ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ


ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
КЛОЧКОВА Мария Николаевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Шатлык», г. Заинск, РТ
В статье дана характеристика гендерных различий и особенностей мальчиков и девочек дошкольного возраста, раскрываются проблемы в вопросах гендерного воспитания, даются рекомендации по их преодолению, в том числе с помощью игры.
Ключевые слова: гендерная устойчивость, социальное и эмоциональное развитие ребенка, предметная среда, гендерное воспитание.
Гендер – формируемые обществом различия в понимании мужественности и женственности, социальные ожидания относительно мужского и женского поведения. Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами себя и окружающих. На обыденном уровне рассуждений многие убеждены в том, что психологические различия между мужчинами и женщинами связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма.
Общеизвестно, что одним из определяющих индексов развития образования является индекс гендерного равенства, потому что недискриминационное образование приносит пользу, как девочкам, так и мальчикам и тем самым, в конечном итоге, способствует развитию равноправных отношений между
мужчинами и женщинами. Поэтому, с целью достижения высоких результатов в области дошкольного образования, актуальным является разработка и использование в работе с детьми дифференцированных форм воспитания девочек и мальчиков с учетом их психофизических различий.
В результате психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:
– к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
– в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер (пол) не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери, а
также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.
Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики, они лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики – с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое. Однако, по мнению ученых, здесь также очень много спорного, проблематичного, неясного. По многим параметрам социального и эмоционального развития ребенка решающую роль играют не только родители, но и сверстники: дети не приемлют в своем обществе нарушений в полоролевой идентификации. Причем, женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот – «мужественных» девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.
Несоответствие гендерным стереотипам создает психологические трудности для всех детей, но у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:
1) для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идет по женскому типу;
2) мужские качества традиционно ценятся выше женских и давление на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек: женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а «мужественная» девочка воспринимается спокойно и даже положительно;
3) в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.
В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания. Педагоги испытывают трудности в просвещении родителей по вопросам воспитания детей разного пола. Это связано с современными тенденциями в статусе семьи,
осложняющими полоролевую социализацию детей (рост материального равенства мужа и жены, от четкого разделения семейных ролей к взаимозаменяемости хозяйственно-педагогических функций родителей, уменьшение авторитета отца и т. д.) В результате этого, содержание воспита-
ния и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:
– в физическом развитии и социальном поведении;
– в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;
– в проявлении агрессии и многом другом.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. К сожалению, в самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики подвергаются исключительно женскому влиянию: дома – мама или бабушка (как правило), а в детском саду в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми.
При обучении детей важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на
зрительном восприятии. Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейнобытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Важной неотъемлемой частью работы воспитателей в ДОУ по гендерному воспитанию является вовлечение в эту работу родителей, и самое главное – мужчин!
Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды. Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.
Вместе с тем, очень часто в детском саду укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий, так как они создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики.
Очевидно, что при воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности.
По мнению ученых, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвертый год жизни.
В работе с детьми широко используется игра. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра – основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Для того чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководить содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье.
С младшей группы, с первых дней пребывания детей в детском саду поставила перед собой задачу: надо научить ребенка жить общими интересами, проявлять доброжелательность к сверстникам. И решила использовать для этой цели сюжетно-ролевые игры. Мои наблюдения за поведением детей в самостоятельных играх помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым ребенком. Перед собой поставила следующие задачи:
‒ научить ребенка играть;
‒ содействовать объединению детей в игре;
‒ тактично руководить выбором игры;
‒ приучать детей соблюдать во время игры правила;
‒ воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляла в двух направлениях: создание необходимой игровой среды и непосредственное руководство играми детей. Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Особую роль на занятиях по развитию речи отвожу чтению литературных произведений с последующей этической беседой. В них должны быть эпизоды, которые дети могут перенести в игру (рассказы о представителях героических профессий и об их мужественных поступках). Необходимо рассказать и девочкам и мальчикам об общественных и
производственных сферах занятости мужчин и женщин (мам и пап), помочь осознать их значимость в семье.
С помощью родителей оборудовали игровую среду. Папы помогали в оснащении сюжетноролевых игр «мужскими» атрибутами, свойственными для каждой отдельной игры: сделали своими руками штурвал для игры в моряков, руль, дорожные знаки и дома для игр с машинами.
Мамы сшили для сюжетных игр красивые тематические костюмы: моряки, продавцы, дорожный инспектор, парикмахер. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т. д. Играли и утром, и после дневного сна. Важно было, чтобы малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я широко использовала прием прямого показа и непосредственного участия в игре. Например, чтобы привлечь внимание детей я начинала играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «разогреваю кашу», «кормлю куклу», «укладываю спать, спев колыбельную». Дети внимательно наблюдали за моими действиями. Я продолжала игру, а затем передавала куклу детям, словесно направляла дальнейший ход событий. Очень важно, чтобы к куклам, мишкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. Если кто-то из детей бросит куклу на пол, обращаю внимание на то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы ее приласкали, пожалели, поиграли с ней. Малыши быстро реагируют на эти слова. Для того чтобы игра развивалась, необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью проводила дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы» и т. д. Для обогащения игрового опыта детей подбирала простые сюжеты для инсценировок с куклой. Например, мама и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела есть. Мама сварила кашу, покормила дочку. Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры «Дочки-
матери», а дополнительные атрибуты и предметы заместители обогащают ее содержание. В младшей группе сюжет игры был простой, но постепенно он усложнялся, вводились новые игровые действия: мама стирает белье, купает куклу, лечит ее, гуляет с ней и т. д. В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовала в своей работе игры-показы. Так, во время игры с куклой я говорила: «Нашей Тане хочется погулять, давайте поможем ей одеться» Во время одевания рассматриваем одежду куклы, называем ее. Затем я последовательно одевала куклу. Дети наблюдали за моими действиями. Ребенок, будь то мальчик или девочка, нуждается в освоении и усвоении человеческих отношений. Мячи, машинки, конструкторы и другие игрушки, безусловно, нужны – они развивают интеллект и учат действовать с предметами. Но еще более важным в детстве является эмоциональное развитие. Уверенность в своих силах, доверие к миру, активность, воля, любознательность, способность понимать себя и других формируются именно в дошкольном возрасте и влияют на все развитие ребенка.
