У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности Объект Критерии Физически развитый Ребенок, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила ЗОЖ. Объект Критерии Любознательный, активный Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Объект Критерии Эмоционально- отзывчивый Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Объект Критерии Овладевший средствами общения и способами взаимодей-ствия со взрослыми и сверстниками Ребенок адекватно использует вербальные невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации Психическое развитие новорожденность отделение сна от бодрствования, постепенное превращение бодрствования в особый период активности;- выделение первого объекта в окр. действительности )мама);- появление первой ответной реакции на воздействия взрослого (улыбка);- зарождение первой формы поведения _ комплекс оживления;- развитие органов чувств –зрительное и слуховое сосредоточение. Психическое развитиемладенчество: - эмоциональное общение со взрослым и манипулятивная деятельность с предметами;- появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении- возникает представление о предмете как о постоянном, существующем в пространстве и имеющем постоянные свойства;- развитие памяти расширяет границы опыта ребенка и начинает его формировать;появляются зачатки мышления как установления первых причинно-следственных связей, возникают предпосылки развития речи (автономность речи), устанавливаются первые связи слова с предметом. Психическое развитиеранний возраст - складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми и со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;- формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция;- осваиваются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, возникает воображение и знаково-символическая функция сознания,- активная речь. Психическое развитие дошкольный возраст - возникновение новой внутренней позиции, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений;- освоение широким кругом деятельности – игровой, трудовой, продуктивной, бытовой, общением.-овладение моделированием как центральной умственной способностью;- формирование произвольного поведения;- освоение средств и способов познавательной деятельности Развитие личностной сферы В первый год жизни возникают предпосылки развития личности «предличностные образования» - активность, положительное самоощущение, исследование окружающей действительности; складывается ощущение своей важности для другого. Развитие личностной сферыранний возраст отделяет действие от предмета и себя от своих действий; развивается самостоятельность, и появляется целеполагание; зарождение самосознания («Я сам!», возникает гордость за свои достижения (этому предшествует разрешение кризиса 3-х лет; развитие нравственных мотивов Развитие личностной сферы дошкольный возраст осознание себя во времени; складывается самооценка и самокритичность; усвоение первых этических инстанций; возникновение произвольности поведения и соподчинения мотивов; овладевает целеполаганием, планированием, контролем. спасибо за внимание