Формирование гражданской позиции


ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ КАККЛЮЧЕВАЯ ЗАДАЧАСОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВОИ ГОСУДАРСТВО Государство – -население (народ) - территория - властьГражданское общество (начиная с работ И.Канта) - общество свободных иавтономных субъектов – личностей иорганизуемых ими сообществ,осуществляющих свою деятельность воимя каждого человека и во имя рода вцелом ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГООБЩЕСТВА В РОССИИ Цель гражданского общества- создание возможностей и условий длястановления человека как свободной личностии всего обществаБыть гражданином – быть свободнымчеловеком, осуществляющим своюдеятельность на основе свободного выбораи самоопределения, признавая и уважаяинтересы и право другой личности, в границахконвенциональных правил, устанавливаемыхкак баланс интересов групп общества. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ Целостное отношение человека ксоциальному и природному миру,объединяющее общечеловеческую инациональную культуру, способностьустанавливать баланс индивидуальных и общественных интересов Свобода выбора, сознательность иответственность, активная жизненнаяпозиция, самоактуализация, творческая направленность, самотождественность(стремление быть в согласии с самимсобой) КРИЗИС ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ «ДИФФУЗИЯ»ИДЕНТИЧНОСТИ – ПРИЧИНЫ: ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ,СОЦИАЛЬНАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ Формирование новых государств на постсоветском пространстве Активизация идентификационных процессов и ростнационального самосознания народов и этнических групп России Миграционные процессы Пересмотр истории Поляризация общества по уровню благосостояния Утрата обществом ценностного единства Недостаточный уровень активности детских,подростковых и молодежных общественных организаций КРИЗИС ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ«ДИФФУЗИЯ» ИДЕНТИЧНОСТИ – СЛЕДСТВИЯ Кризис идентичности личности(негативная идентичность, диффузия идентичности) Девиантное и делинквентное поведение Низкий уровень социальной активности Ксенофобия, национализм, шовинизм,мигрантофобия, межэтническая напряженность ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ - формирование конституционных, правовых позиций личности. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа. При этом утвердившиеся идеалы общества принимаются личностью как свои собственные. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества. МОДЕЛЬ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ Социальная идентичность – осознание и переживание личностью сопричастности к определенному сообществу Гражданская идентичность и этническая идентичность – виды социальной идентичности. Системность формирования общечеловеческой, гражданской и этнической идентичности СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ Когнитивная – знание о принадлежности к данной социальной общности Ценностная – позитивное или негативное отношение к принадлежности Эмоциональная – принятие или непринятие своей принадлежности Поведенческая – гражданская активность САМОКОНСТРУИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ Самоконструирование как единство 2 тенденций: 1. дифференциации и обособления от«других», не входящих в гражданскоесообщество, установление границ «Я/Мы –другие» 2. интеграции, основанной навнутригрупповой общности по значимымпризнакам, таким как сходство в образе жизни,традициях, ценностях и мировоззрении,подкрепляемое совместным историческимпрошлым, настоящим и предполагаемым будущим РИСКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ - отторжение народов друг от друга на основе существующих между ними различий - обособление, отчуждение, изоляция, национализм РОЛЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ Сохранение баланса – дифференциации – интеграции Уход от противопоставления, конфронтации,ксенофобии в координатах «свой-чужой» Сохранение и обогащение как русской культуры, так и национального своеобразия всех народов, населяющих Россию на основе открытости и равноправного диалога культур, сохранения и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм и образцов, форм деятельности, существующих в нашем обществе ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯКОЛЛЕКТИВНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙОБЩНОСТИ общее историческое прошлое (общая судьба), воспроизводящееся в мифах, легендах и символах; самоназвание гражданской общности; общий язык, являющийся средством коммуникации иусловием выработки разделяемых смыслов и ценностей; общая культура (политическая, правовая,экономическая), построенная на определенном опытесовместной жизни и основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства; переживание данным сообществом совместныхэмоциональных состояний, особенно связанных среальными политическими действиями ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО И ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ- ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ. Возрастает необходимость удаления пробела у детей в знаниях о своих правах и обязанностях, т. к. отсутствие полной информации о них ведёт к аморальному поведению детей. Знакомство с правами и обязанностями как составная часть формирования гражданского самосознания Последующее формирование правовой культуры и политической активности как шаг к ответственному отношению детей к себе, как полноценному члену общества, и к будущему своего Отечества. ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ Организует воспитательную работу в классе, группе, образовательных учреждениях, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, воспитание гражданственности и любви к Отечеству, уважение к окружающей природе. Способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, пропаганде здорового образа жизни. Поддерживает партнерские отношения с семьей обучающихся, воспитанников, совместно решает проблемы воспитания и развития личности. Взаимодействует с учителями, родителями специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости и др. в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальные ситуации. ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ гражданственность патриотизм гражданская активность социально-критическое мышление, обеспечивающее когнитивную основу свободного жизненного выбора личности СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Cоциальный педагог ГОУ СОШ № 2000Андриянова Кристина Артуровна