Конспект урока по окружающему миру 4 класс коррекционная школа 8 вида на тему Дикие животные: лось


Тема: Дикие животные: лось.
Цель: расширять, уточнять представления детей о лосе как диком животном леса.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с образом жизни, внешним видом, повадками лося;
- показать связь образа жизни животного с временами года, средой обитания;
Коррекционно-развивающие:
-корректировать и развивать связную речь, активизировать, уточнять словарь через участие в беседе, полные ответы на вопросы, составление простых распространенных предложений;
Воспитательные:
- воспитывать мотивацию к учению, интерес к природе.
Ход урока.
Орг.момент.
Прозвенел и смолк звонок.Начинается урок.Тихо девочки за парту сели,Тихо мальчики за парту сели,На меня все посмотрели.
Введение в тему.
- Посмотрите на доску. Назовите картинки. (волк, лиса, заяц, медведь, еж, лось).
- Назовите одним словом. (животные)
- Какие это животные? (дикие).
- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (о диких животных).
- Угадайте загадку и узнаете, c каким диким животным мы будем знакомиться?
Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомьтесь это... (Лось).
- Кто найдет картинку с изображением лося?
Сообщение темы и задач урока.
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
Тема: Дикие животные: лось.
Знать: повадки лося, где живет лось, чем питается?
Уметь: составлять рассказ про лося.
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Изучение темы урока.
Изучение частей тела.
- Посмотрите, какой красавец (показываю иллюстрации). Лось самый крупный и сильный зверь наших лесов.
- Посмотрите на картинку и скажите, какие большие части тела есть у лося? (Голова, шея, туловище, ноги, хвост.)
- Поговорим о каждой части. 
Голова  какая? (Большая, тяжелая, вытянутая, узкая.)
Обобощение: крупная, массивная.
– Что есть на голове? (Нос, глаза, уши, рога, рот, губы (рассказывают о каждом органе).- Нос волосатый, за исключением маленького, голого ромбовидного промежутка между ноздрями. Для чего нужен нос? (обоняние)
Глаза маленькие. Зрение у лося слабое.
Уши большие, подвижные, длиной до 25 см, слух у них развит очень хорошо. Двигая ими во все стороны, лось быстро улавливает шорохи леса и, услышав подозрительный шум, уходит в заросли, где чувствуют себя более безопасно.
Рога у самцов лопатообразные, они похожи на человеческую ладонь с раздвинутыми пальцами, по количеству этих отростков можно вычислить года зверя. из-за рогов лося еще называют сохатый, потому что его рога напоминают соху – сельскохозяйственное орудие, которым пашут землю. Зимой рога у самцов отпадают, а к лету вырастают заново. Самки безроги.
Рот, губы. Обратите внимание – верхняя губа очень большая и массивная, как бы вздутая, и сильно нависает над нижней.
– Что идет после головы? (Шея.)
– Какая она? (Ответы детей.)
ШЕЯ короткая, толстая и мускулистая. Голову лось держит невысоко, поэтому холка у него сильно выделяется, а удлиненный волос на ней делает фигуру зверя сгорбленной и какой-то угрюмой. На нижней части шеи и у самца и у самки имеется кожный вырост – “серьга”, назначение которой неясно. “Серьга” бывает не у каждого лося и достигает особенно большого размера, до 30–40 сантиметров, у трех-четырехлетних особей.
– Шея плавно переходит …(в туловище).
– Какое оно? (Ответы детей.)
ТУЛОВИЩЕ у лося мощное, но относительно короткое, спина прямая. Оно покрыто толстым, грубым, слегка волнистым волосяным покровом. Спина и бока буровато-черные, подбрюшина сероватая. Окраска волосяного покрова непостоянная, волос ломкий. На холке и по верху шеи волосы образуют своего рода гриву – почти черный волосяной покров длиной около 15–20 см. Зимой у лося короткий (около 2 см) подшерсток.
– За тем идет …(Хвост.)
 ХВОСТ очень короткий, длиной около 5–10 см издалека не виден.
– Про что мы еще не говорили? (Ноги и копыта.)
НОГИ у лося очень высокие. На ногах копыта. Копыта лося острые и глубоко рассечены. Боковые копытца и кожистая перепонка между пальцами помогают лосю пробираться через лесные болота и топи. Но зимой под тяжестью тела лось проваливается в снег, покрытый настом, что очень затрудняет спасение от врагов. Ударом передних копыт лось может разбить противнику голову, рассечь грудь.
