Рабочая программа элективных курсов


Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по русскому языку«Подготовка к ЕГЭ» в 11 классе разработана на основе Программы Н. Г. Гольцовой «Русский язык» 10-11 классы Москва «Русское слово» 2012 года к учебнику «Русский язык 10-11 классы (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина, 20008 год).
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.
Особое внимание уделяется теоретическому материалу по основным разделам русского языка. Теоретический материал подается в виде схем, таблиц. Подобная подача материала способствует максимальной наглядности, систематизации знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой изученной теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал по орфографии и пунктуации представлен в расширенном и углубленном виде.
Основные направления работы на занятиях курса «Подготовка к ЕГЭ»
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка на занятиях курса является углубление знаний по русскому языку с целью подготовки к ЕГЭ. Не менее важное значение имеет такое направление в развитии речи учащихся, как закрепление умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, способность видеть и понимать позицию автора, формулировка проблем исходного текста, аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.
Формы и методы обучения
Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. С её помощью учащиеся готовят сообщения по различным темам курса. Обычно успешно проходит работа в группах, например, при изучении тем: «Основные виды подчинения в словосочетании», «Пунктуация в простом осложнённом предложении», «Фонетический и грамматический принцип русской орфографии» и т. д. Необходимо использовать такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала. Одной из важных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия – обмен мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.
Программа учитывает специфику КИМов, даёт комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок. Итоговая контрольная работа данного курса потребует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:
писать сочинения разных видов;
читать текст и анализировать его содержание;
выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.
Актуальным становится умение создавать текст-рассуждение, выявлять проблему текста, позицию автора, собственное отношение к проблеме и приводить аргументы.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы.
Основной цельюданного курса является подготовка учащихся к успешной сдаче экзамена (в форме ЕГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
 Задачи элективного курса:
систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения ЕГЭ;
совершенствование умения излагать учебный текст;
совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
На занятиях используются:
Лекции учителя с различными видами заданий;
Составление обобщающих таблиц и схем;
Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
Самостоятельный отбор материала;
Работа в группах;
Проведение деловых игр и практикумов;
Работа с пакетами КИМов;
Написание сочинений.
Учебно-тематический план
Содержание колич.
часов
Введение. 1
Лексика. Значение слов. 3
Фразеология. 1
Морфемика и словообразование. 1
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. 2
Синтаксис. Словосочетание. 5
Орфография. Орфографические нормы. 2
Пунктуация. Пунктуационные нормы. 2
Текст. Понимание текста. 13
Тренинг в формате ЕГЭ. 4
Итого 34
Содержание курса.
Введение.Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Лексика ограниченной сферы употребления. Индивидуально-авторские слова. Тропы.
Фразеологические обороты.
Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова.
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. Орфография. Орфографические нормы.
Пунктуация. Пунктуационные нормы. Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи.
Подготовка к сочинению уровня С.
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Обобщение. Комплексная подготовка к ЕГЭ. Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.

В результате изучения курса учащиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-рассуждения на заданные темы.
Знать: нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические) и др.
Применяя полученные знания, учащиеся должны уметь:
-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-дать понятие о нормах языка;
-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;
-познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или
вариантное;
-познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.
В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся:
умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение понимать основную мысль прослушанного текста;
умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение интерпретировать информацию звучащего текста;
умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение понимать главную мысль прочитанного текста;
умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
умение определять средства связи предложений в тексте;
умение проводить звукобуквенный анализ слова;
умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;
умение определять основные способы образования слов;
умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
умение последовательно излагать собственные мысли;
умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
 Оценка знаний, умений и навыков. Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным.
В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:
текст как речевое произведение;
смысловая и композиционная цельность, связность текста;
функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
средства связи предложений в тексте;
звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;
лексическое значение слова и фразеологического оборота;
морфемно-словообразовательный анализ слова;
основные способы словообразования;
морфологический анализ знаменательных частей речи;
морфологический анализ служебных частей речи;
простое предложение: главные и второстепенные члены;
двусоставные и односоставные предложения;
сложносочиненное предложение;
сложноподчиненное предложение;
сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
сложные предложения с разными видами связи между частями;
синтаксический анализ простого предложения;
синтаксический анализ сложного предложения.
