Технологическая карта урока на тему Тонколистовой металл и проволока (5 класс мальчики)


Технологическая карта урока по технологии в 5 классе по ФГОС
Место: МБОУ «СШ №10», г. Нижневартовск
Тема: Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы. Профессии связанные с обработкой металла.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные Ознакомление с видами тонколистового металла и проволоки. Знакомство с профессиями связанными с обработкой металла. Ознакомление со способами изготовления тонколистового металла и проволоки. Применение тонколистового металла и проволоки в жизни человека. Узнавание
Регулятивные Определение последовательности промежуточных задач с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
Познавательные Сформировать умения различать виды металлов, виды сплавов, сформировать познавательный интерес ко всему окружающему, как это сделано. Совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Коммуникативные Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. Выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
Личностные умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм
Задачи: Научиться различать основные виды металлов, знать способы изготовления проволоки, тонколистового металла, искусственных материалов. Знать применение материалов из металла и способы их изготовления.
Формировать умения при работе слесарными и измерительными инструментами.
Укреплять навыки качественно выполнять поставленные задачи, уметь общаться со сверстниками в коллективе, проявлять дисциплинированность,
трудолюбие и упорство.
Место проведения: Школьная учебная мастерская.
Этап урока, время этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД и предметные действия
Огр.моментПриветствует учеников.
Проверяет готовность к уроку.
Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку. Личностные:
самоорганизация.
Регулятивные:
способность регулировать
свои действия,
прогнозировать
деятельность
на уроке. Актуализация знаний Предлагает решить анаграмму:
Анипьлинк, арпшлиь, болкиз, ематллы, вропколао, зартеакм, вапрка, укнзце, ерчзки, шамани.
(ответ: напильник, рашпиль, лобзик, металлы, проволока, разметка, правка, кузнец, резчик, машина. 1. Что такое машина? (Устройство для преобразования энергии, материалов или информации для облегчения физического или умственного труда человека)
2. Где применяются винтовые механизмы и как они работают? (В переднем и заднем зажиме верстака,где вращательное движен7ие рукоятки преобразуется в прямолинейное движение ходового винта. винт-гайка).
Сообщение цели и темы урока.
Ребята! Как вы думаете из чего изготовлены кузова автомобилей, металлические вёдра, тазы, гвозди? (Правильно из тонколистового металла и проволоки.) А как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?
Правильно! Записываем в тетрадях число и тему урока: «Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы. Профессии связанные с обработкой металла.»
Слушают. Разгадывают анаграмму. Выполняют задания теста. Отвечают на поставленные вопросы. Обсуждают, работают в группах. Личностные: осознание своих возможностей
Регулятивные: ответить на поставленный вопрос.
Познавательные: приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений, научиться решать анаграммы.
Поисково-исследователь-ский этап Какую роль играют роль металлы в жизни человека? (изготовление машин кораблей самолётов, предметы домашнего хозяйства.)
Сплавы- сталь и чугун (железа с углеродом) , дюралюминий (алюминий, магний, медь), бронза (медь, свинец, олово), латунь (медь, цинк)
Заготовки из металлов и сплавов производят на предприятиях в виде листов, прудков, труб, проволоки, что значительно облегчает изготовление из них различных изделий.
Листовой металл (Слайд№4), получают прокаткой нагретых слитков на прокатных станах, где заготовка, попадая между валками, сжимается и приобретает форму листа. Делят на толстолистовую (толще 2 мм.) и тонколистовую (тоньше 2 мм.) В свою очередь тонколистовая сталь бывает нескольких видов: кровельная сталь (толщиной от 0.5…0.8 мм.), жесть (толщиной от 0.2….до 0.5 мм.). Ребята, скажите а как кровельную сталь предостерегают от коррозии? Правильно, её мпокрывают тонким слоем цинка (оцинкованная сталь) Жесть бывает чёрная и белая.
