Рабочая программа элективных курсов В мире закономерных случайностей


Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
Элективного курса «В мире закономерных случайностей»
10 -11 классы
I. Пояснительная записка Элективный курс составлен на основе программы элективного курса « В мире закономерных случайностей» 10-11 классы.
Данный курс рассчитан на 17 часов, в объеме 0,5 часа в неделю, для учащихся 10 классов. Содержание курса направлено на удовлетворение познавательных интересов старшеклассников в различных областях деятельности человека.
Обоснование выбора УМК
Элективный курс поддерживает изучение основного курса математики, способствует лучшему усвоению базового курса математики и направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение задач из курса комбинаторики и статистики. Предлагаемые задания различны по уровню сложности, позволяют активизировать умственную деятельность учащихся, повысить интерес к изучению предмета, подготовиться к экзамену. При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современном мире, о методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Цели курса:
- развитие вероятностного мышления;
- воспитание понимания значимости математики для научно-технического прогресса Задачи:
- развивать представления о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;
- развивать логическое мышление;
- совершенствовать интеллектуальные и речевые умения путём обогащения математического языка.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской
Курс является открытым, в него можно добавлять новые фрагменты или заменять какие-либо сюжеты другими. Программа мобильна, дает возможность уменьшить количество задач по данной теме (так как многие задачи предназначены на отработку навыков по одному типу задач) при установлении степени достижения результатов.
Формы и методы, технологии обучения
Для работы применимы такие формы работы как лекция, практическая работа, самостоятельная работа. Помимо традиционных форм - дискуссия, выступления с докладами, групповая форма работы при решении задач разного уровня, ИКТ.
II.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны:
-понимать вероятностный характер различных процессов окружающего мира,
-уметь вычислять вероятность случайного события, анализировать реальные числовые данные в виде таблиц и графиков.
III.Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся. Критерии оценивания.
Тестовые задания, самостоятельное решение задач разного уровня, индивидуальные, групповые беседы при решении с последующим разбором вариантов решения.
Виды деятельности обучающихся
Устные сообщения, практическая работа, работа с тестами, групповая работа.
Прогнозируемые результаты
На вступительных экзаменах в высшие учебные заведения достаточно распространены уравнения, неравенства различного рода сложности. Курс знакомит с различными по содержанию и сложности заданиями при решении уравнений и неравенств. Разбираются различные подходы к решению и способы решения, используемые по программе и применение нестандартных схем решения, вытекающих из свойств функций курса алгебры и начал анализа.
Календарно-тематическое планирование
№п/п Месяц Содержание материала Виды деятельности
1. сентябрь Наглядное представление информации беседа
2. сентябрь Описательная статистика лекция
3. сентябрь Комбинаторика работа в парах
4. сентябрь Математическое описание случайных событий лекция
5. октябрь Математическое описание случайных событий работа в парах
6. октябрь Математическое описание случайных событий групповая работа
7. октябрь Математическое описание случайных событий самостоятельная работа
8. октябрь Математическое описание случайных событий работа в парах
9. октябрь Математическое описание случайных событий работа с тестами
10. ноябрь Математическое описание случайных событий групповая работа
11. ноябрь Математическое описание случайных событий работа с тестами
12. ноябрь Математическое описание случайных событий самостоятельная работа
13. декабрь Случайные величины беседа
14. декабрь Случайные величины групповая работа
15. декабрь Случайные величины работа в парах
16. декабрь Случайные величины в статистике самостоятельная работа
17. декабрь Случайные величины в статистике Выполнение проектных работ (работа в парах)
Итого: 17 часов Содержание программы
Тема 1. Наглядное представление информации.
Использование различного рода таблиц для представления статистических данных и построения диаграмм. Виды диаграмм.
Результаты обучения:
- уметь читать готовые диаграммы, извлекая из них нужную информацию;
- строить по имеющимся статистическим данным таблицы и диаграммы;
-самостоятельно выбирать наиболее подходящий для представления указанных данных тип диаграммы;
-использовать табличный процессор для наглядного представления информации.
Тема 2. Описательная статистика.
Среднее арифметическое, медиана, мода, размах числового ряда.
Результаты обучения:
- знать характеристики числового ряда;
- вычислять среднее арифметическое, медиану, моду, размах числового ряда;
- уметь использовать характеристики для описания числовых рядов.
Тема 3. Комбинаторика.
Перестановки, сочетания, размещения.
Результаты обучения:
- знать формулы комбинаторики;
- уметь использовать формулы комбинаторики для решения задач.
Тема 4. Математическое описание случайных событий.
Случайные события. Элементарные события. Статистическая вероятность. Классическое определение вероятности. Противоположные события. Диаграммы Эйлера. Несовместные события. Противоположные события.
IV.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Математика. 10-11 классы: элективный курс «В мире закономерных случайностей»/ авт.- сост. В.Н. Студенецкая и др.-Волгоград: Учитель, 2007.
А.Л.Семенов, И.В.Ященко. Математика с теорией вероятностей и статистикой. Издательство «Экзамен» Москва 2013.
Е.А. Бунимович, В.А. Булычев Вероятность и статистика в курсе математики общеобразовательной школы.- М.:Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
-