Конспект урока окружающего мира на тему Лес и его обитатели


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Песчанокопская средняя общеобразовательная школа №3

Конспект урока окружающего мира 3 класс
УМК «ПНШ»
«Лес и его обитатели»
Составила и провела:
учитель начальных классов
МБОУ ПСОШ № 3
Ломовцева Анна Михайловна
(первая категория)
2014-2015 уч.годИнформационная карта урока
Предмет Окружающий мир
Класс 3
Тема урока: Лес и его обитатели
Цель урока: сформировать представления детей о природном сообществе - Лес.
Задачи:
Образовательный аспект: начать знакомство с лесом как с природным сообществом; обобщить и систематизировать знания о лесе; учить использовать различные источники информации (интернет, словари, энциклопедии учебник, хрестоматию по окружающему миру) для получения необходимых знаний.
Развивающий аспект: учить устанавливать причинно-следственные связи; развивать логическое мышление; учить сравнивать свои возможности и возможности сквозных героев (Кости Погодина), анализировать и делать выводы.
Воспитательный аспект: формировать любознательность, заинтересованность в процессе обучения, через групповую работу и создание мини – проекта «Лес и его обитатели».
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: презентации, карточки с индивидуальным заданием, инструкции к работе, картинки, словарь С.И. Ожегова, энциклопедии по теме урока.
Оборудование для детей: клей, ножницы, альбомный лист, линейка, учебник, хрестоматия.
Формирование универсальных учебных действий на уроке
Этапы урока познавательные УУД личностные УУД регулятивные УУД: коммуникативные УУД
Орг. момент. Сообщение темы и целей знакомство с лесом как с природным сообществом постановка учебной задачи планирование учебного сотрудничества
Актуализация ЗУН обобщение и систематизация знания о лесе развитие учебно -познавательных мотивов Ведение учебного диалога
Постановка проблемы постановка и формулирование проблемы Формирование учебно-познавательного интереса Постановка учебной задачи и поиск путей решения Работа над созданием мини – проекта
обобщение и систематизация нового знания о лесе
использование различных источников информации (интернет, словари, энциклопедии учебник, хрестоматия)
поиск и выделение необходимой информации в тексте
установление причинно-следственных связей осознание ответственности за общее дело Планирование работы и прогнозирование результатов формулирование и аргументация своего мнения
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций
управление поведением партнера достижение договоренностей и согласование общего решения;
Закрепление материала. установление причинно-следственных связей
обобщение и систематизация знания о лесе осознание ответственности за общее дело самостоятельная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив формулирование и аргументация своего мнения
Итог урока обобщение и систематизация знания о лесе формулирование и аргументация своего мнения
Рефлексия самооценка на основе критерия успешности самостоятельная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив Анализ. Выставление оценок контроль и оценка процесса и результатов деятельности Понимание и осознание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности контроль и оценка процесса и результатов деятельности Ход урока:
Орг. момент.
– На гостей вы посмотрели, улыбнулись и тихо сели.
Сообщение темы и целей
Индивидуальное задание для каждой группы (ребус, загадка, кроссворд).
- Дети читают стихи.
Здесь ручей, журча, течёт,
Солнце спину не печёт,
Тень прохладу обещает,
И меня к себе влечёт.
Между ёлочек иду,
Может, здесь грибы найду.
Только спрятались маслята,
Мухоморы на виду.
Вижу белку на суку,
Слышу близкое "ку-ку".
Еж калачиком свернулся,
Отдыхает на боку.
Показался и исчез -
Я подумал: леший, бес...
Он всегда загадок полный -
Заповедный, что же?..(Лес)
Эпиграфом урока сегодня будут такие замечательные слова:
« Лес – чудесное творение природы…»
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.(ответы детей) Лес называют: « Царством деревьев». Но лес невозможно представить себе без кустарников, травянистых растений, папоротников, мхов, лишайников и грибов. А также без животных. (слайд с жителями)
Лес – и его обитатели.
- Какие цели урока вы каждый поставите перед собой? (вспомнить обитателей леса, получить новые знания)
- Я предлагаю вам отметить себя на лестнице знаний на 1й ступеньке, на сколько много вы знаете о лесе.
Постановка проблемы
Почему «жителям» леса удается жить рядом и не мешать друг другу?
- Более точно на этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока.
- Костя Погодин много путешествовал по стране, наблюдал за природой, и совсем недавно я получила одно видеописьмо, которое, по мнению Кости, поможет нам в изучении леса. Посмотрите отрывок из фильма и понаблюдайте как расположены и как растут растения в лесу. (Как растут растения?)
- Выясним, что же обозначает слово ярус.
Работа со словарем С. И. Ожегова
Обратимся за помощью к словарю С. И. Ожегова и уточним значение
этого слова.
(см. в словаре ярус - это ряд горизонтально расположенных
предметов).
- Сколько вы видите ярусов на фото? ( ответы детей)
- А сколько их действительно, мы выясним сейчас, и в этом нам поможет учебник..Как вы думаете, какие деревья занимают верхний ярус?
Кто затрудняется ответить на этот вопрос, может воспользоваться учебником стр.44 и сравнить свои предположения
Верхний ярус – высокие деревья – светолюбивые. (Слайд)
(Дуб, липа, берёза, клён, осина, сосна, ель.)
Какие деревья занимают второй ярус? низкорослые деревья - теневыносливые (Рябина, черёмуха, ива)
Третий ярус – кустарники
(Малина, калина, жимолость, орешник, шиповник, крушина).
Четвертый ярус кустарнички и травянистые растения
(черника, брусника – ландыш, кислица) Все теневыносливые
Пятый ярус - самый нижний – (мхи и лишайники, грибы)
А сейчас , я предлагаю вам самим попробовать определить и показать ярусы леса, используя репродукции картин художников.
- Я предлагаю вам отметить себя на лестнице знаний на 2й ступеньке, на сколько много вы знаете о лесе.
Работа над созданием мини – проекта
В России леса делятся на 3 группы: смешанный, лиственный, тайга.( обратиться к словарю учебника)
(Класс разделен на 3 группы, каждая группа готовит свой проект «Ярусы леса» в смешанном лесу, лиственном лесу, тайге).
На партах лежит все, что вам понадобится для работы. В каждой группе есть эксперт (он контролирует слаженность работы в группе, время, правильность выполнения заданий, заполняет лист эксперта)
Прежде чем приступить к работе, изучите инструкцию (все этапы работы описаны в инструкции № 1) Время на работу (10 – 15 мин)
Физ. Пауза Ветер дует с высоты, Гнутся травы и цветы.
Гнутся влево, гнутся вправо,
Клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте
В нашем лесу явно не хватает жителей? Каких?
- Отгадаем загадки и добавьте этих жителей в лес.
1. Хозяин лесной просыпается весной,А зимой под вьюжный знойСпит в избушке снеговой. (Медведь)
2. Всех зверей она хитрей,Шубка рыжая на ней.Пышный хвост её красаА зовут её… (Лиса)
3. Живёт в глуши лесной, И летом и зимой Старательный работник,Лесной носатый плотник. (Дятел)
4. Шевелись у цветка Все четыре лепестка.Я сорвать его хотел,Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Добавьте в макет леса животных.
Практическая работа в группах (5 мин)
Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему? Для начала давайте разберемся в происхождении слова сообщество
Работа со словарем С.И. Ожегова
Определим по словарю Ожегова значение этого слова (см. в словаре сообщество)
В словаре   это слово означает группу растительных и животных организмов, живущих вместе.
А сейчас, известная нам рубрика « Юный натуралист»
Дима интересуется природой, много читает, и сегодня он подготовил сообщение о лесе и его обитателях.(доклад)
- Я предлагаю вам отметить себя на лестнице знаний на 3й ступеньке, на сколько много вы знаете о лесе из сообщения.
Закрепление материала.
Презентация мини – проекта (каждая группа представляет свой макет леса, описывая ярусы и цепи питания) (выступление эксперта)
Итог урока. Итог по проблеме.
А теперь мы можем ответить на вопрос?
Как же животные приспособились?
Как же им удается жить рядом и не мешать друг другу? Что же дают друг другу растения и животные?
Растения для животных это питание, кислород для дыхания, укрытие от врагов
Животные для растений опыление, распространение плодов и семян, повышение плодородия почвы.
А что даёт лес для человека? (стих-е о бережном отношении к лесу, знаки)
Мы любим лес в любое время года,  Мы слышим речек медленную речь…  Все это называется – природа,Давайте же всегда ее беречь!
Домашнее задание. Подготовить сообщение о1.Животных красной книги
2. Растениях красной книги
3. Составить памятку «Поведение в лесу».
Рефлексия
- Что узнали нового?
- Что интересного узнали?
- Я предлагаю вам отметить себя на лестнице знаний на той ступеньке, на сколько много вы знаете о лесе в конце этого урока.
12. Анализ. Выставление оценок.
Приложение 1
Инструкция №1
Приступая к работе. ПОМНИТЕ!
Работа происходит в группе, каждый участник группы ответственен за результат работы. Работа ведется шепотом.
Прежде, чем приступить к работе вспомните правила техники безопасности при работе с клеем и ножницами.
Время ограниченно. При команде стоп работа завершается.
Согните альбомный лист пополам. Расчертите лист в соответствии с рисунком.

