Программа дополнительного образования детей Мир органических веществ


МКУ ДО ЦДЮТ
Утверждено:
На заседании методического совета
Протокол № __от «__________» 2016 года
Председатель методического совета
____________________________________
«________»______________________ 2016 г.

Программа
дополнительного образования детей
«МИР ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ»
Срок реализации программы: 1 год
Программа рассчитана на детей 15-16 лет
Автор: Тевризова Т. А, учитель химии,
экологии МКОУ СШ №1 г. Приволжска,
педагог дополнительного образования МКУ ДО ЦДЮТ
2016
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся 10 - 11 классов. Курс рассчитан на 144 часа. Введение данного курса предусматривает расширение базового курса по органической химии.
В наше время происходит усиление химизации большинства сфер жизни человека, но успехи органической химии используются без осознания необходимости грамотного применения веществ и материалов. Изучение курса поможет учащимся раскрыть свойства широкого спектра веществ и материалов в связи с их использованием.
Основные цели курса:
помочь учащимся усвоить курс органической химии;
расширение и углубление знаний об органических веществах;
развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников, в том числе и компьютерных;
воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества.
Задача курса:
раскрыть более подробно содержание предмета органической химии;
показать практическое значение органических веществ для человека;
научить применять полученные знания и умения для безопасного использования органических веществ в быту, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека.
раскрыть роль и перспективы химических знаний в решении экологических проблем
способствовать развитию способности к самостоятельной работе;
совершенствовать навыки и умения, необходимые в научно-исследовательской деятельности;
расширить кругозор учащихся.
Программа курса послужит для существенного углубления и расширения знаний по химии, необходимых для конкретизации основных вопросов органической химии и для общего развития учеников. В данном курсе более подробно рассматриваются вопросы генетической связи веществ, свойства и применение, расширены сведения об изомерии, включены дополнительно практические работы, что даст возможность лучше усвоить теоретические понятия и практические умения.
Формирование умений решать задачи является одним из компонентов обучения химии. В процессе решения задач происходит уточнение и закрепление химических понятий о веществах и процессах, вырабатывается смекалка в использовании имеющихся знаний.
Решение задач является одним из звеньев в прочном усвоении учебного материала ещё и потому, что формирование теорий и законов, запоминание правил, формул, составление химических уравнений происходит в действии.
У учащихся в процессе решения задач воспитываются трудолюбие, целеустремлённость, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении цели. В процессе решения задач реализуют межпредметные связи, показывающие единство природы, что позволяет развивать мировоззрение учащихся.
Химические расчётные задачи условно можно разделить на четыре группы:
Задачи, решаемые с использованием химической формулы вещества или на вывод формулы.
Задачи, для решения которых используют уравнения химических реакций.
Задачи, связанные с растворами веществ.
Задачи на вывод молекулярной формулы.