Белая жесть – это листовая сталь, покрытая с двух сторон тонким слоем олова. Такая жесть имеет гладкую, блестящую, нержавеющую поверхность.
По вашему мнению ребята! Кто обслуживает прокатные станы на заводах? Выслушивание мнений и рассказ про профессию вальцовщика.
После этого рассказ про профессию жестянщика
Проволока используется для изготовления электрических приборов и заклёпок. Из мягкой стальной проволоки изготавливают гвозди, шурупы, винты, заклёпки, а из твёрдой –пружины, струны и другие изделия.
Ребята, а вы не задумывались, каким способом получают проволоку?
Катанка-прокатка нагретых заготовок между 2 валками имеющими канавки, получают проволоку толщиной более 5 мм. (Слайд №5).
Более тонкую проволоку получают волочением, протягиванием катанки через фильеры-детали с отверстиями, выполненными из очень твёрдых материалов и даже из алмазов.Волочильщик
- ФизминуткаСлушают, составляют конспект в рабочей тетради, зарисовывают основные технологические операции, обсуждают, работают в группах. Рассказывают,
о каких технологических операциях узнали. Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Регулятивные:
умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инст-румент и оборудование.
Практический этап Организовывает актуализацию способов изучения действий достаточных для построения новых знаний.
Практическая работа «Ознакомление с металлами и сплавами».
Организация рабочего места.
Обучающиеся выполняют практическую работу на закрепленных рабочих местах. Для выполнения работы понадобятся: тетрадь, линейка, карандаш, образцы проволоки, листового металла, фольги, чертилка.Вводный инструктаж.
Задание.
1.Рассмотрите несколько образцов тонколистового металла (кровельная, чёрная и оцинкованная сталь) и образцов проволоки (сталь, медь, алюминий)
2.Определите цвет каждого образца и название материала.
3. Попытайтесь согнуть каждый образец. Проведите чертилкой несколько рисок на образцах из тонколистового металла. Сделайте выводы.
4. Измерьте линейкой толщину образца.
5. Вспомните, где применяется изучаемый вами материал.
6. Начертите в вашей рабочей тетради таблицу и начертите результаты своих обследовании .(смотрим таблицу стр. 77).

Правила техники безопасности:
1.Обязательно надевай перчатку на руку, удерживающую заготовку.
2. не кидайте заготовку по классу, может попасть в глаза.
Проверяет правильность выполнения задания, выявляя затруднения в пробном действии.
Возможные ошибки:
1.Неправильно определён вид материала
2.Неправильно определил свойства металла.
3. Неправильно пользуется измерительным инструментом
Фиксация затруднения:
не правильная последовательность действий (способы решения проблемы)
Выход из затруднения:
Еще раз учитель рассказывает учащимся о свойствах, способах изготовления тонколистового металла и проволоки и их применении.
Следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия учеников. Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль выполнения операции. Личностные: Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.
Коммуникативные: совместные решения проблемы.
Познавательные:  умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций.
Рефлексивно-оценочный этап На этом этапе подведения итогов урока учитель задает детям вопросы, отвечая на которые он может судить об усвоении данного материала.
Вопросы:
1. Какая роль металлов в жизни человека?
2. Что такое сплавы ? Назовите самые распространённые виды сплавав и из каких металлов они состоят?
3. Как получают листовой металл и какие виды металлов вы знаете?
Предлагает оценить свою работу на уроке.
Комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников. Сравнивает качество работы обучающихся.
Установка на следующий урок.
На следующем уроке продолжим знакомство с проволокой и тонколистовым металлом. Познакомимся с рабочим местом для обработки тонколистового металла и проволоки.
Домашнее задание:
1.Повторить пройденный материал;
2.Подготовить сообщение на тему «Профессия слесарь»
3.Уборка рабочих мест. Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя.
Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции Личностные: адекватное понимание причин успеха и не успеха в учебной деятельности. Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.