Конспект урока по окружающему миру на тему: Лекарственные растения ( 4 класс) система Занкова.


Тема: « Лекарственные растения». 4 класс
Цель: Сформировать у учащихся знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.
Задачи:
1. Развивающие:
развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация;                                                              
развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
формирование умения добывать самостоятельно информацию в соответствующей литературе;
формирование умения логично и последовательно излагать свою мысль;
развитие кругозора детей;
обогащение словарного состава учащихся;
развитие умения работать в коллективе.
2. Образовательные: 
познакомить учащихся с лекарственными и ядовитыми растениями, их значением в жизни человека.
3. Воспитательные:
воспитание бережного отношения к природе;
воспитание положительного отношения  к учёбе.
воспитание  интереса к предмету «окружающий мир»;
воспитание умения работать в группе.
Оборудование: доска, презентация, иллюстрации лекарственных растений, иллюстрации ядовитых  растений, план (на карточках) выполнения практической работы, гербарий для практической работы (тысячелистник, земляника лесная, ромашка пахучая, малина), формы лекарственных растений, ПК, мультимедийная установка , сигнальные кружки разных цветов.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Приветствие гостей.
Учитель:
Начинается урок
Вам, ребятки будет прок
Постарайтесь всё понять,
Всё запомнить. Рассказать.
Постарайтесь – не ленитесь
А для начала – улыбнитесь!
Начнём наш урок с БЛИЦ – ОПРОСА по теме прошлого занятия.
- О чём мы с вами говорили?
Дети: На прошлом уроке мы говорили о режиме дня.
Учитель: - Что такое режим дня?
Дети: Это чередование различных видов деятельности и отдыха.
Учитель: К чему может привести нарушение суточного ритма?
Дети: Нарушается работа всего организма, а это приводит к заболеваниям.
Учитель: Продолжите предложение:
Заряд бодрости нам помогает получить …………
Дети: Утренняя зарядка.
Учитель: Для чего нам необходимо соблюдать режим дня?
Дети: Быть здоровыми и организованными, укреплять и сохранять здоровье.
Учитель: Давайте проверим, как лично вы относитесь к соблюдению режима дня.
На столах лежат кружки: розовый, зелёный и голубой.
Выберите и покажите розовый, если вы всегда соблюдаете режим дня.
Зелёный кружок – иногда соблюдаете режим дня.
Голубой кружок - не получается соблюдать режим дня.
Учитель: Почти все ребята соблюдают режим дня. Молодцы!
В 3мин.
II. Актуализация знаний. Введение в тему урока.
Учитель: Мы заботимся о своём здоровье, но к сожалению бывают ситуации, когда человек заболевает.
Послушайте историю:
« Однажды ребята пошли в лес. Собирали грибы. Долго они ходили по лесу. Неожиданно пошёл дождь и дети промокли, простудились. Вечером у них поднялась температура. Был сильный жар и плохое самочувствие».
Учитель: Как вы думаете, как им можно помочь?
Дети: Дать таблетки, микстуру, чай с малиной или мёдом, отвар трав.
Учитель: Отвар, настойку каких трав, растений?
Дети: Лекарственных.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
Дети: О лекарственных растениях.
Учитель: Какие вы знаете лекарственные растения? Какими лечились?
Дети: Ромашка, календула, малина, шиповник.
III. Целеполагание.
Учитель: Приступая к изучению темы «Лекарственные растения» представим себя, что мы – исследователи.
По какому плану вы хотели бы изучать лекарственные растения?
Дети: Название растения, где растёт растение, лечебные свойства, внешний вид растения, ……
Учитель пишет на доске или открывает заготовки.
План:
1. Название растения.
2. Место произрастания.
3. Используемые части растения.
4. Лечебные свойства.
Лечебные свойства лекарственных растений были известны человеку с давних времён. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения. И человек постепенно начал собирать эти травы и сушить.
Люди передавали сведения о растениях из поколения в поколение.
Так, в 1581 году на Руси была открыта первая аптека, а в 1588 году – был составлен первый травник.
Значение слова:
Травник – книга с описанием трав и способов лечения травами, сборник рецептов.
Травник – человек, который разбирается в лекарственных растениях, умеет составлять рецепты.
Андрей подготовил небольшую презентацию по теме нашего урока.
(Показ слайдов) Применение технологии ИКТ.
Учитель: Спасибо.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (применение ИКТ).
Постановка проблемы.
Учитель: Итак, все растения получили общее название « Зелёная аптека». У нас в классе тоже своя « Зелёная аптека». Как много разнообразных лекарственных растений у нас растут в Подмосковье.
Как ответить на вопрос: Какое растение и от чего помогает?
Дети: Необходимо получить информацию об этом растении.
Учитель: Из каких источников информации?
