Профилактическое занятие с элементами тренинга Наркотики и их влияние на человека


Занятие с элементами тренинга «Наркотики и их влияние на человека»
Маликова О.М., психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД»
Цель: формирование у подростков убеждения, что употребление наркотиков является ложным способом решения жизненных проблем.
Задачи:
Предупредить подростков об опасности употребления наркотических веществ.
Выявить «факторы риска» и «факторы защиты» от употребления наркотиков.
Предоставить актуальную информацию о негативном влиянии наркотиков на организм и личность человека.
Обсудить здоровые способы получения удовольствия без приема каких-либо психоактивных веществ.
Категория участников: от 14 до 17 лет
Время проведения: 1 час 20 минут
Оборудование: доска или ватман, листы бумаги А4, колода метафорических карт «Дерево».
Ход занятия
Приветствие
Игра «Ассоциации»
Цель: определить уровень знаний участников группы, создать основу для более содержательной работы.
Инструкция: напишите 2-3 слова, которые приходят вам на ум, когда произносят слова – «наркотики», «наркомания», «зависимость». После этого участники читают записанные ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения ведущий суммирует предложенные ассоциации.
Беседа «Что такое наркотик?»
Наркотики – психоактивные вещества, включенные в официальный список наркотических веществ (то есть изготовление, хранение, перевозка и распространение этих веществ влечет за собой юридическую ответственность).
Вопрос участникам: Был ли у вас когда-нибудь опыт употребления наркотика или ситуация, в которой его предлагали?
Я думаю, что в современном мире каждый человек сталкивается с соблазном попробовать что-то новое, незнакомое, но зачастую опасное для здоровья и жизни в целом.
Мозговой штурм «Факторы риска и защиты»
С участниками обсуждаются причины, по которым человек может начать употреблять наркотики. После этого, обсуждаются ресурсы, которые могут уберечь человека от вовлечение в употребление наркотиков.
Примеры «факторов риска»: Примеры «факторов защиты»:
- наличие «дурной компании»
- слабая сила воли
- подвластность групповому давлению
- высокая внушаемость
- низкая стрессоустойчивость
- склонность к риску
- неспособность справиться с жизненными трудностями
- любопытство
- негативное влияние СМИ
- назло родителям
- благоприятное окружение, поддержка близких - наличие хобби (можно назвать какие) и саморазвитие
- высокий интерес к учебе
- семейная стабильность, сплоченность, теплые внутрисемейные отношения
- высокая стрессоустойчивость
- навыки самостоятельного решения проблем
- устойчивость к групповому давлению
- умение контролировать свое поведение и брать на себя ответственность за свои поступки
- личностные качества (можно перечислить какие)
- адекватная самооценка
- изначальная установка человека на ведение ЗОЖ
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете из названных причин употребления наркотиков, какие являются внешними, а какие внутренними (психологическими)?
- Может ли человек с этим справиться?
Таким образом, у любого человека есть жизненные ресурсы, которые помогут ему не попасть в опасную ситуацию и удовлетворять свои потребности здоровым способом.
- Как вы думаете, в состоянии зависимости человеку легко управлять своим поведением?
- Может ли человек самостоятельно справиться со своими проблемами?
- Кто может ему помочь?
Давайте сейчас поиграем, и в ходе игры посмотрим, что чувствует человек в состоянии зависимости.
Упражнение «Марионетка»
Цель: определить, что может чувствовать человек, если им кто-то (что-то) управляет, когда он не свободен.
Необходимо объединить участников в группы по 3 человека.
Каждой тройке дается задание: «Выберете «марионетку» и двух «кукловодов». Ваша задача – разыграть сценку где «кукловоды» управляют всеми движениями «марионетки». «Марионетка» в свою очередь не может делать самостоятельно никаких движений, выражать эмоции и говорить. Всем управляют «кукловоды»: направляют, сгибают руки, ноги, поворачивают голову и т. д. Попробуйте поводить «марионетку» по комнате, поднять что-нибудь с пола, написать свое имя, попрыгать, присесть, погладить себя по голове, «позвонить по телефону», «поесть» и т. д. Помните о правилах безопасности: нельзя наносить вред участникам (бить, пинать, сталкивать друг с другом и т.п.). Желательно, чтобы каждый побыл в роли «марионетки».
После завершения игры происходит обсуждение, участникам предлагается ответить на вопросы:
Кем понравилось быть больше? Почему?
Что вы чувствовали, когда были в роли «марионетки» и в роли «кукловода»?
Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
Хотелось ли что-либо сделать самому? Какие желания появились?
