Конспект урока по окружающему миру тема: Режим дня-путь к здоровью (4 класс)


Серова Э.В.,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №64 ,
г. Нижний Тагил
Открытый урок : 4 класс
Урок по предмету «Окружающий мир»
Тема: Режим дня – путь к здоровью
Цель: Ознакомить учащихся с режимом дня, обеспечивающим здоровье человека,
- учить правильно планировать свой режим дня,
- создавать условия для нормального физического развития детей.
Задачи:
Познакомить учащихся с понятиями: режим дня, здоровый образ жизни.
Формировать практические навыки здорового образа жизни, планирование режима дня
Создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия, дискуссии. Создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы.
Развивать речь, целостное мышление, самостоятельность, творческую активность.
Оборудование: презентация, «Режим дня – путь к здоровью», раздаточный материал для самостоятельной работы, листы формата а- 4, цветные карандаши, магниты.. Ход урока
1. Создание зоны психологического комфорта на уроке. (слайды 1-5)
Я очень рада видеть вас, ребята, огонёк в ваших глазах, улыбку, а самое главное – желание учиться.
Я чувствую ваше тепло и вашу поддержку.
Соедините ладошки и подарите друг другу то, что поможет вам в работе.
Дети соединяют ладошки друг друга.
Что подарили вы своему соседу? (Частичку добра, теплоты, улыбку, солнце, хорошее настроение, заботу и т.д. )Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Познавательным, добрым, интересным, весёлым, загадочным, увлекательным и т.д.)
Да будет так!
Мы берем с собой в дорогу наших постоянных спутников. (сову, муравья, черепашку)
Учитель: . О чем пойдет наш разговор, вы скажете, отгадав загадку:
Хорошо если есть его много. Но за деньги его не купить,Не страшна с ним любая дорога,С ним приятно и весело жить.А когда вдруг его не хватает, Атакует ужасный недуг, Процедуры нам врач назначает, И мрачнеет природа вокруг. (Здоровье)
Учитель: Правильно. Мы сегодня начнем наш разговор о правилах здоровой жизни, о том, от чего зависит здоровье человека, что такое режим дня, как правильно питаться, работать и отдыхать. Умеем ли мы правильно планировать свое время (несобранный человек выглядит вот так) Человек рассеянный (слайд 6)
Мы все живем по часам – сколько в сутках часов (часы) – 24 часа – а это много или мало (слайд 7)
Что входит в это время? Давайте сопоставим наш режим дня. Распорядок дня – время подъёма утром, зарядка, часы занятий в школе и дома.
Наш распорядок дня состоит из 12 частей и каждая часть занимает много времени Возникает проблема, где взять время. Чтобы успеть, где мы теряем драгоценные минуты и часы.
Сегодня на уроке мы с вами должны решить эту проблему и четко составить распорядок для на все время суток.
Доска - установить порядок режимных моментов.
Пробуждение-
Дорога в школу -
Занятия в школе -
Прогулка -
Утренняя зарядка, туалет -
Завтрак -
Приготовление уроков -
Ужин, прогулка, свободные занятия -
Приготовление ко сну -
Сон-
Дорога из школы домой -
Обед-
2. Практическая работа “Составление режима дня”
Учитель: Перед вами лежат полоски, на которых указаны режимные моменты. Ваша задача составить режим дня ученика 4 класса. Обратите внимание на то, в какую смену учится школьник, для которого вы составляете распорядок дня.
(Дети работают с раздаточным материалом, полоски лежат вразнобой)
Учитель: Сравните свою работу с образцом
Примерный режим дня младшего школьника
3. Фронтальная беседа.
Обсуждение проблемы моего индивидуального режима? Почему мы не соблюдаем режим?
Работа в паре, обсуждение – что я нарушил при составлении режима дня (выявление причин нарушения распорядка дня) :Выполнение домашнего задания 2-3 часа (норма 1 ч. 20)
Прогулка 2-3 ч.
Просмотр теле видео передач от 40 мин до 1 ч 10
Полноценный сон с 21 до 7.00
Расскажи о своем режиме дня, но учти все замечания которые мы разбирали
4. Физкультминутка.
Мы работали отлично,Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычноНа урок приходит в класс.Выше руки, выше пятки,Улыбнитесь веселей.Вы попрыгайте, ребятки,Сразу станете бодрей!Потянулись и вздохнули.Отдохнули? Отдохнули!
Тетушка сова дает советы
Учитель: Какие виды деятельности чередуются в режиме дня (труд и отдых)
Труд и отдых в режиме дня обязательно сменяют друг друга – чередуются.
Выполняя один вид деятельности. человек отдыхает от другого
Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять
Станешь лучше ты учиться,
Лучше будешь отдыхать. (слайды 8,9,10,11)
Советы по организации режима дня
Необходимо спать 9-10 часов в сутки.
Каждый день выполняй утреннюю зарядку
В школе двигательная активность ограниченна. Поэтому очень важно подвигаться во второй половине дня.
