ВСР МДК 05 01 Экология металлургического производства


ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»








Методические указания
к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
по дисциплине ПМ 05 МДК 05 01
Экология металлургического производства
для специальности 150412 Обработка металлов давлением





















2016 г.


Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК
Протокол № ___ от___________20__г.
Председатель ПЦК __________________________

Составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины
МДК 04.01 Автоматизация технологических процессов






Составитель: Попов В.А. преподаватель




Пояснительная записка

Цель методических указаний: оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по дисциплине Автоматизация технологических процессов
Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят обучающимся самостоятельно овладеть профессиональными знаниями и умениями, опытом творческой деятельности при решении проблем учебного и профессионального уровня и направлены на формирование следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
1. Организовывать и проводить мероприятия по защите работников от негативного воздействия производственной среды.
2. Проводить анализ травмоопасных и вредных факторов на участках цехов обработки металлов давлением.
3. Создавать условия для безопасной работы.
4. Оценивать последствия технологических чрезвычайных ситуаций и стихийных явлений на безопасность работающих.
5. Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим
В результате выполнения самостоятельных работ по дисциплине обучающиеся должны:
уметь:
- создавать условия для обеспечения безопасной работы;
- выполнять правила и нормы охраны труда, промышленной безопасности, санитарии и противопожарной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
знать:
- принципы обеспечения устойчивости работы цехов и участков обработки металлов давлением;
- виды и источники загрязнения от деятельности металлургических производств, критерии оценки качества окружающей среды;
- особенности обеспечения безопасных условий труда;
- правовые ё нормативные и организационные основы охраны труда в организации;
состав и структуру экологического паспорта металлургической организации.
Обучающимся в качестве самостоятельной работы по дисциплине предлагаются следующие виды заданий:

- составление обобщающих таблиц по темам и разделам;
- решение задач по темам и разделам;
- проработка конспектов занятий учебной литературы;
- оформление практических и лабораторных работ
Настоящие методические указания содержат цели, задания, порядок выполнения указанных видов работ, алгоритмы выполнения типовых задач, а также требования к выполнению и оформлению заданий.
Перечень видов самостоятельной работы


№ темы

Вид самостоятельной работы
Кол-во часов
Форма контроля

Тема 1.1 Общие сведения об экологии
№ 1
Составить конспект: Экологические принципы рационального природопользования
4
Просмотр работы, оценка

Тема 1.2 Виды и источники загрязнений от деятельности металлургических производств
№ 2
Составить конспекты Признаки экологического кризиса.
Глобальные проблемы экологии.
6
Просмотр работы, оценка

Тема 1.3 Основы мониторинга окружающей среды
№ 3
Классификация систем мониторинга
6
Просмотр работы, оценка

Тема 1.4 Экологические основы охраны окружающей среды
№ 4
Определение ПДВ вредных веществ в вохдухе
8
Просмотр работы, оценка

Тема 14 Правовые основы экологии и организации правоохранительной работы
№ 5
Подготовить доклад: Методы очистки сточных вод
8

Просмотр работы оценка


















Сроки выполнения самостоятельных работ


№ работы
Срок выполнения

Самостоятельная работа № 1
7 семестр, 4 неделя

Самостоятельная работа № 2
7 семестр, 7 неделя

Самостоятельная работа № 3
7 семестр, 10 неделя

Самостоятельная работа № 4
8 семестр, 4 неделя

Самостоятельная работа № 5
8 семестр, 10 неделя

Методические рекомендации по отдельным формам самостоятельной работы


3.1 Методические рекомендации по работе с таблицей

Одной из форм самостоятельной работы обучающихся является заполнение обобщающих таблиц по изучаемому материалу. В ходе выполнения этой работы изучаемый материал обучающимися рассматривается с позиции анализа для формирования определенной таблицы, происходит структурирование материала, а также расширение знаний за счет необходимости привлечения дополнительной литературы для выполнения данной самостоятельной работы. Основной целью этой работы является систематизация, обобщение и закрепление знаний.
Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников и подготовьте их для работы.
Получите консультацию преподавателя и изучите рекомендации.
Повторите лекционный материал по выбранной теме.
Изучите учебный материал, касающийся выбранной темы, не менее чем по двум рекомендованным источникам.
Внимательно изучите разделы таблицы, названия строк и столбцов.
Еще раз внимательно прочтите текст выбранных источников информации и продумайте ход заполнения таблицы.
Заполните ячейки таблицы.
Оформите таблицу в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов» и требованиями к оформлению таблиц.
Проводите самоконтроль не только после окончания работы над таблицей, но и непосредственно в ходе ее заполнения, чтобы не только сразу обнаружить ошибку, но и установить ее причину.
Возможные типичные ошибки:
содержание ячеек таблицы не соответствует заданной теме;
ячейки таблицы заполнены материалом, подходящим по смыслу, но представляет собой пространные пояснения и многословный текст;
имеются не заполненные ячейки или серьезные множественные ошибки; 
отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.