Ведущий: сейчас вы на собственном опыте испытали состояние полной зависимости и состояние, когда другой полностью зависит от вас.
Наверно трудно и неприятно жить, когда кто-то тобой управляет.
Да, ребята?
А вы представляете, что человек, употребляющий наркотики живет в полной зависимости от них? Все его мысли направлены только на то, чтобы добыть наркотик, достать денег, не быть пойманным и т.д. Для такого человека употребления наркотика становится естественной потребностью.
Упражнение «Жизнь с болезнью»
Ведущий выдает каждому по 5 листочков бумаги и просит написать на каждом по одной ценности, важной для участника в данный период его жизни.
Ведущий: «Давайте поставим себя на место человека, который попал в зависимость от наркотиков, для того, что бы лучше понять, что может происходить в его жизни. Итак, человек выбрал удовольствие, которое получает от наркотика. За любое удовольствие надо платить и не только деньгами. Поэтому я попрошу смять и отложить в сторону по 1 карточке с ценностью.
Далее зависимость требует следующих жертв, и участники сминают еще два листочка. После этого, ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листку у каждого участника. Это символизирует то обстоятельство, что потребитель наркотиков не может контролировать ситуацию. Все, что осталось у участников – это возможный вариант того, что наркомания может сделать с жизнью человека».
Вопросы для обсуждения:
- Какие чувства вы испытали при расставании с карточками?
- С чем было труднее расставаться?
- Что вы чувствовали после окончания упражнения?
Для наглядности давайте посмотрим, как человек поэтапно попадает в зависимость – изобразим так называемую «Воронку зависимости».

А о чем думает человек в состоянии зависимости?
Этот рисунок показывает, что зависимый человек постепенно отказывается от жизненных ценностей. В конце «воронки»/в состоянии полной зависимости его поведение будет направлено на объект зависимости, а оценка окружающей действительности будет неадекватной. У зависимого человека главная цель – достать наркотик, его сознание как бы затуманено, и он находится в «туннеле» где в конце видит свою цель. Здесь можно говорить о «туннельном восприятии» действительности.
Как думаете, легко ли избавиться от зависимости?
Очень трудно избавиться от состояния зависимости и вернуть все ценности в изначальное состояние. Порой это оказывается вообще невозможным.
Хотели бы вы жить в состоянии полной зависимости и давления?
Конечно, все мы хотим быть свободными, самостоятельными и независимыми! Мы сами хозяева собственной жизни, своего здоровья и счастья!
Ролевая игра «Зависимый в семье»
Участников необходимо разделить на 3-4 микрогруппы. Каждая микрогруппа должна придумать историю семьи, где кто-то страдает зависимостью от психоактивных веществ. Вся группа участвует в написании истории, распределении ролей. Задача каждого участника – найти способы решения проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию.
Далее каждая микро группа разыгрывает ситуацию, после чего необходимо обсуждение наиболее приемлемых способов решения проблемы.
Вариант распределения ролей в микрогруппе из пяти человек: наркоман, его мать и отец, его друг и «тень наркомана» (его внутренний голос).
Упражнение «Создание образа независимого человека»
Ведущий использует колоду метафорических карт: «Дерево». Он раскладывает их на столе, после чего говорит участникам: «Сейчас каждый из вас должен подойти к столу и выбрать то дерево, которое символизирует здорового человека, независимого от ПАВ. После этого вам необходимо ответить на следующие вопросы:
- Где растет это дерево?
- Кто его посадил?
- Что вокруг него?
- Что нравится и что не нравится в этом дереве?
- Какими свойствами/качествами оно обладает?
- Какая у него судьба?
- Какие трудности могут у него произойти?
- Что ему нужно для поддержания своего образа жизни?
- Похоже ли это дерево на вас?
- Что нового вы узнали о себе, отвечая на вопросы?
Вопросы обсуждаются в парах или с желающими в группе.
После обсуждения можно:
1 вариант: предложить участникам подарить друг другу недостающие качества (свойства дерева), при этом можно подарить свое дерево или выбрать другое из общей колоды.
2 вариант: Составить символический портрет здорового человека, свободного от зависимостей. Для этого каждый участник должен положить свое дерево на общий стол, таким образом, как он захочет. Кратко обсудить получившийся «портрет».
И помните, что любую естественную потребность человека можно удовлетворить здоровым способом, а любую проблему можно решить, если от нее не отворачиваться. Проблема нездоровых привычек состоит в том, что мы не знаем себя, своих возможностей и не умеем строить конструктивные взаимоотношения с людьми. Этому можно научиться.
Рефлексия