По окончании курса учащиеся должны знать:
классификацию органических соединений;
общие химические свойства гомологических рядов в зависимости от строения;
практическое значение отдельных представителей широко используемых в повседневной жизни, их составе, свойствах, способах применения;
способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами.
Основные стехиометрические законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава, закон Авогадро.
Следствия закона Авогадро. Нормальные условия.
Основные химические понятия: относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная масса, число Авогадро, массовая доля, относительная плотность газов.
Объёмные отношения газов в химических реакциях.
Массовая и объёмная доля компонентов в растворе. Разбавление растворов. Правило смешивания.
Уметь:
устанавливать структурно-логические связи между всеми классами органических веществ;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
составлять уравнения реакций разных типов;
решать задачи на вывод молекулярной формулы органических соединений;
соблюдать экологические требования в практической деятельности и в повседневной жизни;
проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
Производить расчёты по химическим формулам.
Вычислять число частиц, содержащихся в определённой массе вещества.
Выводить формулы соединений по массовым долям химических элементов.
Рассчитывать практический выход вещества и избыток вещества в химической реакции.
Выводить формулы вещества по результатам его сгорания.
Решать комбинированные задачи.
Производить расчёты по уравнениям реакций, протекающих в растворах.
Программа реализуется при использовании традиционных и элементов других современных педагогических технологий, включая компьютерные технологии.
В качестве основных форм проведения занятий предполагается проведение лекций, семинаров, организации коллективных способов обучения, метод проектов.
В ходе изучения темы теоретические вопросы контролируются тестированием; практическая и учебно-исследовательская деятельность с использованием справочников, энциклопедий, электронных библиотек, дополнительной литературы в виде защиты проекта по одной из тем.
По окончании курса деятельность учащихся оценивается в виде зачета. Для получения зачета необходимо выполнить 55% - 60% тестовых заданий, подготовить и защитить на уроке - конференции проектную работу.
Содержание курса
Тема №1.
Строение органических соединений (8 часа)
Предмет органической химии. Место и роль органической химии в системе наук о природе. Строение атома углерода. Валентные состояния атома углерода. Теория строения органических соединений.
Тема №2.
Углеводороды (36 часов)
Алканы. Строение, номенклатура, получение и физические свойства. Химические свойства алканов. Алкены. Строение, изомерия, номенклатура, физические свойства, получение. Химические свойства алкенов. Алкадиены. Строение молекул, изомерия, номенклатура, химические свойства алкадиенов. Каучуки. Резина. Алкины. Строение, изомерия, номенклатура, физические свойства, получение. Химические свойства алкинов. Циклоалканы. Их строение и свойства; изомерия, номенклатура. Арены. Строение молекулы бензола. Физические свойства, получение аренов. Химические свойства бензола. Применение бензола и его гомологов. Нефть и способы её переработки. Генетическая связь между классами у/в.
Тема №3.
Кислородсодержащие органические соединения (42 часа)
Спирты. Состав, классификация, изомерия, получение, применение предельных одноатомных спиртов. Химические свойства предельных спиртов. Многоатомные спирты. Фенол. Строение, физические свойства, получение, химические свойства, применение. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты. Строение, классификация, номенклатура, физические свойства, получение. Химические свойства карбоновых кислот. Представители карбоновых кислот, их применение. Сложные эфиры. Получение, строение, номенклатура, физические и химические свойства, применение. Жиры. Состав и строение молекул. Физические и химические свойства жиров. Мыла и СМС. Углеводы, их состав и классификация. Глюкоза и фруктоза. Дисахариды и полисахариды.
Тема №4.
Азотсодержащие органические соединения (16 часов)
Амины. Строение, классификация, номенклатура, получение, физические и химические свойства. Анилин. Аминокислоты. Состав, строение молекул, свойства, номенклатура, получение. Белки. Нуклеиновые кислоты.
Практическая работа «Идентификация органических соединений. Решение экспериментальных задач».
Тема №5. Решение задач. (38 часа)
Расчёты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. Определение массовой или объёмной доли выхода продукта от теоретически возможного. Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси. Массовая и объёмная доли компонентов смеси (раствора). Комбинированные задачи. Правило смешения «конверт Пирсона», «правило креста». Задачи на смеси. Решение задач на вывод молекулярной формулы органических соединений.
Презентация проектной деятельности (4 часа)
Проектные работы:
Как повысить октановое число?
Продукты переработки нефти - народному хозяйству.
Перспективы развития энергетики.
Действие этанола на белковые вещества.
Действие фенола на экологическое равновесие в экосистемах.
Генетическая роль нуклеиновых кислот. Генные мутации.
Анилиновые красители.
Загрязнения атмосферы.
Пластмассы загрязняют океан и др.
Литература для учителя:
Богданова Н.Н. Химия. Лабораторные опыты 8-11 классы –М.: Астрель АСТ, 2001
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга для учителя.- М.: Дрофа, 2004.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Тесты, упражнения, задачи. Органическая химия 10 класс.- М.: Дрофа, 2004.
Лидин Р.А., Маргулис В.Б. Химия 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2002.
Давыдова Г.Е. К изучению экологических проблем в курсе органической химии. “Химия в школе” №1, 2007.
Малеева В.Ф. Обобщающий урок по теме “Азотсодержащие органические соединения”. “Химия в школе” №3, 2007.
Амирова А.Х. Обобщение знаний по курсу органической химии “Химия в школе” №4, 2007.
Литература для учащихся:
Габриелян О.С. Химия 10 класс - М.: Дрофа, 2002-2006
Большой справочник. Химия -М.: Дрофа, 1999
Лидин Р. А., Молочко В.А. Химия Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы.- М.: Дрофа, 2001
Конарев Б.Н. Любознательным о химии. Органическая химия. - М.: Просвещение, 1989