Критерии оценки

№ п/п
Критерии оценки
Метод оценки
Работа выполнена
Работа выполнена не полностью
Работа не выполнена




Высокий уровень
3 балла
Средний уровень
2 балла
Низкий уровень
1 балл

1.
Соответствие представленной в таблице информации заданной теме
Наблюдение преподавателя
Содержание таблицы полностью соответствует заданной теме
Содержание материала в таблице соответствует заданной теме, но есть недочеты и незначительные ошибки
Обучающийся работу не выполнил.
Содержание ячеек таблицы не соответствует заданной теме.
Имеются не заполненные ячейки или серьезные множественные ошибки. 
Вывод по таблице отсутствует, либо формален.
Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований


2.
Лаконичность и четкость изложения материала в таблице
Наблюдение преподавателя
Материал в таблице излагается четко и лаконично, без лишнего текста и пояснений

Ячейки таблицы заполнены материалом, подходящим по смыслу, но представляет собой пространные пояснения и многословный текст


3.
Наличие выводы
Проверка работы
Вывод выполнен на основе анализа, аргументировано
Вывод недостаточно аргументирован


4.
Правильность оформления
Проверка работы
Оформление таблицы полностью соответствует требованиям
В оформлении таблицы имеются незначительные недочеты и небольшая небрежность



Оценка:
5-7 баллов - «удовлетворительно»
8-10баллов - «хорошо»
11-12 баллов - «отлично»
Методические рекомендации по решению задач

Решение задач – это практический метод обучения. При решении задач обучающиеся полу чают определенные знания, находят объяснения части теоретического материала. Правила, определения становятся понятными после неоднократного применения их к конкретным примерам – задачам.
Учебная задача требует от обучающегося мыслительных и практических действий, основанных на знании им понятий и направленных на закрепление, углубление и развитие этих знаний. По умению решать задачу можно судить, насколько глубоко вы понимаете данный материал.

Алгоритм решения задач:
Внимательно прочитайте условие задания и уясните основной вопрос, представьте процессы и явления, описанные в условии.
Повторно прочтите условие для того, чтобы чётко представить основной вопрос, проблему, цель решения, заданные величины, опираясь на которые можно вести поиски решения.
Произведите краткую запись условия задания.
Если необходимо составьте таблицу, схему, рисунок или чертёж.
Определите метод решения задания, составьте план решения.
Запишите основные понятия, формулы, описывающие процессы, предложенные заданной системой.
Найдите решение в общем виде, выразив искомые величины через заданные.
Проверьте правильность решения задания.
Произведите оценку реальности полученного решения.
Запишите ответ


Критерии оценки

Оценивание индивидуальных образовательных достижений по результатам выполнения работы производится в соответствии с универсальной шкалой:

Процент результативности
(правильных действий, ответов)

Оценка
индивидуальных образовательных достижений

90 – 100
«5»

75-89
«4»

60-74
«3»

менее 60
«2»


Методические рекомендации по проработке конспектов, учебных пособий

Ознакомьтесь с предлагаемыми вопросами для подготовки к контрольной работе, зачету, экзамену
Ознакомьтесь со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы и источников и подготовьте их для работы.
Получите консультацию преподавателя и изучите рекомендации.
Прочитайте законспектированный материал в тетрадях, стараясь выделить основные понятия, важные определения.
Подчеркните самые важные с вашей точки зрения слова в конспекте чернилами другого цвета, формулы обведите рамкой.
Найдите в своем конспекте ответы на вопросы. Если это не удалось, то почитайте материал, касающийся темы конспекта не менее чем по двум рекомендованным источникам.
Дополните, если нужно, свой конспект материалом их учебной литературы.
Еще раз внимательно прочтите конспект, стараясь выделить из контекста значение незнакомых слов и терминов.
Обратитесь к словарю, чтобы найти значения незнакомых слов.
Проработайте еще раз весь найденный и законспектированный материал.
Проводите самоконтроль не только после окончания работы над конспектом, но и непосредственно в ходе нее, чтобы не только сразу обнаружить ошибку, но и установить ее причину.
Проверьте еще раз свои знания, отвечая на вопросы, спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность усвоения учебного материала.

Критерии оценки

Оценкой за самостоятельную проработку конспектов и учебных пособий по курсу является оценка за контрольную работу, зачет, экзамен в соответствии с установленными критериями оценки работы.

Учебно-методическое и информационное обеспечение
Основные источники:
Бадагуев, Б.Т. Экологическая безопасность предприятия / Б.Т. Багадуев. – М.: Альфа-Пресс, 2011. – 568 с.
Казанцев,С. Экологическое право / С. Казанцев. – М.: Академия, 2008.-176с.
Хатунцев, Ю.Л. Экология и экологическая безопасность / Ю.Л. Хатунцев. – М.: Академия, 2007. – 147с.

Дополнительные источники:
Константинов, В.М. Экологические основы природопользования / В.М. Константинов, Ю.Б.Челидзе. – М.: Академия, 2008. – 208 с.
Трудовой кодекс Российской Федерации (от 30.12.2001 N 197-ФЗ, ред. от 22.11.2011, с изменениями от 15.12.2011).

Федеральный закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (ред. от 09.05.2005, с изм. от 26.12.2005).


Интернет – ресурсы:
www.craftcert.ru
dic. academic.ru











ђ Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 915