Конспект урока Виды глагола (5 класс)


Конспект урока русского языка в 5 классе «Вид глагола»
Тема: Вид глагола.
Класс: 5
Предмет: русский язык.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид деятельности: коллективная, групповая
Цели:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании, речевого слуха;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи:
- дать понятие о видах глагола, их смысловых и морфемных различиях;
- сформировать умение правильно использовать глаголы несовершенного и совершенного вида в речи
- знать, что приставки указывают на совершенный вид, а суффиксы – ива-(-ыва) являются признаком глагола несовершенного вида;
- выстраивать композицию рассуждения.
Оборудование:
- раздаточный материал.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Этап урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)
Цель:
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
1.Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
Психологический настрой.




Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.











Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)
Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)
Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
2.Мозговой штурм и пробное учебное действие. (10 мин.)
Цель:
актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия Повторение изученного материала.

Употребление некоторых глаголов с приставками.
- Вставьте глагол того же корня, что и выделенный в предложении. Выделите приставку. Поставьте недостающие знаки препинания.
1) Книги вы обертыва…те а покупку ……………
2) Ребенка мы одева…м а пальто………………
3) Укладываясь спать, ………….вовремя постель и подготовь на утро одежду.

- Установите разницу в значении и в морфемном составе глаголов, данных в скобках. Спишите и вставьте подходящий по смыслу глагол.
1) Возле кабинета врача меня спр…сили: «Вы уже ходили (вешаться, взвешиваться)? Вы не пр…бавили в весе?» 2) Вы можете добродушно или зло (усмехаться, насмехаться), слушая эту забавную историю, но я (не)позволю вам (усмехаться, насмехаться) (надо)мною. 3) Вы (сходите, выходите) на следующей остановке?



Употребляют глагол с нужной приставкой, разбирают по составу.






Выбирают подходящий по смыслу глагол, устанавливают разницу в значении и в морфемном составе глаголов. Делают выводы. Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)

Цель:
- воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность;
- прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция);
- учить видеть предмет как часть целого. Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.
Введение нового материала.
Наблюдение за употреблением глаголов (упр. 605)
Изучение теоретического материала на стр. 215-216.
Конспектирование основных положений в словарики.
Беседа.
- Как образуются глаголы совершенного вида?
- Как образуются глаголы несовершенного вида?
- Что такое видовая пара? Как образуется видовая пара?
- Как проверить написание суффиксов –ыва- (-ива-), -ова- (-ева-)?




Работают с упражнением учебника в парах.
Изучают теорию учебника.
Конспектируют вместе с учителем основные положения.
Отвечают на вопросы. Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)
Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)
Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)
4.Физминутка (2 мин.)
Цель: сменить вид деятельности. Физминутка.
Выполняют упражнения. Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
5. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)
Цель:
мотивировать учащихся к деятельности;

координировать деятельность учащихся;

контролировать
выполнения
заданий Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания.
Практикум.
1. Различение глаголов несовершенного и совершенного вида по значению незавершенности и завершенности действия и по вопросам.
Упр. 606.
2. Выделение соотносительных видовых пар глаголов.
Упр. 607.
3. Самостоятельная работа.
- Выпишите глаголы, обозначающие цвет, окраску (глаз) как действие. Выделите в них корень, суффикс, окончание. Определите вид, время глагола.
Глаза у Славки были материнские, изменчивого цвета. В ясный день – голубели. В непогоду – темнели. Обращенные к речке – синели. Когда Славка глядел в лес, глаза его зеленели. Когда он радовался – светлели и искрились.



Работают с упражнением в парах.


Образуют видовые пары.



Работают самостоятельно, при проверке оценивают друг друга. Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)
6.Рефлексия. (5 мин.)
Цель:
оценить результаты собственной деятельности
повторить способ нового знания
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Как определить написание суффиксов –ыва, -ива, -ова, -ева?
- Как отличить глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
Учащиеся высказывают свое впечатление от урока.

Отвечают на вопросы.






Оценивают друг друга. Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)
Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)
Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
7.Домашнее задание. Домашнее задание: § 74, упр. 610 (образовать видовые пары, используя суффиксы –ыва-, -ива-).