Продави полоски по линии сгиба. Протолкни полоски внутрь основы.

Вырежьте по контуру известные вам деревья, соответствующие выбранному типу леса, занимающие верхний ярус. Приклейте деревья верхнего яруса на основу.
(если затрудняетесь ответить на этот вопрос, можно воспользоваться учебником стр.44, энциклопедиями)
Вырежьте по контуру известные вам низкорослые деревья, соответствующие выбранному типу леса, занимающие второй ярус.
Приклейте деревья второго яруса на основу. (Если затрудняетесь ответить на этот вопрос, можно воспользоваться учебником стр.44 , энциклопедиями)
Вырежьте по контуру известные вам кустарники, занимающие третий ярус леса в соответствии с выбранным типом. Приклейте деревья третьего яруса на основу
(если затрудняетесь ответить на этот вопрос, можно воспользоваться учебником стр.44, энциклопедиями)
Вырежьте по контуру известные вам растения, занимающие нижний ярус в соответствии с выбранным типом леса. Приклейте растения нижнего яруса на основу.
Закончив работу. Уберите свое рабочие место! В тишине дождитесь окончания работы других команд.
Инструкция № 2
Составь цепь питания, состоящую из 3, 4 звеньев
Вырежьте по контуру животных входящих в составленную вами цепь питания
(если затрудняетесь ответить на этот вопрос, можно воспользоваться учебником, энциклопедиями)
Расположите животных на основе в соответствии с его занимаемым этажом (если возникли трудности, можно воспользоваться учебником стр.47 , энциклопедиями и сравнить свои предположения)
Если осталось время оформите свой макет дополнительными элементами (солнце, поляна, цветы, и т.д.)
Подготовьте презентацию своего мини -проекта.
Закончив работу. Уберите свое рабочие место! В тишине дождитесь окончания работы других команд.