Чаще бывай на свежем воздухе
Следи за чистотой тела, волос ногтей и полости рта
Старайся есть в одно и то же время
Лучшее время для приготовления уроков — 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут необходим перерыв.
Время, отведенное на приготовление уроков, не должно превышать одного часа.
Не стоит смотреть телевизор дольше 40-45 минут в день.
Нельзя смотреть телевизор лежа, только сидя на расстоянии 2-5,5 м от экрана.
Тоже касается и компьютера
Основное требование к режиму — это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими.Должно быть установлено время, когда ребенок ложится спать, встает, ест, выполняет уроки, гуляет, выполняет несложные, посильные для него обязанности. Время это необходимо точно соблюдать. (слайд 12).
Какие виды труда включены в ваш режим дня? (учебный, умственный, физический) (слайд 13).
Какие виды отдыха (прогулки, игры, сон) (слайд 14).
Учитель: Всем людям и животным на Земле нужен сон, чтобы восполнить энергию, которую организм израсходовал за день. Отдых нужен всем органам - мышцам, сердцу, желудку, печени и другим. Но особенно необходимо отдыхать мозгу. Как вы думаете, почему?
Дети: Головной мозг, нервная система руководит работой всего нашего организма.
Учитель: Верно, чтобы на следующий день человек чувствовал себя бодрым, мог хорошо работать. Ведь при недосыпании работоспособность падает. Систематическое недосыпание просто опасно - страдает нервная система человека. Он становится рассеянным, часто делает ошибки, во время работы быстрее устает, у него плохое настроение. Важно, чтобы сон был не только достаточно продолжительным, но и достаточно глубоким. Что для этого необходимо?
Черепаха посмотрела и опять взялась за дело
Дети: Нужно вовремя ложиться спать, правильно вести себя перед сном. музыка
Спать нужно в тихом нежарком помещении. (слайд 15)
Перед сном лучше не играть в шумные игры.
Для сна нужно надевать свободную одежду.
Перед сном желательна прогулка на свежем воздухе.
Комната должна быть проветрена.
Необходимо ложиться спать в одно и то же время.
(Демонстрация слайда “Время перед сном”)
Учитель: Итак, чтобы обеспечить себе крепкий сон, необходимо соблюдать простые правила :- не слушай громкую музыку перед сном;(слайд 16)
- не переедай за ужином, так как сон в этом случае будет беспокойным;
- не играй в шумные игры и не смотри боевики и криминальные новости, займись
занятиями, успокаивающими нервную систему;
- не забывай про водные процедуры перед сном и свежий воздух в комнате;
- выключи свет, телевизор.
А можно увеличить время на сон? (да, нет) а в какой день недели мы можем позволить себе понежиться и поспать.
Что мы можем нарушить кроме сна в режиме. (прогулка, просмотр телевизора)
Здоровый сон – хорошее настроение и самочувствие
Прогулки. Как бы точно ни соблюдалось время сна и еды, режим нельзя признать правильным, если в нем не предусмотрено время для прогулки. Чем больше времени дети проводят на открытом воздухе, тем они здоровее.
6.Практическая работа (слайд 16,17)
Почему режим дня – путь к здоровью?
Тест «Здоровый образ жизни»
Мы заканчиваем путешествие по пути здоровья – выслушав все советы наших друзей. А как вы представляете себе дорогу к здоровью
1. Жить по режиму дня
2. Слушать свои биологические часы
3. Соблюдать режим сна и прогулки
Нарисовать что и кто помогут нам пройти этот путь к здоровью? (ответы детей, работа на листах А4 фломастерами и карандашами)
7.Итог урока. (слайд 18)
Приучая себя к определенному режиму, к выполнению гигиенических требований, мы создаем полезные и комфортные для организма условия и тем самым сохраняем здоровье.Твердый режим дня, установленный в соответствии с возрастными особенностями детей, — одно из существенных условий нормального физического развития ребенка.
Соблюдай режим труда и быта -
здоровье будет крепче гранита
Рефлексия (слайд 19)
Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность.
Практическая работа
Учитель: Какие моменты режима дня можно нарушать, а какие нет?
На режиме дня работа с магнитами красного и зеленого цвета.
Здоровый, веселый, позитивный – (слайд 20)
с хорошим настроением и самочувствием – тот кто соблюдает режим дня.
«Я здоровье берегу –
сам себе я помогу»
Я УМЕЮ ДУМАТЬ,
Я УМЕЮ РАССУЖДАТЬ,
ЧТО ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ,
ТО И БУДУ ВЫБИРАТЬ!
Учитель: Завершая наш урок, хочу прочитать вам строки С.Я.Маршака:
“Желаю вам цвести, расти,Копить, крепить здоровье.Оно для дальнего пути –Главнейшее условье.Пусть каждый день и каждый часВам новое добудет.Пусть добрым будет ум у вас,А сердце умным будет…”
8. Задание на дом: (слайд 21) скорректировать свой режим дня. Рассказать друзьям, как сохранить свое здоровье.