Среда обитания.
- Рассмотрите картинки и скжите:
– Где проживает лось? Чем питается? (Ответы детей.)
Лоси живут в лесах вблизи лесных болот и водоёмов. Летом лоси питаются сочными болотными растениями, молодыми побегами деревьев, листьями кустарников. Зимой употребляют ветки ивы, рябины, осины и берёзы.
Повадки.
Лось ловок и быстр в движениях, может проходить самые топкие болота, распластав передние ноги. У него хорошо развит слух, а зрение слабое. Лоси хорошо плавают. В середине зимы сбрасывают старые рога. В конце марта, в апреле у них вырастают новые, на которых в сравнении со старыми обычно больше отростков (демонстрация рогов). У самки рождается обычно один детеныш; старые самки могут рожать двойни. Детёныши могут вставать через несколько минут после рождения, через 3 дня свободно передвигаются. Мама кормит детёнышей молоком.
-Давайте с вами поиграем в игру: «Звериная семья»
Я вам буду показывать картинки, а вы должны будете назвать: папу, маму и детёныша.
Заяц - зайчиха – зайчонок волк- волчиха – волчонок медведь- медведица- медвежата лис- лисица – лисёнок еж – ежиха - ежонок
- И наконец, «герой» нашего урока.
Лось – лосиха – лосёнок.
Польза
– Как вы думаете, какую пользу приносит этот лесной великан человеку и приносит ли вообще? Может мы просто им любуемся? (Ответы детей.)
Лось – ценный зверь во всех отношениях. Охотиться на него начали еще древние люди. Мясо лося – лосятина вкусна и питательна. Добытый лось использовался полностью: из крови делали колбасу, из молодых рогов готовили студень, из шкуры – кожу, из которой шили прочную обувь и одежду. А лосиное молоко исключительно полезно не только для лосят, но и для людей!
В морозную зиму о лосях проявляют заботу егеря (человек, который заботится, охраняет диких животных). С осени они заготавливают для них сено, вяжут веники из лиственных пород деревьев, строят специальные кормушки.
Физминутка.
«Лоси»
На полянку вышли лоси      
скрестить руки и поднять их над головой (пальцы прямые, раздвинуты),
Дружная семья:                    
Папа лось идет с рогами,  
 (шагают на месте, высоко поднимая колени)
А лосенок с рожками;        
(на месте переступают с носочка на носочек (отрывая от полатолько пятки), указательные пальцы обеих рук приставляют
ко лбу (рожки);
Мама длинными ногами    
(переходят на высокий шаг с «большими рогами»);
А лосенок – ножками.        
(повторяют шаги лосенка)
Лось копытом застучал,
Головою покачал,
Низко голову склонил
И воды в реке попил.
Снова голову поднял
И по лесу побежал.
Закрепление.
1) Беседа.
– О каком животном мы говорили? (Ответы детей.)
– Что интересного вы о нем узнали?
2) Тестовое задание (на карточках), выбрать правильный ответ. (Работают с тестами.)
1.Обведите картинку с изображением лося.
2.Лось – это
а) дикое животное; б) домашнее животное.
3.Лось имеет следующие части тела:
а) ноги, рога, хвост;б) голову, длинную тонкую шею, мощное тело, ноги и очень короткие, почти не заметный хвост;в) голову, шею, туловище, хвост, длинные ноги.4.Рога опадают:
а) летом; б) зимой; в) весной; г) осенью.
5.Лось –
а) хищное животное; б) травоядное животное.
6.Лось живет:
а) в лесу; б) тундре; в)горах; г) пустыне.
3) Проверка.
4) Составление рассказа по плану.
(Несколько человек)
План:
1.Кто это?2. Какие части тела у него есть?3. Это животное домашнее или дикое?4. Где оно живет?5. Чем питается (хищное или травоядное)?6. Как называют его детенышей?7. Какую пользу оно приносит.
5) Работа с учебником.
Стр. 65-66
- Кто изображен на первой картинке? (лось)
- Что вы можете сказать о его жизни по этой картинке?
- Кто изображен на второй картинке?
- Прочитайте вопрос, ответьте на него.
7. Итог
- О каком животном сегодня говорили?
- Где живет лось?
- Чем питается?
- Как называют детенышей лося?
- Что интересного узнали еще про лося?