Дети: Из книг, от взрослых, из интернета, из учебника…
Учитель: Нашего помощника – учебника.
Работа по учебнику.
Учитель: Предлагаю открыть учебник на странице 26.
Прочитайте текст про себя.
Учитель: Предлагаю поработать в группах. Обсудив информацию, ответить на предлагаемые вопросы.
1 группа: Как и где используется касторовое масло?
2 группа: Найти ответ на вопрос:
Почему зверобой называют «травой от девяноста девяти недугов»?
3 группа: Рассказать о лечебных свойствах женьшеня.
4 группа: Перечислить лечебные свойства тыквы и моркови.
Время ограничено, на выполнение отводится 2 – 3 минуты.
Представители групп выступают.
Вывод: Можно ли пользоваться всеми этими средствами не посоветовавшись с врачом?
Работа с иллюстрацией на стр.28.
Учитель: Какие части растений здесь нарисованы?
Расскажите об их лечебных свойствах.
Малина – листья и ягоды, от простуды.
Тыква – мякоть, семена, для сердца, печени, почек и кровеносных сосудов.
Морковь – корнеплод, от ангины, для сердца, печени, почек и кровеносных сосудов. Семена – для печени и почек.
Яблоко – плод, семечки для сердца, мозга, продлевают жизнь.
Черника – ягоды и листья, побеги для зрения и памяти.
Мать - и – мачеха – цветки и стебли, от заболевания кожи, для роста волос, от кашля.
Вывод: У многих растений используются сразу несколько частей
( органов). Все они улучшают жизнедеятельность всего организма.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Все травы – лекари -душица
И зверобой ,и медуница
И земляника, и черника
И брусника с голубикой
Чистотел, полынь, калина
Лён, календула, крапива
Все целебные растения
Знаем мы без исключения
Нужно только не лениться
Нужно только научиться
Находить в лесу растения
Что пригодны для леченияРабота в группах
Учитель: Вам дан гербарий. Ваша задача прочитать текст и посовещавшись заполнить таблицу, выбирая самую важную информацию, а затем поделиться ею с товарищами.
Вывод: Знать лекарственные свойства растений, и использовать их в своей жизни.
Учитель: Все ли растения можно использовать для лечения?
Дети: Нет, не все растения.
Исследуем дальше.
НА ДОСКЕ: (тысячелистник, подорожник, одуванчик лекарственный, ландыш, волчье лыко и вороний глаз).
Учитель: Что вы здесь видите?
Дети: Различные растения.
Учитель: Разделите все эти растения на группы.
Какие у вас есть предложения?
Дети: Лекарственные и ядовитые.
Учитель: В каких целях мы используем первую группу растений?
Дети: Лечение ран, желудочно-кишечные заболевания, остановка кровотечения.
Учитель: Где мы можем встретить эти растения?
Дети: Лес, луг, обочины дорог.
Учитель: Как мы назвали вторую группу растений?
Дети: Ядовитые
Учитель: Почему они называются ядовитыми?
Дети: Содержат вещества, которые попадая в организм вызывают болезненные изменения.
(Бывают ядовитые - листья, в других - семена , а в третьих - все части растения)
Учитель: Где мы можем встретить эти растения?
Дети: В лесу, на обочинах дорог.
Учитель: Куда занесены такие редкие растения как ландыш, волчье лыко, вороний глаз?
Дети: В Красную книгу.
Учитель: Показывает Красную книгу.
Красная книга содержит списки редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений. Запасы лекарственных растений не безграничны, использовать их надо бережно!
Учитель: Обращает внимание детей на выставку книг. Здесь мы можем узнать не только всё о растении и его лечебных свойствах, но и о правилах сбора и хранения лекарственных растений.
Учитель: В каких формах можно применять лекарственные растения.
Дети: Сборы, настойки, мази, сиропы, таблетки…….
Учитель: Можно ли самостоятельно, без консультации врача, применять лекарственные растения?
Дети: Нет.
Работа в тетради
Страница 7 №12 .(Черёмуха-3, Крапива-5,Земляника-2,Подорожник-6,Малина-1,Мать и мачеха-10,Ромашка-7,Зверобой-4,Липа-8,Тысячелистник-9)
Дз. Составить кроссворд по лекарственным растениям.
Рабочая тетрадь № 8.
Рефлексия:
Учитель: Что мы для себя открыли важного для каждого из нас?
Дети: Лечиться лекарственными растениями, использовать их лечебные свойства и при этом не навредить себе, своему здоровью.
Учитель: Все ли растения можно использовать для лечения?
Дети: Не все, но их надо знать и изучать, а поэтому эту работу мы продолжим на уроках окружающего мира.
Дз. Составить кроссворд по лекарственным растениям.
Рабочая тетрадь № 8.