Кукла дает малышу разнообразные возможности для освоения социальной и эмоциональной сфер жизни. Она позволяет ребенку действовать понарошку, как будто. Эта условность способствует развитию воображения, которое имеет важнейшее значение для развития познавательной сферы в дошкольном возрасте. Кроме того, кукла позволяет встать на позицию другого: "оживляя" игрушку, малыш наделяет ее мыслями, чувствами, желаниями и действиями. Играя с ней, ребенок учится смотреть на себя со стороны и взаимодействовать с другими людьми. Когда приходит черед ролевых игр, у девочек на первый план выступает вечная игра в дочки-
матери (куклы выступают в ней в роли детей). В таких играх иногда участвуют и мальчики в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявить участие и заботу. Мужские роли могут быть и в других играх. Например, в игре в больницу: ребенок – врач, а кукла – пациент. При строительстве поезда или самолета куклы могут быть пассажирами. Малыш
имеет возможность примерить к себе разные роли и приобретает соответствующий социальный опыт. Игра с машинками или конструирование вряд ли дадут ему такую возможность. Накопленный опыт помог малышам активней участвовать в игре. В группе были созданы условия для расстановки акцентов: вот это делают мальчики, папы, дедушки и другие мужчины, а это привилегия девочек, мам, бабушек и других женщин. Гендерная социализация проявляется уже лет с трех: дети знают, что девочкам надо вести себя не так, как мальчикам, а дома, в семье есть папины дела, а есть мамины. Помогать друг другу нужно, но нельзя перекладывать свои обязанности на других. На первых порах создавались пары из мальчика и девочки для выполнения достаточно простых поручений, где надо проявить и физическую силу мальчикам и аккуратность, тщательность девочкам. Постепенно дети учатся самостоятельно распределять трудовые операции с учетом пола партнера. Так у мальчиков формируются навыки владения инструментами, у девочек умение украшать интерьер, ухаживать за малышами. Уже в средней группе дети усваивают, что при наведении порядка в группе мальчики берут на себя более тяжелую работу: носить и расставлять стульчики, собирать конструктор, ставить в гараж машины, а аккуратно расставить посуду, застелить кукольную кровать, одеть кукол – это работа для девочек. Я не устаю повторять мальчикам, что они сильные, храбрые, мужественные как папы, называю их защитниками, рыцарями, героями, а девочки красивые, нежные ласковые, добрые как мамы.
Традиционные принципы построения среды предусматривают одинаковое количество игр, пособий в зонах мальчиков и девочек, свободный выбор зон детьми, возможность организации совместных игр. В том числе и по семейно-бытовой тематике («Ожидаем гостей», «Поездка семьи за город»). Сложность в том, что в играх семейно-бытовой тематики роль папы явно недостаточна. Вместе с тем в группе учтены гендерные различия. В «мужских играх» – ковбои, космонавты, богатыри, пожарные, спасатели и др., мальчики учатся быть смелыми, выдержанными, преодолевать
трудности. Разъясняя детям ход военных и героических игр, я делаю акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину. Для подтверждения этой мысли родители – представители разных профессий рассказывают своим детям о своей работе. Очень трудно было «вытащить» родителей на встречи с детьми, чтобы рассказать о своей профессии. Тем не менее, дети на вопрос «Где работает твоя мама «папа»?
стали реже отвечать «На работе». В группе созданы альбомы «Наши мамы на работе», «Наши папы на работе» дети с любопытством их рассматривают, показывают сверстникам, передают полученные от родителей знания, с
гордостью сообщая: «Это моя мама (папа)!».
Совместно с родителями дети делали дома атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Спасатели», «Моряки», «Дорожные движение» – мальчикам; «Салон красоты», «Дочки-матери», «Поликлиника», «Магазин», куклы, наряды и предметы домашнего обихода – девочкам. С помощью альбома «Кем быть?»
продолжаем знакомиться с профессиями взрослых, развиваем воображение, память, речь. В результате за год работы у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу. Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением. Хочется надеяться, что в положенное время из этих ребятишек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта. А родителям пожелаю, чтобы правильное воспитание помогло их детям стать в жизни настоящими людьми. Принципы построения окружающей игровой среды предусматривают одинаковое количество игр, пособий в зонах мальчиков и девочек, свободный выбор зон детьми, возможность организации совместных игр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдрашитова А.В. Половое воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 4. –
С. 12-18.
2. Араканцева Т.А. Гендерные аспекты детско-родительских отношений: учебное пособие. – М.: Изд-во
Моск. психол.-соц. ин-та, 2006. – 57 с.
3. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. –
М.: Когито-центр, 1995. – 24 с.
4. Чекалина А.А. О формировании «Я» мальчика и девочки, мужчины и женщины // Мир психологии. –
2002. – № 2. – С. 110-117.
5. Шведчикова Т.А. Роль отца и матери в воспитании ребенка // Практикум по гендерной психологии. –
СПб.: Питер, 2003. – С. 91-108.
6. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего до-
школьного возраста. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 96 с.