Учебно-тематический план (144 часа)

п/п Наименование
раздела и темы Количество часов
Теория Практика Всего
1. Строение органических соединений 8 8
1.1 Предмет органической химии. Место и роль органической химии в системе наук о природе. Строение атома углерода. Валентные состояния атома углерода. 6 6
1.2 Теория строения органических соединений.
2 2
2. Углеводороды
36 36
2.1 Алканы. Строение, номенклатура, получение и физические свойства. 4 4
2.2 Химические свойства алканов. 2 2
2.3 Алкены. Строение, изомерия, номенклатура, физические свойства, получение. 4 4
2.4 Химические свойства алкенов. 2 2
2.5 Алкадиены. Строение молекул, изомерия, номенклатура, химические свойства алкадиенов. Каучуки. Резина. 6 6
2.6 Алкины. Строение, изомерия, номенклатура, физические свойства, получение. 4 4
2.7 Химические свойства алкинов. 2 2
2.8 Циклоалканы. Их строение и свойства; изомерия, номенклатура. 4 4
2.9 Арены. Строение молекулы бензола. Физические свойства, получение аренов. 4 4
2.10 Химические свойства бензола. Применение бензола и его гомологов. 2 2
2.11 Нефть и способы её переработки. Генетическая связь между классами у/в. 2 2
3. Кислородсодержащие органические соединения 42 42
3.1 Спирты. Состав, классификация, изомерия, получение, применение предельных одноатомных спиртов. 4 4
3.2 Химические свойства предельных спиртов. 2 2
3.3 Многоатомные спирты. 4 4
3.4 Фенол. Строение, физические свойства, получение, химические свойства, применение. 4 4
3.5 Альдегиды и кетоны 4 4
3.6 Карбоновые кислоты. Строение, классификация, номенклатура, физические свойства, получение. 4 4
3.7 Химические свойства карбоновых кислот. Представители карбоновых кислот, их применение. 2 2
3.8 Сложные эфиры. Получение, строение, номенклатура, физические и химические свойства, применение. 4 4
3.9 Жиры. Состав и строение молекул. Физические и химические свойства жиров. Мыла и СМС.
4 4
3.10 Углеводы, их состав и классификация. Глюкоза и фруктоза. 6 6
3.11 Дисахариды и полисахариды 4 4
4. Азотсодержащие органические соединения 14 2 16
4.1 Амины. Строение, классификация, номенклатура, получение, физические и химические свойства. Анилин. 4 4
4.2 Аминокислоты. Состав, строение молекул, свойства, номенклатура, получение. 4 4
4.3 Белки. Нуклеиновые кислоты. 2 2
4.4 Практическая работа «Идентификация органических соединений. Решение экспериментальных задач». 2 2
4.5 Обобщение и систематизация знаний по органической химии. Генетическая связь между основными классами органических соединений. 4 4
5. Решение задач 38 38
5.1 Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. 2 2
5.2 Определение массовой или объемной доли выхода продукта от теоретически возможного. Вычисление массы или объема продукта в реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. 4 4
5.3 Нахождение молекулярной формулы вещества в газообразном состоянии. 14 14
5.4 Комбинированные задачи. 10 10
5.5 Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора). 2 2
5.6 Правило смешения «правило креста». 2 2
5.7 Задачи повышенной трудности. 4 4
6. Презентация проектной деятельности 4 4
Всего:
100 44 144