Календарно-тематическое планирование
№ Темы планируемая
дата фактическая
дата примечание
1 Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ 01.09 03.09 2 Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
08.09 10.09 3
Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы
15.09 17.09 4-5 Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Индивидуально-авторские слова Лексика ограниченной сферы употребления 22.09
29.09 24.09
01.10 6-7
Фразеология
Морфемика и словообразование 06.10
13.10 08.10
14.10 8-
9 Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.
Морфологические нормы. Грамматические ошибки 20.10
27.10 21.10
28.10 10-
11 Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. 10.11 11.11 12-13 Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций 17.11
24.11 18.11
25.11 14 Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушение 01.12 02.12 15 Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры.
08.12 09.12 16 Орфография. Орфографические нормы.
15.12 16.12 17-18 Пунктуация. Пунктуационные нормы.
22.12
29.12 23.12
13.01 19-
20 Текст. Понимание текста. 19.01
26.01
21-
22 Текст. Способы и средства связи предложений в тексте.)02.02
09.02 23-
24
Текст. Стили и типы речи.
16.02
24.02 25-
26 Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста.
01.03
09.03 27-28 Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий).
22.03
05.04
12.04 29-
30 Выявление и формулировка авторской позиции.
19.04
26.04 31 Способы аргументации собственного мнения.
03.05 32 Вступление. Заключение. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. 10.05 33 Речевое оформление композиционных частей сочинения.
17.05 34
Обобщение. Тренинг в формате ЕГЭ.24.05
Учебно-методическое обеспечение.
Литература для учителя и учащихся
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.: Единый государственный экзамен: Русский язык: Учебное пособие (под ред. Гольцовой Н.Г.) – М.: Русское слово, 2007.
Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену/. Л.И. Пучкова. – 2-е издперераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2014 (Серия «ЕГЭ».Сборник заданий»).
Единый государственный экзамен 2015 Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2015
Интенсивный курс русского языка: 1 000 тестов для подготовки к Всероссийскому тестированию и Единому государственному экзамену; Орфография. Пунктуация. Культура речи. Система языка. Выразительные средства. Анализ текста / О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 2-е изд., испр. и доп. – М: Флинта: Наука, 2007.
Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Интенсивный курс русского языка: Пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и щпаргалках. – Москва, Прометей. 2000.
Егораева Н.В. Пособие для подготовки к экзамену по русскому языку. – М.: ВАКО, (Интенсив).
Львов В.В. Русский язык ЕГЭ. Типовые тестовые задания 2013 год, М.: Экзамен, 2013.
ЕГЭ-2014. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2013.
Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2013.
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2013. Русский язык/ ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.: Астрель, 2012.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. – М.: Вербум, 2007;
Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл.- М.: Вербум-М, 2007. И другие.
Раздел III. Календарно-тематическое планирование
Раздел
программы Тема Часы
1. Введение 1. Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. 1
2. Подготовка
к заданиям. 1. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. 1
2. Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. (Задания 1
3. Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Индивидуально-авторские слова. Лексика ограниченной сферы употребления 1
4. Лексические выразительные средства. Тропы. 2
5. Фразеология 1
6. Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова. 1
7. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. 1
8. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. 1
9. Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. 1
10. Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций 2
11. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением 1
12. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры.
1
13. Орфография. Орфографические нормы. 3
14. Пунктуация. Пунктуационные нормы. 2
15. Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. 1
16. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте.)1
17. Текст. Стили и типы речи. 1
3. Подготовка к сочинению 1.Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. 1
2. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). 1
3. Выявление и формулировка авторской позиции. 1
4. Способы аргументации собственного мнения. 1
5. Вступление. Заключение. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. 1
6. Речевое оформление композиционных частей сочинения. 1
7. Практикум по написанию сочинения. 2
4.Обобщение. Комплексная
подготовка к ЕГЭ. 1. Обобщение. Тренинг в формате ЕГЭ. 2
2. Индивидуальная коррекция ошибок. 1